г. Томск |
|
26 ноября 2012 г. |
Дело N А27-8388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Абакумов Г.В., Лобанов Н.Г. по доверенности от 15.02.2012г.
от заинтересованного лица: без участия
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 августа 2012 года по делу N А27-8388/2012 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области; Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области
о признании незаконными действий и акта
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" (далее - ООО "Гипрострой", Общество, заявитель ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее- Управление): о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 42:20:0101043, утвержденного 31.12.2008 заместителем руководителя Управления агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области Лапиной Т.Г., определяющего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 589 102 940,72 руб.; о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 21.04.2009 начальником отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области Николенко А.С., определяющего кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720,30 руб., с кадастровым номером 42:20:0101060:267 в размере 107 309,72 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101063:1 в размере 4 571 249,98 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101060:268 в размере 844 297,60 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101062:491 в размере 6 371 528,08 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101043:6 в размере 19 982 334,92 руб.; о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по внесению 31.12.2008 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 589 102 940,72 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 42:20:0101043 от 31.12.2008; о признании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по внесению 21.04.2009 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720,30 руб.; с кадастровым номером 42:20:0000000:267 в размере 107 309,72 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101063:1 в размере 4 571 249,98 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101060:268 в размере 844 297,60 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101062:491 в размере 6371528,08 руб.; с кадастровым номером 42:20:0101043:6 в размере 19 982 334,92 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.08.2012г. требования ООО "Гидропромышленная строительная компания" отставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Гипрострой" в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, необоснованность вывода суда о том, что изменение судом показателей земельных участков, содержащихся в кадастре, на прошедшую дату в рамках рассмотрения спора в исковом порядке действующим законодательством не предусмотрено, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Судебное разбирательство по делу, назначенное на 01.11.2012г. откладывалось рассмотрением на 19.11.2012г.
Заинтересованное лицо, третьи лица, извещаемые судом о времени и месте судебных разбирательств, явку своих представителей не обеспечили.
Управление Росреестра по Кемеровской области в представленном после отложения судебного разбирательства, отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 6 статьи 121, частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ судом рассмотрен спор в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лиц, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва Управления Росреестра по Кемеровской области на нее, заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Следуя материалам дела, распоряжением администрации города Анжеро-Судженска от 05.11.2002 N 1302-р обществу с ограниченной ответственностью фирма "КНИПТИМ" предоставлен в собственность земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 42:20:0101043:0002, находящийся по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, флотохвостохранилище в западном районе города, для использования в целях производственной деятельности, с последующей рекультивацией, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к распоряжению, общей площадью 578323 кв.м, находящийся на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 1285 от 18.10.1999 (л.д.42, том 1).
Распоряжением администрации города Анжеро-Судженска от 15.04.2005 N 481р ООО "Гипрострой" предоставлен в собственность земельный участок из земель, относящихся к категории -земли поселений, находящийся по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, западный район, трубопровод, для использования в целях производственной деятельности, в границах, указанных в проекте границ участка, прилагаемом к настоящему распоряжению, общей площадью 30 985 кв.м (л.д.65, том 1).
Постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 06.07.2011 N 681 внесены изменения в распоряжение от 05.11.2002 N 1302-рв отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2: слова "для использования в целях ведения производственной деятельности, с последующей рекультивацией" заменены словами: "земельные участки гидротехнических и иных сооружений, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов", а также в распоряжение от 15.04.2005 N481-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66: слова "для использования в целях ведения производственной деятельности" заменены словами "для размещения трубопроводов" (л.д.35, 36, том 1).
