г.Москва |
|
03 декабря 2012 г. |
N А40-82587/12-139-788 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2012.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Пронниковой Е.В., |
судей: |
Якутова Э.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2012
по делу N А40-82587/12-139-788, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276; г.Москва, Варшавское ш., д.37)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве,
третье лицо: ООО "АСС АйТи",
о признании недействительными решения и предписания,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Костина П.Ю. по доверенности от 02.05.2012,
представитель ответчика не явился, извещен,
представитель третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.09.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ФГУП "Почта России" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (УФАС России по г.Москве) от 20.04.2012 N 2-17-2421/77-12.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, посчитав, что названные ненормативные правовые акты вынесены Управлением в пределах компетенции, с соблюдением норм действующего законодательства, и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель - ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь в обоснование доводов на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права. Указывает, что решение закупочной комиссии о недопущении ООО "АСС АйТи" к участию в закупке основано на Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" N 3.2.2-05/25-нд, утвержденного 30.12.2011, и действовавшего на момент проведения закупки. Считает, что оспариваемые акты ответчика нарушают право заявителя на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также право на эффективное использование денежных средств.
Представители ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Управления ФАС России по г.Москве поступила жалоба ООО "АСС АйТи" на неправомерные действия организатора торгов - ФГУП "Почта России", выразившиеся в неправомерном отказе в допуске к участию в закупке.
По результатам рассмотрения дела N 2-17-2421/77-12 Комиссией УФАС России по г.Москве принято решение от 20.04.2012, которым признана обоснованной жалоба ООО "АСС АйТи" на действия организатора торгов ФГУП "Почта России" (филиал "EMS почта России") при проведении запроса предложений на размещение заказа на поставку мобильных терминалов сбора данных (извещение N 03/01 от 26.03.2012) для производственных нужд "EMS Почта России" - филиала ФГУП "Почта России".
Пунктом 2 решения антимонопольным органом признаны в действиях заказчика нарушения ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.11.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Во исполнение названного решения антимонопольный орган выдал ФГУП "Почта России" (филиал "EMS Почта России") предписание об устранении нарушений Закона о закупках, которым ФГУП "Почта России" (филиал "EMS Почта России"), комиссии по рассмотрению предложений предписано отменить протокол, составленный при проведении запроса предложений на размещение заказа на поставку мобильных терминалов сбора данных для производственных нужд для производственных нужд "EMS Почта России" - филиала ФГУП "Почта России".
Кроме того, заказчику, комиссии предписано провести процедуру рассмотрения заявок на участие в закупке и продолжить процедуру размещения заказа в соответствии требованиями документации о закупке и с учетом решения комиссии от 20.04.2012 по делу N 2-17-2421/77-12 (п.2 предписания).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч.2 ст.2 названного Закона Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В настоящем случае на момент опубликования Предприятием извещения о проведении запроса предложений на размещение заказа на размещение заказа на поставку мобильных терминалов сбора данных для производственных нужд для производственных нужд "EMS Почта России" - филиала ФГУП "Почта России" 26.04.2012 действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденное приказом генерального директора А.Н. Киселева от 30.03.2012 N 73-п.
При этом, согласно п.4 Приказа признано утратившим силу с 01.04.2012 в части, не относящейся к закупкам, объявленным до указанной даты, Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" N 3.2.2-05/25-нд, утвержденное 30.12.2011.
Таким образом, проведение спорной закупки регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" N 3.2.2-05/25-нд, утвержденным 30.12.2011.
Пунктом 8.15 названного Положения о закупке ФГУП "Почта России" предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых претендент не допускается закупочной комиссией к участию:
несоответствие претендента требованиям, установленным настоящим Положением, либо не подтверждения таких требований надлежащими документами;
наличие в документах, входящих в заявку на участие в закупке, недостоверных сведений о претенденте или о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;
несоответствия содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупочной процедуре требованиям закупочной документации;
наличие в предоставленной заявке или документах, содержащих сведения о претенденте, противоречий, не позволяющих закупочной комиссии однозначно оценить заявку (документы);
выдвижение претендентом условий выполнения договора, не соответствующих действующему законодательству, экономическим и производственным интересам ФГУП "Почта России", условиям закупки или утвержденным образцам договоров.
