г. Саратов |
|
30 ноября 2012 г. |
Дело N А57-16131/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Кузьмичёва С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Казачкинского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области (412453, Саратовская область, Калининский район, с. Казачка, ул.Молодежная, д.2/1)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2012 года
по делу N А57-16131/2012 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению Администрации Казачкинского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области (412453, Саратовская область, Калининский район, с. Казачка, ул.Молодежная, д.2/1),
заинтересованные лица:
начальник территориального отдела, главный государственный ветеринарный инспектор по Калининскому, Лысогорскому и Самойловскому муниципальным районам Саратовской области Лазарев В.Г. (412484, Саратовская область, г.Калининск, ул. Заводская, д.14),
Управление ветеринарии Правительства Саратовской области (410069, г. Саратов, ул. Шехурдина, д.1),
об отмене постановления N 33 от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Казачкинского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области - Шувалов В.А., по доверенности от 27.08.2012;
от Управления ветеринарии Правительства Саратовской области начальник территориального отдела, главный государственный ветеринарный инспектор по Калининскому, Лысогорскому и Самойловскому муниципальным районам Саратовской области Лазарев В.Г. - лично, по паспорту.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Казачкинского МО Калининского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 33 от 12.07.2012 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного начальником территориального отдела, главным госветинспектором по Калининскому. Лысогорскому и Самойловскому МР Лазаревым В.Г.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные ею требования.
Начальник территориального отдела и Управление возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки были выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил, а именно: копии документов об исполнении комплексного плана мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Казачкинского МО Калининского района Саратовской области на 2011 -2015 года в территориальный отдел управления ветеринарии, администрацией Казачкинского МО не представлены; на территории Казачкинского МО Калининского района Саратовской области не оборудовано ни одного убойного пункта; во всех сельских поселениях, входящих в состав Казачкинского МО Калининского района Саратовской области отсутствуют специально отведённые и оборудованные, согласно ветеринарно - санитарным правилам, места для термического обеззараживания навоза от сельскохозяйственных животных; не проводится профилактика по предупреждению заболевания людей и животных бешенством; не обеспечена круглогодичная работа бригады по отлову бродячих животных с необходимом количестве, оснащённая транспортом, орудиями лова, спецодеждой; выгул собак производится не на специально оборудованных площадках; данные в по хозяйственной книге и фактическое наличие скота и птицы на подворьях не совпадают; по хозяйственные книги старого образца, ведётся в рукописном варианте, в них не вносятся дополнительные сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птиц и пчёл в течение сельскохозяйственного года.
Результаты проверки отражены в акте от 11.07.2012 N 34.
11.07.2012 начальником территориального отдела управления ветеринарии Правительства Саратовской области по Калининскому, Лысогорскому, Самойловскому муниципальным районам Лазаревым В.Г. с участием главы администрации муниципального образования, в отношении Администрации составлен протокол N 47 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
12.07.2011 начальником территориального отдела вынесено постановление N 33 о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 тысяч рублей.
Администрация не согласилась с указанным постановлением административного органа и оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ, выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Согласно статье 17 Закона "О ветеринарии" от 14.05.1993 года N 4979-1 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
В силу пунктов 8 и 23 статьи 3 Устава администрации Казачкинского МО Калининского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, администрацией не представлено в территориальный отдел управления ветеринарии копии документов об исполнении комплексного плана мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Казачкинского МО Калининского района Саратовской области на 2011 -2015 года, утвержденного губернатором Саратовской области.
На основании приказа Управления ветеринарии Правительства Саратовской области N 39 от 30.03.2011 года "Об усилении контроля при убое скота и перевозки скоропортящейся продукции" запрещено производить убой скота вне убойных пунктов или площадок.
Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
При этом приведенным нормативным актом данная обязанность не ставится в зависимость от наличия вещных прав на данный объект.
В рассматриваемом случае обязанность следить за надлежащим состоянием скотомогильника вытекает не из гражданских норм, обязывающих владельца нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, а из полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, уставом и специальными правилами.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки на территории Казачкинского муниципального образования не оборудовано ни одного убойного пункта.
Вместе с тем, как установлено актом плановых проверок скотомогильников, расположенных на территории Казачкинского муниципального образования от 05.04.2012 года, во всех сельских поселениях, входящих в состав Казачкинского муниципального образования отсутствуют специально отведённые и оборудованные места для биотермического обеззараживания навоза от сельскохозяйственных животных.
