город Омск |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А81-2317/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9575/2012) общества с ограниченной ответственностью "Ямалтрансэнергосервис", ОГРН 106890101362 (далее - ООО "Ямалтрансэнергосервис"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.09.2012 по делу N А81-2317/2012 (судья Полторацкая Э.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Ямалтрансэнергосервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЯНАО; Инспекция; налоговый орган; заинтересованное лицо),
о признании частично недействительным решения от 30.12.2011 N 11-16/61,
при участии в судебном заседании:
от Общества - Анисимова О.Я. по доверенности от 28.05.2012, сохраняющей силу в течение двух лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Муханова М.А. по доверенности от 12.11.2012, сохраняющей силу в течение двух лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Инспекции - Соколова Е.Ю. по доверенности от 25.05.2012 N 47, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ООО "Ямалтрансэнергосервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 1 по ЯНАО, в котором просило признать недействительным решение налогового органа от 30.12.2011 N 11-16/61 в части возложения обязанности по уплате налогов, пени и штрафов в общей сумме 3 441 831 руб. 28 коп., в том числе:
- единого социального налога в сумме 219 775 руб. 85 коп., пени в сумме 35 293 руб. 71 коп. и штрафа в сумме 43 955 руб. 18 коп.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 695 589 руб., пени в сумме 165 997 руб. 54 коп. и штрафа в сумме 139 118 руб.;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 142 102 руб., в том числе на финансирование страховой части пенсии в сумме 1 718 850 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 423 252 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.09.2012 по делу N А81-2317/2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
ООО "Ямалтрансэнергосервис", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Инспекции в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
МИФНС России N 1 по ЯНАО в период с 01.06.2011 по 23.11.2011 проведена выездная налоговая проверка ООО "Ямалтрансэнергосервис" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет различных налогов, в том числе налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.07.2009 по 31.05.2011, единого социального налога (далее - ЕСН) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт от 09.12.2011 N 11-16/61, с учетом, представленных по акту возражений вынесено решение от 30.12.2011 N 11-16/6.
Согласно названному решению заявителю предложено уплатить недоимку по налогам в общем размере 1 851 731 руб., в том числе по ЕСН в размере 1 836 088 руб. удержать и перечислить НДФЛ за 2009 год в размере 695 589 руб., страховые взносы в размере 2 142 102 руб., уплатить штрафные санкции, наложенные в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату ЕСН и по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ в общей сумме 475 809 руб. и пени в общем размере 458 443 руб. 51 коп.
Общество, не согласившись с решением МИФНС России N 1 по ЯНАО, в порядке апелляционного обжалования обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФНС России по ЯНАО), которое решение Инспекции частично изменило в части дополнительного начисления ЕСН, в связи с неверным применением ставки налога без учета регрессивной шкалы.
В связи с изменением резолютивной части решения Инспекции, Обществу предложена к уплате недоимка по ЕСН в общем размере 219 775 руб. 85 коп., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (ЕСН) в общем размере 43 955 руб. 18 коп.
УФНС России по ЯНАО также обязало Инспекцию произвести расчет пени по ЕСН за 2009 год на основании пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в остальной части решение МИФНС России N 1 по ЯНАО оставлено без изменения.
ООО "Ямалтрансэнергосервис", считая, что решение МИФНС России N 1 по ЯНАО нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.09.2012 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).
Состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.
Статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии с пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.
В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) вахтовым методом признается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
В силу пункта 6.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, в обязательном порядке ежедневным трехразовым питанием обеспечиваются работники организаций, труд которых используется в режиме "вахтового метода организации работ".
30.12.2008 между Обществом (заказчик) и ОАО "Ямалтрансстрой" (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по организации питания N 700309 (т. 7 л.д. 159-161).
Предметом названного договора явилось принятие исполнителем на себя обязательств по оказанию услуг по обеспечению питанием работников заказчика, согласно ежемесячно подаваемым заявкам с указанием численности и фамилии, имени, отчества работников заказчика, периода и места нахождения котлопункта, которые будут пользоваться услугами котлопункта (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.1 договора на оказание услуг по организации питания от 30.12.2008 N 700309 в разделе "Стоимость услуг и порядок расчетов" стороны определили, что стоимость услуг, перечисленных в пункте 1.1 договора, определяется ежемесячно из расчета:
- стоимости питания работников согласно ведомостям, поданным работником котлопункта, в том числе НДС 18%;
- стоимости услуг по организации питания работников заказчика в котлопунктах вахтовых поселков (участков), расположенных в здании УСО на станции Обская вдоль строящейся железнодорожной линии Обская-Бованенково и фактического количества работников заказчика, подтвержденного первичной документацией работниками котлопунктов.