Фактически ООО "Гипрострой" принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:20:0101043:0002 площадью 578323 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, в западном районе города, а также земельный участок с кадастровым номером 42:20:0000000:66 площадью 30985 кв.м., находящийся по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, в западном районе города, трубопровод (свидетельства о государственной регистрации права серии 42 АА 872454 от 01.11.2004, серии 42 АВ 030784 от 08.06.2005, л.д.24, 25, том 1).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 24.04.2009 N 4200/001/09102981 следует, что сведения о земельном участке площадью 30985 кв.м с кадастровым номером 42:20:0000000:66 внесены в государственный кадастр недвижимости 20.04.2005, участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для промышленной деятельности, кадастровая стоимость земельного участка составляет 31 876 720,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 1028,78 кв.м (л.д.131, том 2).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.04.2009 N 4200/001/09-102943 сведения о земельном участке площадью 578323 кв.м с кадастровым номером 42:20:0101043:2 (кадастровый номер 42:20:0101043:2 равнозначен кадастровому номеру 42:20:0101043:0002) внесены в государственный кадастр недвижимости 30.01.2006, участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: предприятия IV-V класса вредности, кадастровая стоимость земельного участка составляет 589 102 940,72 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 1028,78 кв.м (л.д.140, том 2).
На земельном участке с кадастровым номером 42:20:0101043:2 размещены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости: флотохвостохранилище (хранилище хвостов флотации, то есть отходов обогащения) и насосная станция, что подтверждается договором купли-продажи от 27.09.2004 недвижимого имущества (п.1.2), техническими паспортами (л.д. 40, 47-56, том 1).
Кроме того, Обществу принадлежит на праве собственности трубопровод, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, Западный район протяженностью 6 641 м (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АА 817199 от 14.07.2004).
Трубопровод расположен на пяти земельных участках с кадастровыми номерами 42:20:0101060:267, 42:20:0101063:1, 42:20:0101060:268, 42:20:0101062:491, 42:20:0101043:6, объединенных в единое землепользование с кадастровым номером 42:20:0000000:66 (кадастровая выписка о земельном участке от 17.10.2011 N 4200/001/11-140944 л.д. 29 том 1).
Исходя из положений Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пункта 1 статьи 11, статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 42:20:0101043:2 занят гидротехническими сооружениями, а земельный участок с кадастровым номером 42:20:0000000:66 - трубопроводом, данные участки должны быть отнесены к 13-ой группе Типового перечня (земельный участки гидротехнических и иных сооружений; земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов).
Решением Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от 18.09.2008г. N 213 утверждены Правила землепользования и застройки города Анжеро-Судженска и земельный участок с кадастровым номером 42:20:0101043:2 отнесен к производственной зоне предприятий III- IV классов вредности (П2), в целях государственного кадастрового учета отнесен к 9 виду разрешенного использования.
В 2011 году внося изменения в распоряжения 2002 и 2005 г.г., администрация Анжеро-Судженского городского округа конкретизировала вид разрешенного использования исходя из назначения расположенных на участках объектов недвижимости.
Общество 13.07.2011 обратилось в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области приняло решение от 05.08.2011 N 4200/000/11-68456 об учете изменений объекта недвижимости о внесении сведений о новых значениях разрешенного использования земельного участка.
Земельному участку с кадастровым номером 42:20:0101043:2 был присвоен 13 вид разрешенного использования (земельные участки гидротехнических и иных сооружений, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 исчислена в сумме 349 769 750 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 604 руб. 80 коп. (кадастровая выписка о земельном участке от 08.08.2011, акт определения кадастровой стоимости л.д. 28 том 1, л.д. 96 том 2).
Общество обратилось 04.10.2011 с заявлением об учете изменения вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области приняло решение от 17.10.2011 N 4200/000/11-86266 об учете изменений объекта недвижимости о внесении сведений о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно акту определения стоимости земельных участков от 14.10.2011, составленному в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66, его кадастровая стоимость определена в размере 18 911 793, 40 коп. с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 604, 80 руб. за кв./м (л.д. 51, том 2), (отзыв Управления (л.д.23-27, т.2).
