город Омск |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А46-24816/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8627/2012) общества с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.09.2012 по делу N А46-24816/2012 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" (ОГРН 1025500734710, ИНН 5503068082) к отделу надзорной деятельности Советского административного округа г.Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" - Бровач Анатолий Александрович, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 25.06.2012 сроком действия на 1 год;
от отдела надзорной деятельности Советского административного округа г.Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Булдаков Сергей Николаевич, предъявлено удостоверение, по доверенности N 277-10-7-11 от 11.01.2012 сроком действия до 31.12.2012;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Флотсервис-Омск") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Советского административного округа г.Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - административный орган, Отдел, заинтересованное лицо) от 19.06.2012 N 432/434 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2012 по делу N А46-24816/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО "Флотсервис-Омск" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности. Нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом первой инстанции не установлены.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 05.09.2012 по делу N А46-24816/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что административный орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий при проведении проверки, поскольку проверка проводилась на предмет исполнения Обществом ранее выданного предписания и вновь выявленные нарушения правил пожарной безопасности не могут являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит отменить.
До начала судебного заседания от ООО "Флотсервис-Омск" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно, актов комплексного опробования системы пожарной сигнализации здания БРУ, административно-бытовых зданий литера А, А1 (1П); литера А (2П)).
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство Общества удовлетворено, перечисленные документы приобщены к материалам дела.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заинтересованного лица от 05.05.2012 N 416 в отношении Общества с целью контроля исполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт невыполнения предписания заинтересованного лица от 23.05.2011 N 329/1/1 со сроком исполнения 07.05.2012, что зафиксировано в акте проверки от 13.06.2012 N 416.
По результатам проверки должностным лицом отдела надзорной деятельности Советского административного округа г.Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области в рамках предоставленных полномочий в отношении Общества были составлены протоколы об административных правонарушениях от 13.06.2012 N 432 и N 434.
В данных протоколах зафиксирован факт нарушения заявителем требований Строительных норм и правил "СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.10.1985 N 189; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; Норм пожарной безопасности "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315; Норм пожарной безопасности "НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323; Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, а именно:
- на свободной линии водомерной рамки в здании административно-бытового назначения не установлена задвижка с электроприводом открывающаяся местно, дистанционно и автоматически;
- в помещении склада ангарного типа допускается установка штепсельных розеток и электрощита;
- в помещении склада ангарного типа не обеспечена возможность отключения электроэнергии по окончании рабочего дня от электропотребителе;
- во всех помещениях двухэтажного административно-бытового здания, здании одноэтажного склада, гаражном боксе, здании токарной мастерской со встроенными помещениями административно - бытового назначения, в производственном помещении, пристроенном к двухэтажному административно-бытовому зданию, расположенным по адресу: г. Омск, ул. 2 Затонская, 1, не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и оповещания людей о пожаре;
- двери лестничной клетки на первом этаже административно-бытового здания не укомплектованы приспособлениями для самозакрывания и не уплотнены в притворах;
- лестничная клетка административно - бытового здания на втором этаже не отделена от примыкающего коридора самозакрывающимися дверями, уплотненными в притворах.
На основании указанных протоколов 19.06.2012 административным органом принято постановление N 432/434, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2012 по делу N А46-24816/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Как было указано выше, административным органом были выявлены нарушения Обществом требований пожарной безопасности (нарушения описаны выше).
Указанное обстоятельство явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается тот факт, что Обществом не были соблюдены требования пожарной безопасности.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что административный орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий при проведении проверки, апелляционным судом отклоняется, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, проведение проверки исполнения Обществом ранее выданного ему предписания не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за выявленные заинтересованным лицом при этой проверке нарушения требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене ввиду нарушения административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, выразившееся в неизвещении Общества о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.
Как следует из материалов дела, законный представитель Общества, надлежащим образом извещенный о дате и времени составления протоколов об административном правонарушении в отношении Общества (л.д. 44, 45), на составления протоколов не явился.
Протоколы об административных правонарушениях от 13.06.2012 N 432 и N 434 были составлены в отсутствии законного представителя Общества.
В протоколах об административном правонарушении административный орган указал, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 19.06.2012 в 10 час. 00 мин.
Указанные протоколы были направлены в адрес Общества по почте и получены Обществом только 22.06.2012 (л.д. 46), то есть после вынесения оспариваемого постановления (постановление вынесено 19.06.2012).
Иные доказательства, свидетельствующие о направлении в адрес Общества извещения о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в деле отсутствуют.
Таким образом, в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на дату принятия постановления N 432/434 от 19.06.2012 заявитель был извещен о времени и месте вынесения указанного постановления и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган располагал сведениями о том, что Общество надлежащим образом извещено о дате рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Так как неизвещение заявителя о времени и месте вынесения постановления N 432/434 от 19.06.2012 является существенным нарушением процессуальных норм, постановление N 432/434 от 19.06.2012 является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 05.09.2012 по делу N А46-24816/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 432/434 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 19 июня 2012 года отдела надзорной деятельности Советского административного округа г.Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, которым общество с ограниченной ответственностью "Флотсервис-Омск" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24816/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Флотсервис - Омск"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5298/13
15.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5298/13
22.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5298/13
14.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8627/12
15.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8627/12
20.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8627/12
05.09.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-24816/12