г. Челябинск |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А07-7984\2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Толкунова В.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2012 по делу N А07-7984\2012 (судья Давлеткулова Г.А.), участвуют представители от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан Ефимова Н.И. (доверенность N 03-03\4346 от 15.11.2012), Бешкарева Е.П. (доверенность N 03-08\0979 от 11.03.2012)
04.05.2012 открытое акционерное общество "Учалинские тепловые сети" (далее - плательщик, общество, заявитель, ОАО "Учалинские теплосети") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10 от 06.03.2012 в части привлечения к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и взыскании штрафа - 350 руб., начисления налога на добавленную стоимость (далее НДС) - 518 863 руб., пени - 139 916,2 руб.
Плательщик на основании договора обеспечивает теплом население, оплата услуг производится через муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика" (далее МУП "Служба заказчика"), общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" (далее ООО "Служба заказчика"), от которых общество получало субсидии по погашению убытков от применения государственных регулируемых цен и для льгот отдельным категориям потребителей.
Начисляя НДС в сумме 477 246 руб. за 2008 год инспекция сделала вывод, что получателем субсидий, имеющим право не включать их в базу НДС, является МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика", а для плательщика эти суммы являются выручкой и должны учитываться в налоговой базе.
Выводы неверны, т.к. МУП "Служба заказчика", ООО "Служба заказчика" не являются поставщиками услуг и получателями бюджетных средств, связанных с реализацией услуг, они является транзитными организациями по передаче их поставщику. Поскольку субсидии поступают в ОАО "Учалинские теплосети", то организация имеет право не учитывать их в налоговой базе согласно п.п.2 п.1 ст. 162 НК РФ (т.1 л.д.2-8). Заявлен частичный отказ от требований (т.2 л.д.133).
Инспекция возражает против заявленных требований, ссылается на обстоятельства, установленные налоговой проверкой (т.1 л.д.83-88, т.2 л.д.109-112, т.3 л.д.60-62, т.4 л.д.5-7).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика", Территориальное Управление Минфина Республики Башкортостан, Управление труда и социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы (т.2 л.д.146).
Решением суда первой инстанции от 12.09.2012 требования удовлетворены, суд пришел к выводу, что п.2 ст. 154 НК РФ предусматривает льготу - при реализации услуг с учетом субвенций (субсидий) представленных бюджетами различных уровней в связи с применением плательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров исчисленных из фактических цен реализации.
Поскольку контрагенты МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" в отношениях по предоставлению услуг участвовали как транзитные организации и выступали от имени населения, то они не являются получателями бюджетных средств, то финансирование льгот производилось в адрес плательщика, который правомерно использовал льготы и не включал их в налоговую базу (т.4 л.д.28-36).
22.10.2012 от инспекции поступила апелляционная жалоба об изменении судебного решения.
Сделан неосновательный вывод о том, что получателем субсидий является ОАО "Учалинские теплосети". Не учтено, что исчисление стоимости теплоэнергии производилось по установленным тарифам, без учета каких - либо льгот, в оплату включался НДС на всю сумму, что обязывало общество перечислись его в бюджет.
Исчисление льгот в отношении конкретных лиц производилось контрагентами - МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" действовавшими самостоятельно, бюджетные средства предоставлялись им на основании договоров заключенных с Управлением. Плательщик участником отношений по социальной поддержке населения не является, доказательства получения им убытков от деятельности, подлежащей компенсации, отсутствуют.
Неверно указан размер полученной льготы, которая не соответствует сумме исключенной из налогообложения (т.4 л.д.48-52).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен, плательщик и третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания, не явились, суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
При отсутствии возражений сторон пересмотр дела производится в пределах апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав инспекцию, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Учалинские теплосети" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 27.12.2005, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, является энергоснабжающей организацией (т.1 л.д.43-44, 70-81).
01.01.2008 с МУП "Служба заказчика" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде, по которому энергоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию в дома (п.2.2.1), использовать действующие тарифы (п.2.2.5), а абонент обязуется обеспечить содержание и ремонт систем подачи энергии и приборов учета, производить начисление и сборы платежей за энергию, оплачивать энергию по тарифам, утвержденным сессией городского совета (п.2.3.5), абоненту выплачивается вознаграждение в размере 0,8 процента от общей суммы начислений за тепловую энергию. Цена отпускаемой энергии устанавливается по тарифу утверждаемому в соответствии с действующим законодательством, расчеты производятся по действующему тарифу (п.3.6) (т.1 л.д.94-98). Такой же договор N 3-теп от 01.07.2009 заключен с ООО "Служба заказчика" (т.1 л.д.99-102). Сторонами составлялись акты о размере оказанных услуг на основании которых МУ "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" направлялись счета - фактуры с НДС (т.1 л.д.103-126).
МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" платежными поручения производили перечисление денежных средств с наименованием платежей "финансирование льготы" с выделением НДС (т.1 л.д.89-93). Составлялись акты сверок (т.1 л.д.123-134, т.2 л.д.134-138). В первичных документах отсутствует упоминания о применении пониженных тарифов или иных льготах.
Между МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" (поставщик) и Управлением труда и социальной защиты Республики Башкортостан заключены договоры о предоставлении мер социальной поддержки для отдельных категорий населения и возмещения расходов связанных с предоставлением этих мер. Предусматривается ежемесячное представление поставщиком списков лиц обладающих правом на получение льгот, составление актов сверок для определения сумм расходов, представление заявок на возмещение произведенных расходов, которые ежемесячно возмещаются Управлением (т.1 л.д.138-153).
