город Москва |
|
22 ноября 2012 г. |
дело N А40-8676/12-41-79 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОНВЭНТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2012 по делу N А40-8676/12-41-79, принятое судьей О.А. Березовой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОНВЭНТ" (ОГРН 1027700278495, 129041, город Москва, улица Пантелеевская, дом 14, строение 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГУК Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники"
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сыроежкина М.С., Буцылова В.В. по доверенности от 05.03.2012 N 17-П;
от заинтересованного лица: Леонова Т.А. по доверенности от 11.09.2012 N 33-и-3987/12;
от третьих лиц: от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - Захаров М.Е. по доверенности от 30.12.2011 N 05-08-2690/11; от ГУК Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" - не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЭНТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001001:1005, расположенного по адресу: город Москва, пр. Сокольнического круга, вл. 11 (ранее - Москва, парк Сокольники, стр. 7 А), и обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи названного земельного участка в течение 5 календарных дней со дня изготовления судом решения по делу в полном объеме.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2012 в удовлетворении требований отказано.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует ГУК Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники", представитель которого в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, учреждение извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда отменить, представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поддержал возражения против удовлетворения апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что заявитель является собственником здания, расположенного на спорном земельном участке, приобретенного им у ООО фирмы "Фиалка", ранее сторонами заключен договор аренды земельного участка, для эксплуатации здания.
07.12.2011 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении арендованного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001001:1005, расположенного по адресу: город Москва, пр. Сокольнического круга, вл. 11 в собственность.
09.12.2011 письмом N 33-5Т3-1452/11/0/1 Департаментом земельных ресурсов города Москвы отказано заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, указывая на то, что земельный участок располагается на территории объекта культурного наследия (произведения садово-паркового искусства) регионального значения, в охранной зоне памятников истории и культуры, на территории лесопарка "Сокольники" и в силу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приватизации и разделу не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество оспорило данный отказ в судебном порядке и просило обязать Департамент принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия у административного органа законных оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в природно-охраняемой зоне и, как следствие, ограниченности в обороте.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции, рассмотревшего дело в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, это право реализуется юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и Федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 лица, не указанные в п. 1 и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой Перечень утвержден приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, которым предусмотрено представление заявителем копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписки из государственных реестров о юридическим лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6; сообщения заявителя (заявителей), содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в течение месяца со дня поступления указанного в пункте 5 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в течение месяца со дня принятия указанного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением от 08.01.1997 N 13 "Об утверждении генеральных планов развития и реконструкции МПКиО "Сокольники", Измайловского и Филевского ПКиО" Правительством города Москвы в пункте 2 утверждены границы указанных парков согласно генеральным планам и описаниям границ.
Согласно приложения 2 к постановлению, на юго-востоке граница земельного участка ПКиО "Сокольники" проходит по улице Олений вал по внешнему краю тротуара, граничащего с лесом, до пересечения с обочиной Богородского шоссе, граничащей с парком; далее по правой обочине Богородского шоссе до пересечения с ул. Сокольнический вал; на юге граница проходит по ул. Сокольнический вал по ограждению парка, пересекая Митьковский пр-д, далее по Сокольническому валу на расстоянии 26 м. от правой обочины, пересекая Поперечный просек, до пересечения с проектируемым проездом N 570 на расстоянии 20 м. от юго-западного угла здания техникума МЗЖК.
Из постановления Правительства города Москвы от 28.04.2009 N 367-ПП "Об образовании особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Сокольники" и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха "Сокольники" не следует, что граница ПКиО "Сокольники" в указанной части изменилась; кроме того, приложением 2 к данному постановлению установлена граница объекта природного комплекса N 1 Восточного административного округа города Москвы "Лесопарк "Сокольники".
Из представленных в материалы дела и исследованных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции с участием представителей лиц, участвующих в деле, в ходе судебного разбирательства планов и схем следует, что здание заявителя находится в пределах указанных границ.