Обеспечение соответствия устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильников (биотермических ям) требованиям Ветеринарно-санитарных правил является важной составляющей мер, направленных на предупреждение в границах муниципального образования последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социального характера, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14, пунктом 7 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет (пункт 6.1 Ветеринарно-санитарных правил).
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что у администрации не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательств обращений за получением средств на указанные цели администрация не представила. Позиция администрации сводится к тому, что она отрицает наличие у нее соответствующей обязанности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых администрация привлечена к административной ответственности.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 года N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" бешенство входит в перечень особо опасных болезней животных.
На основании пунктов 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96, Ветеринатных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезными, общими для человека и животных. Бешенство" собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержание и использование устанавливает местная администрация.
В силу пункта 15.1.1. Правил администрация МО по согласованию с учреждениями ветеринарного и санитарного надзора: определяют места и оборудуют площадки для выгула собак, обеспечивают надлежащее санитарное состояние этих площадок; сообщают организации, занимающейся отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек; оказывают содействие работникам ветеринарной службы в проведении противоэпизоотических мероприятий.
Пункт 15.1.3 Правил предусматривает, что правила содержания собак и кошек, адрес ветеринарного учреждения, осуществляющего регистрацию, перерегистрацию и лечение животных, организаций, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели места выгула собак должны вывешиваться жилищно - эксплуатационными организациями на видном месте для широкого ознакомления граждан.
В силу пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании изложенного, организация отлова безнадзорных животных (кошек и собак) органами местного самоуправления также является предупреждением возникновения и распространения биолого - социальной чрезвычайной ситуации.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, администрацией, в нарушение вышеуказанных требований, не проводится профилактика по предупреждению заболевания людей и животных бешенством; не обеспечена круглогодичная работа бригады по отлову бродячих животных с необходимом количестве, оснащённая транспортом, орудиями лова, спецодеждой; выгул собак производится не на специально оборудованных площадках; данные в по хозяйственной книге и фактическое наличие скота и птицы на подворьях не совпадают; по хозяйственные книги старого образца, ведётся в рукописном варианте, в них не вносятся дополнительные сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птиц и пчёл в течение сельскохозяйственного года
В постановлении администрации Казачкинского муниципального образования N 7-П от 14.02.2012 года "Об утверждении Правил и порядка идентификации сельскохозяйственных животных на территории Казачкинского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области" указано, что регистрация, мечение и учёт сельскохозяйственных животных производится работником местного самоуправления.
В силу Приказа Минсельхоза РФ от 11.10.2010 года N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" ведение похозяйственных книг (далее -книг) в целях учёта личных подсобных хозяйств (далее - хозяйств) осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления), на территории которых имеются хозяйства.
Как следует из протокола N 47 об административном правонарушении от 11.07.2012, при проведении выборочной сверки записей похозяйственней книги и фактическим наличием скота и птицы на подворьях не совпадают. В администрации Казачинского МО похозяйственные книги старого образца ведутся в рукописном варианте, в них не вносятся дополнительные сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птицы и пчел в течение сельскохозяйственного года. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка ведения похозяйственной книги, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 11.10.2010 года N 345.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция считает, что административным органом доказан факт совершения правонарушения. В действиях администрации содержится состав вменённого правонарушения.
Управление правомерно привлекло заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 10.6. КоАП РФ.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, апелляционная коллегия считает, что администрация обоснованно привлечена к административной ответственности.
При определении меры наказания административным органом на основании правовой оценки фактических обстоятельств дела.
Управлением учтены характер совершенного заявителем правонарушения, его вина, с учетом которых определена справедливая, обоснованная, соразмерная совершенному деянию мера административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В связи с изложенным правовых оснований для отмены судебного акта, принятого по делу судом первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2012 по делу N А57-16131/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16131/2012
Истец: Администрация Казачкинского МО, Администрация Казачкинского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области
Ответчик: Начальник территориального отдела - главный государственный ветеринарный инспектор по Калининскому, Лысогорскому и Самойловскому МР Лазарев В. Г.
Третье лицо: Управление ветеринарии Правительства Саратовской области