После расчета льгот поставщики направляли в Управление счета - фактуры с указанием платежа "предоставление льгот по ЖКУ" (т.2 л.д.12-88).
В письме N 206 от 30.11.2011 Управление подтвердило наличие договорных отношений с МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" и отрицает заключение таких договоров с ОАО "Учалинские теплосети" (т.2 л.д.89).
В материалах дела имеются первичные документы подтверждающие исполнение договоров между Управлением и покупателями: решения органа местного самоуправления об утверждении тарифов (т.2 л.д.113), квитанции с указанием льгот, которые контрагенты направляли физическим лицам (т.2 л.д.116), реестры льготников, составляемые МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" (т.2 л.д.117), платежные поручения о перечислении Управлением возмещений в адрес контрагентов (т.2 л.д.120).
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка, по результатам составлен акт N 11 от 22.03.2011 (т.1 л.д. 42-73),
Решением инспекции N 10 от 06.03.2012 обществу до начислены НДС - 503 341 руб., пени - 138 324 руб.
Налоговый орган, в том числе, пришел к выводу о занижении базы НДС 2008 года в связи с чем начислен налог 477 246 руб., не учтена выручка полученная от реализации тепловой энергии от МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" по заключенным договорам. Расчет оплаты производится по показаниям счетчиков без учета льгот, по тарифам установленным органом местного самоуправления, в счетах заказчикам выставляется НДС с полной стоимости услуг, что обязывало уплатить в бюджет указанный в счетах фактурах налог.
МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" рассчитывали предъявляемые населению услуги с учетом льгот, а разницу получали в виде возмещения из бюджета (в Управление социальной защиты направлялись заявки на возмещение произведенных расходов с подтверждающими документами). При таких обстоятельствах получателями субсидий являлись МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика". Какие - либо договоры между плательщиком и Управлением социальной защиты (далее Управление) по предоставлению социальной поддержки отсутствовали, кроме того, сумма льгот 9 856 986 руб. представленная Управлением значительно меньше перечисленной от контрагентов.
По характеру денежные средства не могут рассматриваться как субвенции, дотации, субсидии, т.к. МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" не являются органами государственной власти, полномочными представлять субсидии (т.1 л.д.49-59).
Решением Управления ФНС по Республике Башкортостан (далее Управление) N 176\06 от 19.04.2012 по результатам рассмотрения первичной жалобы решение инспекции оставлено без изменения (т.1 л.д.67-69).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд пришел к следующим выводам.
По мнению подателя апелляционной жалобы - налогового органа плательщик не имеет право на применение льготы по п.2 ст. 154 НК РФ - он не применяет льготные цены, получает полную оплату по действующим тарифам с НДС предусмотренную договором и не несет убытков, бюджетные средства ему непосредственно не выделяются.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что фактическим исполнителем договора и получателем бюджетных средств, имеющим право на применение льготы является ОАО "Учалинские теплосети", а контрагенты МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" являются транзитными участниками перечисления компенсации.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 - 162 НК РФ.
В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически понесенных расходов (убытков), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не подлежат учету при исчислении НДС.
Из анализа правовой нормы следует, что для применения данной налоговой льготы плательщик должен соответствовать следующим признакам:
- оплата за оказанные услуги должна им исчисляться с учетом установленных льгот, т.е. в меньшем размере, чем установлено действующими регулируемыми тарифами,
- в результате применения льгот возникают убытки, т.е. доход получен в размере меньшем, чем устанавливают действующие тарифы, им производится расчет убытков,
- данному лицу в установленном порядке предоставляется компенсации из бюджета.
По материалам дела плательщик заключил договоры с МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" на оказание услуг по поставкам теплоэнергии, оплата производилась по действующим тарифам и не учитывала снижения на суммы льгот, в расчете которых общество участия не принимала, в выставленных счетах - фактурах был выделен НДС на всю сумму оплаты.
Таким образом, оплата получена по условиям договора, убытки от применения льготных цен у заявителя отсутствуют, у общества нет оснований для выплаты компенсаций, т.к. оно не участвует в предоставлении льгот.
Нет оснований рассматривать МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" как лиц "транзитным" путем перечисляющих оплату. Они являются сторонами в договорах поставки теплоэнергии, несут по данному договору многочисленные обязанности как покупатели, они же по договорам с Управлением ведут учет льготируемых граждан, производится расчеты размеров данных льгот, в их адрес направляется из бюджета компенсация. Вывод налогового органа о том, что МУП "Служба заказчика" и ООО "Служба заказчика" являются получателями субсидий является правильным.
Использование сумм субсидий в коммерческих расчетах с поставщиками не порождает у заявителя права на применение налоговой льготы. Указание в платежных поручениях контрагентов назначения платежа "финансирование льготы" является ошибочным и не влияет на оценку взаимоотношений контрагентов.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы нашли подтверждение, решение суда в оспариваемой части следует отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан удовлетворить, пункты первый - пятый резолютивной части решения Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2012 по делу N А76-18986\2011 изложить в следующий редакции.
"В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Учалинские тепловые сети" о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан N 10 от 06.03.2012 в части начисления налога на добавленную стоимость 477 246 руб., соответствующих пени и штрафов отказать.
В части отказа от заявленных требований производство по делу прекратить".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
И.А.Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7984/2012
Истец: ОАО "Учалинские тепловые сети"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 20 по Республике Башкортостан