г. Москва |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А40-96965/12-154-902 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.
судей: |
Свиридова В.А., Москвиной Л.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
при участии:
от заявителя: |
Фатеева Е.А. по дов. от 06.07.2012; |
от ответчика: |
Ануфриев О.С. по дов. от 10.10.2012, Давыдов М.В. по дов. от 02.08.2012; |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от "12" сентября 2012 г. по делу N А40-96965/12-154-902 судьи Полукарова А.В.
по заявлению ООО "Домис-Л" (ОГРН 1037704042298, 123298, г.Москва, ул. Маршала Бирюзова, д.1, корп.1А)
к ТУ ФСФБН в г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домис-Л" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 года N452-12/2467М Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ответчик, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением от 12.09.2012 г. суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицом.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении приказ ФТС России от 05.02.2009 г. N 125 утратил силу. Считает, что сотрудники Московской таможни были вправе составить протокол об административном правонарушении по факту выявленного нарушения валютного законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, между ООО "Домис-Л" и фирмой "Woodbridge International Ltd" (Гибралтар), был заключен внешнеторговый контракт от 27.05.2010 г. N 041-2010 на общую стоимость 8.000.000 долларов США.
На основании контракта в Открытом акционерном обществе Коммерческий банк "СДМ-Банк" был оформлен ПС N 10060036/1637/0000/1/0.
09.08.2011г. таможней был осуществлен выпуск товаров по ГТД N 10408100/090811/0006148, о чем свидетельствует отметка таможенного органа в графе "D" вышеуказанной ГТД.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по ГТД N 10408100/090811/0006148 должна быть представлена заявителем в уполномоченный банк в срок до 24.08.2011г.
Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по ГТД N 10408100/090811/0006148 была представлена ООО "Домис-Л" 10.10.2011, то есть с нарушением установленного Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" пятнадцатидневного срока более чем на 47 дней.
17.05.2012 г. государственным таможенным инспектором Московской таможни составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт невыполнения обществом в установленный срок обязанности по соблюдению установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в срок превышающий тридцать дней.
05.06.2012 г. уполномоченным должностным лицом ответчика вынесено постановление N452-12/2476М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ выразившегося в нарушении срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней, в виде административного штрафа в размере 40.000 руб.
Полагая, что названное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно пункту 2.4 названного Положения резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с приведенной нормой справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по ГТД N10408100/090811/0006148 должна быть представлена заявителем в уполномоченный банк в срок до 24.08.2011 г.
Между тем фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены заявителем в уполномоченный банк только 10.10.2011 г., то есть с нарушением установленного Положением Центрального банка Российской Федерации N258-П срока более чем на тридцать дней.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд, согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Согласно ч.6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ, вступившим в законную силу 28.11.2011).
Поскольку в настоящем случае материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления заявителем (с нарушением срока превышающим тридцать дней) в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы, вывод Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, правомерен.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае у заявителя имелась возможность соблюсти требования нормативных правовых актов, устанавливающих сроки представления в банк необходимых документов по валютным операциям, но им не были предприняты все необходимые и достаточные меры для их соблюдения. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного представления в банк справки о валютных операциях, обществом не приведено. В связи с изложенным вывод ответчика о наличии вины заявителя в совершении правонарушения правомерен.
Однако, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в рассматриваемом случае ответчиком нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицом.
Так, в силу ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов и агентов валютного контроля - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса (пункт 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В подпункте 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. N125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Таким образом, в силу указанных положений Приказа N125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, ГТД N 10408100/090811/0006148 принята таможенным органом 09.08.2011 г. Поэтому таможенный орган не имел права в данном случае возбуждать в отношении общества дела об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по названным декларациям и осуществляемых начиная с этой даты, в том числе составлять протокол об административных правонарушениях.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выраженной в Постановлении Президиума от 07.06.2011 г. N 901/11.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Московской таможни 17.05.2012, т.е. после принятия таможенным органом ГТД N 10408100/090811/0006148.
Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении от 17.05.2012, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приказ ФТС России от 05.02.2009 г. N 125 признан утратившим силу, являются голословными, поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия иного порядка действий таможенных органом и их должностных лиц при обнаружении признаков рассматриваемого правонарушения ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылки апелляционной жалобы ответчика на Приказ ФТС России от 02.04.2012 г. N 615 также не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными, поскольку из текста данного Приказа не усматривается, что таможенный орган обладает правом по осуществлению контроля в отношении валютных операций, совершаемых после подачи таможенной декларации. Пунктом 2 ч. 1 названного Приказа начальникам региональных таможенных управлений и таможен (за исключением оперативных) приказано обеспечить завершение проверок в сроки, позволяющие органу валютного контроля рассмотреть дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, или в сроки, установленные поручениями вышестоящих таможенных органов на проверку. При этом возможность возбуждения дела об административном правонарушении таможенными органами по ст. 15.25 КоАП РФ в связи с выявленными нарушениями после выпуска товаров указанным приказом не предусмотрена и не предписана.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественным и доказательствами.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 г. N 452-12/2476М о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Домис-Л" к административной ответственности по ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ. являлось незаконным и подлежало отмене.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "12" сентября 2012 г. по делу N А40-96965/12-154-902 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96965/2012
Истец: ООО "Домис-Л"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1866/13
06.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1866/13
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1866/13
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1866/13
21.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32256/12
12.09.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96965/12