Налоговый орган посчитал, что вторая составляющая оплаты является доходом каждого питающегося в конкретном котлопункте работника и, следовательно, каждый из них (фамилии, имена, отчества перечислены в приложении N 1 к акту проверки - т. 1 л.д. 130-155) должен уплатить НДФЛ с приходящейся на него части расхода, соответственно эта часть включена в налоговую базу по ЕСН каждого работника, а также в базу по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.
Суд первой инстанции поддержал позицию налогового органа.
Суд апелляционной инстанции находит указанную позицию ошибочной по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, стороны договора на оказание услуг по организации питания от 30.12.2008 N 700309 в протоколе согласования договорной цены (т.7 л.д. 161) пришли к соглашению о величине вышеуказанной второй составляющей оплаты следующим образом:
- стоимость услуги по обеспечению питанием одного человека в день в котлопункте вахтовых поселков (участков), расположенных вдоль строящейся железнодорожной линии Обская-Бованенково, составляет 144 руб. 44 коп., в том числе НДС 18%;
- стоимость услуги по обеспечению одного человека в день в котлопункте, расположенном в поселке Юрибей, составляет 712 руб. 81 коп., в том числе 18%;
- стоимость услуги по обеспечению питанием одного человека в день в котлопункте, расположенного в здании УСО и на его территории, составляет 476 руб. 68 коп., в том числе НДС 18%.
Из писем Минфина России от 07.02.2008 N 03-03-06/185, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/328 следует, что затраты на трехразовое питание работников, проживающих в вахтовых (временных) поселках, являются расходами на содержание данных мест жительства, пункты питания трудящихся вахтовым методом относятся к объектам социально-бытового назначения в созданных компанией поселках.
Таким образом, из указанного выше следует, что понесенные Обществом расходы по организации питания не связаны с системой оплаты труда, не являются доходом работника и не связаны с личными нуждами работника, а представляют собой затраты работодателя на организацию трудового процесса в труднодоступных местах. Именно работодатель заинтересован в том, чтобы работники надлежащим образом исполняли свои трудовые обязанности, в том числе, опосредованно, посредством восполнения трудозатрат. Работники в указанном случае лишены возможности приобрести питание в других местах общественного питания, находясь в вахтовом поселке. Кроме того, упомянутыми выше Основными положениями о вахтовом методе организации работ именно на работодателя возложена обязанность организовать трехразовое горячее питание работников, находящихся на вахте.
Следовательно, такие затраты в силу своей экономической сущности и в соответствии со статьей 209, абзацем вторым пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ не являются доходом работников и не могут включаться ни в налоговую базу по НДФЛ, ни в налоговую базу по ЕСН.
Указанное толкование процитированных правовых норм вытекает из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в частности в Постановлении от 11.09.2012 N 4357/12.
В связи с чем начисление ЕСН в сумме 219 775 руб. 85 коп., пени в сумме 35 293 руб. 71 коп. и штрафа в сумме 43 955 руб. 18 коп., НДФЛ в сумме 695 589 руб., пени в сумме 165 997 руб. 54 коп. и штрафа в сумме 139 118 руб. является необоснованным.
В связи с тем, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базы для начисления страховых взносов предусматривает объект налогообложения и налоговую базу по единому социальному налогу, которые установлены главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что по указанным выше основаниям выводы налогового органа, поддержанные судом первой инстанции, о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рассмотренному эпизоду также следует признать необоснованным.
Таким образом, решение МИФНС России N 1 по ЯНАО от 30.12.2011 N 11-16/61 в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Следовательно, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от17.09.2012 по делу N А81-2317/2012 подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требования ООО "Ямалтрансэнергосервис" о признании частично недействительным решения МИФНС России N 1 по ЯНАО от 30.12.2011 N 11-16/61, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000 руб. подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.09.2012 по делу N А81-2317/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Ямалтрансэнергосервис" удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30.12.2011 N11-16/61 в части возложения обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Ямалтрансэнергосервис":
1) по уплате ЕСН в сумме 219 775 руб. 85 коп., в том числе:
- ЕСН, уплачиваемый в ФБ, в сумме 109 888 руб.;
- ЕСН, уплачиваемый в ФСС, в сумме 53 112 руб. 46 коп.;
- ЕСН, уплачиваемый в ФФОМС, в сумме 20 146 руб. 11 коп.;
- ЕСН, уплачиваемый в ТФОМС, в сумме 36 629 руб. 28 коп.,
а также штрафа в сумме 43 955 руб. 18 коп., пени в сумме 35 293 руб. 71 коп.;
2) по уплате НДФЛ в сумме 695 589 руб., а также штрафа в сумме 139 118 руб., пени в сумме 165 997 руб. 54 коп.;
3) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 142 102 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1 718 850 руб.;
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 423 252 руб.,
как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ямалтрансэнергосервис" судебные расходы в размере 3 000 руб., возникшие в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в суд первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2317/2012
Истец: ООО "Ямалтрансэнергосервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-768/13
26.09.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7296/13
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-768/13
04.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9575/12
31.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9575/12
17.09.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2317/12