Общество, считая неправомерными действия управления по присвоению 31.12.2008 и 21.04.2009 земельным участкам 9 номера вида разрешенного использования, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оставляя без удовлетворения требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения общества с заявлением в суд в государственном кадастре недвижимости уже содержались сведения о номере вида разрешенного использования, соответствующем фактическому использованию земельных участков, указал на то, что данные правоотношения не могут рассматриваться в рамках главы 24 АПК РФ, кроме того, изменение судом показателей земельных участков, содержащихся в кадастре, на прошедшую дату в рамках рассмотрения спора в исковом порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает правовую позицию суда первой инстанции ошибочной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011г. N 1265/11 следует, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Федерального Закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее- Закон о кадастре недвижимости) при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
В связи с чем, при определении номера вида разрешенного использования спорных земельных участков, Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны эти участки входят, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на этих участках объекты недвижимости.
Кроме того, с учетом отнесения перечней видов разрешенного использования применительно к земельным участкам заявителя и к 9-й и 13-й группам, между тем отнесено к 9-ой группе (Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждены Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007г. N П/0152).
Таким образом, поскольку спор возник в связи с действиями Управления по отнесению спорных земельных участков к определенному виду разрешенного использования - 9-ому, а не 13-ому (на момент определения их кадастровой стоимости), доказать в суде наличие оснований и возражений относительного присвоения 9-го, а не иного номера вида разрешенного использования, в том числе, на момент определения кадастровой стоимости таких участков, а не впоследствии по заявлению Общества путем исправления технической ошибки, в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно именно Управление.
Последствием утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 589 102 940, 72 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720, 30 руб. явилось необоснованное доначисление земельного налога, пеней и налоговых санкций по данному налогу, по решению Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области, в связи с чем, довод заявителя о нарушении прав и законных интересов является обоснованным и документально подтвержденным.
Довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, необходимо установить наличие всех указанных условий в совокупности.
Предметом иска (заявления), в силу действующего процессуального законодательства является материально - правовое требование к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них; признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его, обусловленное необходимостью судебной защиты и восстановления нарушенного права и законного интереса.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми Актами определения кадастровой стоимости, утверждаются размеры кадастровой стоимости земельных участков.
На основании указанных Актов, в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база в целях исчисления и уплаты земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Следовательно, утверждение государственным органом, наделенным властными полномочиями значения (размера) кадастровой стоимости, посредством Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, в целях внесения в кадастровый учет данных сведений, порождает для заинтересованных лиц правовые последствия, поскольку содержит обязательные к применению предписания, касающиеся конкретного лица.
Таким образом, Акт определения кадастровой стоимости содержит признаки правового ненормативного акта, оспаривание законности и обоснованности которого не исключено в порядке арбитражного судопроизводства.
Доводы заявителя о том, что утвержденная Актами Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области от 31.12.2008г. и 21.04.2009г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 42:20:0101042:2 неправомерно исчислена в размере 589 102 940, 72 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 31 876 720, 30 руб., в связи с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков 9-ой группы разрешенного использования в размере 1028, 78 руб./кв.м. вместо 13-ой группы, Управлением Росреестра, не оспорен.
Кроме того, факт ошибочного применения удельного показателя для 9-го вида разрешенного использования без фактического установления к какому виду разрешенного использования подлежат отнесению спорные земельные участки, подтвержден совершением последующих действий по изменению вида разрешенного использования по заявлению Общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что факт ошибочного применения неверного удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1028, 78 руб./кв.м., вместо подлежащего применению в размере - 604, 80 руб. /кв.м. привел к утверждению неверной кадастровой стоимости в части, превышающей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101042:2 подлежащей установлению в размере 349 769 750, 40 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 18 911 793, 40 руб.
При таких обстоятельствах доводы заявителя в данной части требований обоснованы.
При этом, факт утверждения 31.12.2008 оспариваемого в части Акта, в части применения удельного показателя, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, вступившим в законную силу с 01.01.2009 г., сам по себе не повлекло нарушения прав и законных интересов общества, исходя из следующего.
В силу положений статей 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения земельным налогом являются земельные участки с влияющими на определение кадастровой стоимости индивидуальными характеристиками (площадь, вид разрешенного использования).
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
При утверждении уполномоченным органом в установленном законом порядке размера кадастровой стоимости земельного участка, в связи с изменением (уточнением площади земельного участка) реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененной площади и установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации для данного земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости, не может быть поставлена в зависимость от момента утверждения такого акта и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.
