Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2012 г. N 10АП-8828/12
г. Москва |
|
28 ноября 2012 г. |
Дело N А41-25431/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Олегов М.Д. по доверенности от 25.06.2012;
от заинтересованного лица - не явились, извещены;
от третьего лицо - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" на решение Арбитражного суда Московской области от 3 сентября 2012 года по делу N А41-25431/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" (ОГРН 1117746991944) к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966), третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое партнерство "Лазурный берег" (далее - заявитель, ДНП "Лазурный берег") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме от 09.04.2012 N 223/3622юр, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившийся в неосуществлении действий по согласованию акта выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1.23 га на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастрового квартала 50:20:0010411, для ДНП "Лазурный берег";
- обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о согласовании акта выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1.23 га на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастрового квартала 50:20:0010411, для ДНП "Лазурный берег", расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Барвихинское, с местоположением в д. Жуковка, уч. 12а, 12б, для дальнейшего прохождения этапа по согласованию материалов выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 3 сентября 2012 года по делу N А41-25431/12 в удовлетворении заявления дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, уполномоченным исполнительным органом по распоряжению земельными участками, а значит и органом, куда необходимо обращаться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег", в которой заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ее удовлетворении в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что 03.10.2011 индивидуальный предприниматель Ильхананов Марк Ифраимович (являющийся в настоящее время председателем ДНП "Лазурный берег") обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с заявлением, в котором просил осуществить выбор земельного участка под строительство в соответствии со ст. 31 ЗК РФ на смежных земельных участках общей площадью 12 300 кв.м, находящихся в собственности Российской Федерации: с кадастровым номером 50:20:0010411:0395, площадь 1629 кв.м, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский район, Барвихинский с.о., д. Жуковка, уч. 127, с кадастровым номером 50:20:0010411:0527, площадь 2 500 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Барвихинский с.о., д. Жуковка, уч. 127, с кадастровым номером 50:20:0010411:0541, площадь 2 171 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Барвихинский с.о., д. Жуковка, уч. 128, 129, с кадастровым номером 50:20:0010411:0528, площадь 6 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовская область, Барвихинский с.о., д. Жуковка, уч. 127 (далее - земельные участки).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области направило заявителю ответ от 08.11.2011 N ПП-10/34105, в котором сообщило, что согласно статьям 29, 31 ЗК РФ выбор земельного участка обеспечивают органы местного самоуправления.
ДНП "Лазурный берег" 14.03.2012 обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением о согласовании материалов выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью 12 300 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Жуковка, уч. 12а, 12б (л.д.39).
Администрацией Одинцовского муниципального района письмом N 223/3622юр от 09.04.2012 отказано в удовлетворении заявления на том основании, что Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, не наделена полномочиями распоряжения земельными участками, находящихся в федеральной собственности (л.д.42).
Считая данный отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Апелляционный суд находит не обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом выбор земельных участков для строительства осуществляется в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно частями 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправление с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Органы местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования проводит орган местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В случае если выбор земельного участка для строительства осуществляется из федеральных земель, орган местного самоуправления, обеспечивает выбор земельного участка, оформляет акт о выборе земельного участка для строительства согласовывает его, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Испрашиваемый земельный участок под строительство площадью 12 300 кв.м расположенного в границах Одинцовского муниципального района Московской области, сельское поселение Барвихинское, с местоположением в д. Жуковка, уч. 12а, 126, не является сформированным и не стоит на кадастровом учете, что подтверждает письмо Одинцовского отдела Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Московской области N 50-0-1-214/4001/2012-8865 от 17 июля 2012 г. и уведомлением N МО-12/ЗВ-518583 от 23 июля 2012 г. об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений (л.д. 99, 100).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о кадастре для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет к соответствующему заявлению, подаваемому в отдел Роснедвижимости по месту нахождения земельного участка, должен быть приложен его межевой план.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составляется на основе кадастрового паспорта соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. При этом пунктом 5 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка указывается в межевом плане, составленном по результатам кадастровых работ в отношении земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 8 статьи 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Письмом Управления Роснедвижимости по Московской области от 18.11.2008 N 24807-1 "О схеме расположения земельного участка" было разъяснено, что именно в рамках установленного порядка выбора земельных участков для строительства к акту о выборе прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, а также копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением Схемы выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункты 5, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 2. Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" в полномочия органов местного самоуправления входит вопрос об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В отношении испрашиваемого земельного участка площадью 12 300 кв.м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района Московской области, сельское поселение Барвихинское, с местоположением в д. Жуковка, уч. 12а, 126, была проведена процедура выбора с учетом градостроительных требований и заключений служб, в том числе получено заключение N МСК 000968 Федерального агентства по недропользованию Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу отдел геологии и лицензирования по г. Москве и Московской области от 21.03.2012 (л.д. 89-90).
Нахождение земельного участка в собственности Российской Федерации не является препятствием для Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в соответствии статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации осуществить действия по согласованию материалов выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 12 300 кв.м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастрового квартала 50:20:0010411: расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Барвихинское, с местоположением в д. Жуковка, уч. 12а, 126, для реализации ДНП "Лазурный берег" права на формирование земельного участка для строительства в границах согласно схеме подготовленной ООО "ГеоПолитика", частей материалов выбора земельного участка в графической форме и текстовой форме в границах координат поворотных точек согласно таблице (л.д. 13).
Апелляционным судом установлено, что письмом от 04.06.2012 N ПП-10/18172 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области была разъяснена Администрации Одинцовского муниципального района Московской области процедура выбора земельных участков, находящихся в Федеральной собственности, и указано на обязанность органов местного самоуправления в соответствии статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации оформить акт выбора земельного участка для строительства и согласовать его, а также утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 56-58).
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласование органом местного самоуправления акта выбора земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом местного самоуправления, является лишь промежуточным этапом при выделении собственником земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Этим действием орган местного самоуправления не распоряжается соответствующим земельным участком, а лишь выполняет возложенные на него законом обязанности. На основании сформированного пакета документов собственник принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а заявление дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы в сумме 4.000 руб. подлежат взысканию с Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2012 года по делу N А41-25431/12 отменить.
Требования ДНП "Лазурный берег" удовлетворить.
Признать незаконным отказ, изложенный в письме от 09.04.2012 N 223/3622юр, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившийся в неосуществлении действий по согласованию акта выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1.23 га на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастрового квартала 50:20:0010411, для ДНП "Лазурный берег".
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о согласовании акта выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1.23 га на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастрового квартала 50:20:0010411, для ДНП "Лазурный берег", расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Барвихинское, с местоположением в д. Жуковка, уч.12а, 12б, для дальнейшего прохождения этапа по согласованию материалов выбора земельного участка.
Взыскать с Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в пользу дачного некоммерческого партнерства "Лазурный берег" расходы по государственной пошлине в сумме 4.000 руб.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.