г. Саратов |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А57-15349/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Жевак И. И., Луговского Н. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е. И.,
при участии в судебном заседании представителя Товарищества собственников жилья "Зенит" Дмитриенко Т.В., по доверенности от 27.06.2012 г.
рассмотрев апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Зенит"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.09.2012 г.
по делу N А57-15349/2012, принятое судьей Огнищевой Ю.П.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Зенит", г. Саратов, ИНН 6452927218, ОГРН 1076400000313,
к Главному управлению МЧС России по Саратовской области, Отделу надзорной деятельности по Кировскому району ГУ МЧС по Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным и отмене постановления N 130 от 04.07.2012 г. по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Зенит" (далее - ТСЖ "Зенит") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 130 от 04.07.2012 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного Отделом надзорной деятельности по Кировскому району ГУ МЧС по Саратовской области (далее - административный орган, отдел) в отношении ТСЖ "Зенит".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.09.2012 г. заявление оставлено без удовлетворения.
ТСЖ "Зенит", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ТСЖ "Зенит" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители Главного управления МЧС России по Саратовской области, Отдела надзорной деятельности по Кировскому району ГУ МЧС по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 01.06.2012 г. по 29.06.2012 г. государственным инспектором Кировского района г. Саратова по пожарному надзору Антоновым В. Г. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ТСЖ "Зенит" по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 119/123.
В ходе проведения проверки установлены нарушения, допущенные ТСЖ "Зенит", в связи с чем, административным органом по результатам проверки составлены акт проверки N 208 от 29.06.2012 г., протокол N 130 от 29.06.2012 г. об административном правонарушении.
Административным органом установлено, что в нарушение Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 ППР, "Правила противопожарного режима", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" автоматические установки обнаружения пожара, система дымоудаления, и система оповещения людей при пожаре всего многоэтажного жилого дома находятся в неисправном состоянии; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода (6,7,8,9,12 этажи многоэтажного жилого дома) не укомплектованы рукавами, стволами; не произведена проверка сети внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу с составлением акта; эксплуатация электрических сетей (поэтажных коридоров, лестничных клеток, помещений подвала, лифтовой) осуществляется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике, а именно, электросветильники эксплуатируются без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильников; здание не в полном объеме обеспечено знаками пожарной безопасности; допущено складирование горючих материалов (двери, и т.д.) на путях эвакуации 1-го этажа на лестничной клетке, а также устроены кладовые в поэтажных коридорах на каждом этаже многоэтажного жилого дома; двери отделяющие поэтажные коридоры от лифтовых холлов не оборудованы устройствами для их самозакрывания на всех этажах многоэтажного жилого дома; допускается отделка с применением горючих материалов путей эвакуации (лестничная клетка 1-го этажа и коридор первого этажа многоэтажного жилого дома).
Постановлением по делу об административном правонарушении N 130 от 04.07.2012 г. административный орган привлек ТСЖ "Зенит" к административной ответственности на основании частей 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначил административное наказание в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ "Зенит" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности наличия в действиях ТСЖ "Зенит" состава вменённых административных правонарушений и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании статьи 37, части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313, Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 и Нормах пожарной безопасности (НПБ 88-2001). Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 г. N 31. Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 г. N 18-7 приняты и введены в действие строительные нормы и правила Российской Федерации "СНиП 21-01-97". Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Виновное несоблюдение ответственным лицом требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, образует состав правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом выявлены приведённые нарушения требований пожарной безопасности.
При этом административный орган не описал в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении часть вменённых заявителю нарушений требований противопожарной безопасности.
Так, в данных документах административный орган указал, что здание не в полном объеме обеспечено знаками пожарной безопасности. При этом не указано, какие именно знаки пожарной безопасности и в каких помещениях отсутствуют.
Кроме того, заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что им допускается отделка с применением горючих материалов путей эвакуации (лестничная клетка 1-го этажа и коридор первого этажа многоэтажного жилого дома).
В соответствии со статьей 134 Закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
Из таблиц N 28 и 29 следует, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной опасности материала (КМ0-КМ4), классом (подклассом) пожарной опасности здания этажностью или выстой здания.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, связанных с применением в эвакуационных путях отделочных материалов, не соответствующих требованиям технических регламентов, орган пожарного надзора должен доказать, что примененный для отделки материал не может быть использован для отделки, так как не соответствует определенному классу пожарной опасности с учетом класса пожарной опасности здания, его высоты или этажности. Эти обстоятельства орган пожарного надзора не доказал, ограничившись лишь указанием на применение в путях эвакуации горючих материалов без описания этих материалов и определения класса их пожарной опасности.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции материалов, ТСЖ "Зенит" при внутренней отделке многоэтажного жилого дома использованы изделия профильные погонажные из поливинилхлорида, выпускаемые по ТУ 5772-001-48160374-2003. На указанные изделия выданы сертификаты соответствия N C-RU.ПБ05.В.00218, РОСС RU.АЮ64.Р03999, в которых указаны показатели пожарной безопасности изделий, соответствующие ГОСТам по группе горючести, группе воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности продуктов горения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом наличия состава правонарушения в части необеспечения здания знаками пожарной безопасности и отделки эвакуационных выходов с применением горючих материалов путей эвакуации не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы в этой части являются обоснованными.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное обстоятельство не привело к принятию судом первой инстанции неправильного решения.
В остальной части событие вменённых правонарушений подтверждается представленными Отделом доказательствами, которые заявителем не опровергнуты.
В этой части суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Зенит" не были соблюдены все требования пожарной безопасности, нарушения Правил в оспариваемом постановлении достаточно подробно описаны.
Доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях (бездействии) ТСЖ "Зенит" событий административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2012 года по делу N А57-15349/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Смирников |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15349/2012
Истец: ТСЖ "Зенит"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Саратовской области, Отдел надзорной деятельности по Кировскому району ГУ МЧС России по Саратовской области
Третье лицо: отдел надзорной деятельности по Кировскому району