Кадастровая стоимость земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, утвержденного Актом определения кадастровой стоимости, однако в целях формирования кадастровой стоимости в данном акте применяется удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в настоящем деле Коллегией Администрации Кемеровской области).
Поскольку, удельный показатель земельных участков с кадастровыми номерами 42:20:0101043:2, 42:20:0000000:66 в размере значения 1028, 78 руб. /кв.м., утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, вступившим в законную силу с 01.01.2009г., следовательно, кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежала исчислению, утверждению и отражению в сведениях кадастра недвижимости с 01.01.2009г. с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в размере 349 769 750, 40 руб., с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в размере 18 911 793, 40 руб., а не с момента включения такой стоимости в государственный кадастр недвижимости с 2002 г. (фактически сведения внесены по земельному участку с кадастровым номером 42:20:0000000:66 -20.04.2005г., с кадастровым номером 42:20:0101043:2 - 30.01.2006г.), как полагает заявитель со ссылкой на решение Арбитражного Суда Кемеровской области от 12.05.2012г. по делу NА27-8056, которым признано недействительным распоряжение Администрации г.Анжеро-Судженска от 05.11.2002г. N1302-р в части указания вида разрешенного использования с момента его издания, а равно исходя из нарушенных прав заявителя со ссылкой на неправомерное доначисление налога на землю за 2009-2010г.г.
Следовательно, данная стоимость (349 769 750, 40 руб. и 18 911 793, 40 руб. соответственно), подлежала и применению в качестве налоговой базы в целях исчисления земельного налога за 2009 г.
Требования заявителя в части признания незаконными действий Управления по внесению 31.12.2008г. и 21.04.2009г. в государственный кадастр недвижимости сведений на основании Актов определения кадастровой стоимости от 31.12.2008г. и 21.04.2009г., обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенных исходя из 9-го вида разрешенного использования на кадастровую стоимость, определенную применительно к 13-ому виду разрешенного использования, удовлетворения не подлежат, поскольку на момент обращения с настоящими требованиями в суд в государственном кадастре уже содержались сведения о номере вида разрешенного использования, соответствующему фактическому использованию земельных участков.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ в размере 10000 руб. (8000 руб. по первой инстанции за заявление четырех требований (в отношении двух земельных участков), 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы), суд относит на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4000 руб. по первой инстанции подлежит возврату ООО "Гидропромышленная строительная компания" из федерального бюджета.
Учитывая неправильное применение арбитражным судом Кемеровской области норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), решение суда подлежит отмены с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Гидропромышленная строительная компания" требований в части признания незаконными акта определения кадастровой стоимости, утвержденного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области 31.12.2008г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в части значения удельного показателя кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 604 руб. 80 коп./кв.м. и в части значения кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 349 769 750, 40 руб.; акта определения кадастровой стоимости, утвержденного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области 21.04.2009г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в части значения удельного показателя кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 604 руб. 80 коп./кв.м. и в части значения кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 18 911 793, 40 руб.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 14 августа 2012 г. по делу N А27-8388/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" требования удовлетворить в части.
Признать незаконными акт определения кадастровой стоимости, утвержденный Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области 31.12.2008г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0101043:2 в части значения удельного показателя кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 604 руб. 80 коп./кв.м. и в части значения кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 349 769 750, 40 руб.; акт определения кадастровой стоимости, утвержденный Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области 21.04.2009г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:20:0000000:66 в части значения удельного показателя кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 604 руб. 80 коп./кв.м. и в части значения кадастровой стоимости превышающем стоимость в размере 18 911 793, 40 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора в размере 10000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гидропромышленная строительная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4000 рублей по квитанции ОАО "Уралсиб" от 12.03.2012г. N 371662067.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8388/2012
Истец: ООО "Гидропромышленная строительная компания", ООО "Гипрострой"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Администрация Анжеро-Судженского городского округа, МИФНС России N9 по Кемеровской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"