Таким образом, здание заявителя находится на территории Парка культуры и отдыха "Сокольники" в границах, установленных приложением 2 к постановлению Правительства города Москвы от 08.01.1997 N 13; в границах природного комплекса N 1 Восточного административного округа города Москвы "Лесопарк "Сокольники" в границах, установленных приложением 2 к постановлению Правительства города Москвы от 28.04.2009 N 367-ПП.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут быть включены в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно п. 3 постановления Правительства города Москвы от 08.01.1997 N 13 парк культуры и отдыха "Сокольники", Измайловский и Филевский парки культуры и отдыха являются государственными учреждениями культуры, территории которых не подлежат приватизации и отчуждению (постановление ВАС РФ от 10.04.2012 N 16662/11).
Из материалов дела следует, 23.03.2011 сторонами заключен договор аренды спорного земельного участка N М-03-035276.
Из пункта 4.4. договора следует, что спорный земельный участок находится на территории культурного наследия регионального значения (памятник садово-паркового искусства - парк "Сокольники").
Пунктом 4.16 договора установлено, что земельный участок приватизации не подлежит.
Аналогичная норма установлена в распоряжении Департамента земельных ресурсов города Москвы от 18.02.2011 N 171-03 ДЗР, на основании которого заключен договор аренды.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок не располагается на территории лесопарка, документально не подтвержден.
Границы ПКиО "Сокольники" установлены постановлением Правительства Москвы 08.01.1997 N 13, и со дня его принятия не изменялись.
Согласно постановления Правительства Москвы 28.04.2009 N 367-ПП здание располагается на территории лесопарка "Сокольники".
То обстоятельство, что спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 77:03:0001001:1005, в то время как ГУК Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок с другим кадастровым номером (77:03:0001001:57) не опровергает обстоятельства о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0001001:1005 является территорией ПКиО "Сокольники" и территорией лесопарка "Сокольники".
В качестве единственного основания наличия права на приватизацию спорного земельного участка общество указывает на свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует, что заявитель является собственником нежилого здания площадью 1826, 4 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, пр. Сокольнического круга, д. 11.
Вместе с тем, государственная регистрация права собственности заявителя на здание, расположенного на спорном земельном участке, не может быть рассмотрена в качестве доказательства наличия у заявителя исключительного права на приватизацию спорного земельного участка, занятого этим зданием.
Здание указано в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.04.2009 N 367-ПП "Об образовании особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Сокольники" и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха "Сокольники".
В письме Москомархитектуры от 28.06.2010, адресованном Департаменту земельных ресурсов города Москвы, указано, что Москомархитектурой документация на строительство данного объекта не оформлялась.
Из материалов дела следует, что заявителем по договору купли-продажи от 18.12.2002 приобретено у ООО фирмы "Фиалка" здание площадью 409 кв. м; согласно свидетельства о государственной регистрации права от 13.06.2006 площадь здания составляет 1764, 3 кв. м., в качестве документа - основания для государственной регистрации права собственности заявителя на здание указан акт приемки законченного строительством объекта от 22.12.2005, который заявителем не представлен, а представленное распоряжение Префекта Восточного административного округа города Москвы от 30.01.2006 N 114-В-РП, не свидетельствует о том, что спорный земельный участок предоставлялся для строительства либо реконструкции объекта и то, что строительство (реконструкция) велась при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы документов (разрешения на строительство и др.).
Кроме того, из текста представленного распоряжения от 30.07.2009 N 674-В-РП следует, что оно касается работ по пристройке к зданию террасы, в результате которых площадь здания увеличилась на 62, 1 кв. м. и составила 1826, 4 кв. м.
С учетом установленного следует, что у Департамента земельных ресурсов города Москвы отсутствовали правовые основания для предоставления спорного земельного участка в собственность общества ввиду установленного Законом запрета на его передачу в частную собственность.
Судом апелляционной инстанции, доводы жалобы общества отклоняются, поскольку выводы суда первой инстанции об указанных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1.000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2012 по делу N А40-8676/12-41-79 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "КОНВЭНТ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 руб., как излишне уплаченную по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8676/2012
Истец: ООО "Конвэнт"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГКУ г. Москвы "Парк культуры и отдыха"сокольники", ГУК г. Москвы "Паре культуры и отдыха"Сокольники", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30998/12