При этом в соответствии с п.8.16 Положения о закупках ФГУП "Почта России" отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме установленных настоящим Положением, не допускается.
Согласно ч.6 ст.3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В настоящем случае в п.6 Извещения N 03/01 от 26.03.2012 о проведении закупки установлены следующие требования к участникам закупки:
а) соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (наличие соответствующих лицензий, разрешений, сертификатов и т.п. в зависимости от предмета торгов);
б) не проведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или не проведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства;
в) не приостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки;
г) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Названный пункт извещения также содержит требование о предоставлении участником закупки в котировочной заявки документов, подтверждающих его правоспособность, а именно: копии Устава (для юридических лиц), копии свидетельства о государственной регистрации, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из ЕГРЮЛ или нотариально заверенной копии такой выписки (для юридических лиц), выписки из ЕГРИП или нотариально заверенной копии такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), полученные не ранее, чем за шесть месяцев до дня размещения на сайте извещения копии лицензий, разрешений, сертификатов и т.п., документов, подтверждающих полномочия лица на заключение договора.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, иных требований к участникам, заявкам, а тем более к поставляемым в соответствии с предметом закупки товарам в извещении не содержалось.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно протоколу от 04.04.2012 рассмотрения заявок на участие в закупке ООО "АСС АйТи" отказано в участии в запросе предложений в связи с несоответствием требований, заявленных в предложении, а именно в связи с отсутствием сертификатов на поставляемую продукцию.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "АСС АйТи" отказано в допуске к участию в закупке по основанию, не предусмотренному Извещением о проведении закупки, Положением о закупке ФГУП "Почта России", либо иным документом, регламентирующим закупку.
Все изложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о правомерности вывода антимонопольного органа о нарушении заявителем ч.6 ст.3 Закона о закупках.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции, указавшего, что основания для отказа ООО "АСС АйТи" в допуске не предусмотрены Положением о закупке ФГУП "Почта России", утвержденным Приказом генерального директора А.Н.Киселева от 30.03.2012 N 73-п, поскольку в данном случае действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" N 3.2.2-05/25-нд, утвержденное 30.12.2011.
Ссылка в решении суда первой инстанции на Положением о закупке ФГУП "Почта России", утвержденное Приказом генерального директора А.Н.Киселева от 30.03.2012 N 73-п, вместо Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" N 3.2.2-05/25-нд, утвержденного 30.12.2011, не привела к принятию судом неверного решения, поскольку названные положения содержат идентичный перечень оснований, при которых претендент не допускается закупочной комиссией к участию в закупке.
Согласно ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено Законом о размещении заказов.
Следовательно, порядок рассмотрения антимонопольным органом таких жалоб установлен специальной нормой - статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и не подлежит регулированию главой 9 названного закона.
В соответствии с ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Кроме того, согласно ч.14 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил как несостоятельные доводы Общества о недействительности оспариваемых актов антимонопольного органа в связи с неизвещением в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции о вынесении приказа о возбуждении дела и создании Комиссии и определения о назначении дела к рассмотрению, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения о нарушении заявителем Закона о закупках, антимонопольным органом доказаны.
Соответственно, вынесенное на основании решения предписание антимонопольного органа о прекращении нарушения также является законным, обоснованным, принятым ответчиком в пределах полномочий, в связи с чем доводы подателя жалобы о незаконности оспариваемого предписания не принимаются как необоснованные.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.09.2012 по делу N А40-82587/12-169-788 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82587/2012
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, УФАС по г. Москве
Третье лицо: ООО "АСС АйТи", ООО "АСС АйТи"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34181/12