г. Москва |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А40-95881/12-84-963 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2012 г. по делу N А40-95881/12-84-963, принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению ООО "ИНТЕР" (ОГРН 1037721036891, юридический адрес: 140030, Московская обл., Люберецкий р-н, дачный поселок Малаховка, Красковское шоссе, д.14)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251, юридический адрес: 124460, г.Москва, г.Зеленоград, Южная промышленная зона, проезд N 4806, д.10)
о признании незаконным решения от 07.06.2012г. о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД регистрационный номер 10130000-19-16/000160,
при участии:
от заявителя: |
Фалеев А.А. по доверенности от 29.03.2012г., |
от ответчика: |
Кучма А.П. по доверенности от 14.06.2012г.; Кашковский Н.Ю. по доверенности от 03.12.2012г.; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Московской областной таможни (далее - МОТ, ответчик) в связи с классификацией товаров по ТН ВЭД от 07.06.2012 N 101300000-19-16/000160.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2012г. вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему Таможенному законодательству Таможенного союза, что влечет за собой неблагоприятные правовые последствия в виде нарушения прав и охраняемых законом интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МОТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, решение подлежит отмене в связи с несоответствием указанных в нем выводов, обстоятельствам дела, а также неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств. Считает, что товар "ТИЛАН 250" предназначен для продажи непосредственным потребителям для применения без переупаковки. Ссылается на правильность применения таможенным органом товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС, поскольку указанная позиция предназначена для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
Заявителем представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представители ответчика в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложили свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также указанные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, основанную на ранее представленном письменном отзыве в порядке ст.262 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на Каширском таможенном посту МОТ по ДТ N 10130060/010612/0012828 Обществом задекларирован товар - "лекарственные средства для ветеринарии, содержащие антибиотики, для профилактики и лечения дизентерии и пролиферативной энтеропатии (илеита) у свиней и микоплазмоза сельскохозяйственных птиц, не расфасованное в виде дозированных лекарственных форм, арт. "ТИЛАН 250". Изготовитель: ELI LILLY AND COMPANY LIMITED, SPEKE OPERATIONS. Товарный знак: "TYLAN"", в товарной подсубпозиции 3003 20 000 0 ТН ВЭД ТС, ввезенный во исполнение внешнеторговых контрактов от 02.12.2011г. N 412898/ELANCO/1 и N 412898/ELANCO/2.
В гр.33 указанной ДТ декларантом заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД - 3003 20 000 0 ("Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие их двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи: - содержащие прочие антибиотики: - прочие") (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 % от таможенной стоимости).
В соответствии с п/п."б" п.30 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003г. N 1356 при осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС.
В результате анализа представленных в ходе рассмотрения документов к ДТ N 10130060/010612/0012828, в том числе, регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения N ПВИ-2-1.9/00238, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Инструкции по применению препарата "ТИЛАН 250", таможенный орган пришел к выводу, что товар, задекларированный по ДТ N 10130060/010612/0012828, представляет собой "лекарственный ветеринарный препарат в виде порошка на основе действующего вещества антибиотика наразина, предназначенный для профилактики кокцидиоза цыплят-бройлеров, расфасованный в бумажные пакеты по 25 кг", и учитывая наименование товара и его назначение, а также способ упаковки, должен классифицироваться в под субпозиции 3004 20 000 2 ТН ВЭД ТС, в связи с чем, было принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС от 07.06.2012г. N10130000-19-16/000160.
В обоснование данного вывода МОТ указал, что товар расфасован в оригинальную упаковку и предназначен для реализации конечному потребителю, при этом для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи предназначена товарная позиция 3004 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с указанным классификационным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав имеющихся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены судом правильно.
В силу положений п.1 ст.179 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (п.2,3 ст.52 ТК ТС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС.
Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009г. N 18 и Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. N 130 утвержден "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)", который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
На основании решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011г. N 522 утверждено "Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров".
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п.5 Положения).
В соответствии с п.6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС предусмотрено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пунктом 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Из текста товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС следует, что к ней лекарственные средства, состоящие из смеси двух или боле компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
В соответствии со ст.46 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (далее Федеральный закон) лекарственные средства, в том числе и предназначенные для фармацевтики, не могут поступать в обращение без наличия на их упаковке строго определенной в законе информации.
Таким образом, сам факт указания на этикетке мешков с товаром "ТИЛАН-250" информации о товаре и его потребительских качествах не свидетельствует о том, что данный товар заключен в розничную упаковку.
При этом понятие розничной упаковки установлено п/п.2 п.1 ст.46 Федерального закона согласно которому лекарственные препараты должны поступать в обращение, если на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Согласно оспариваемому решению кодировка ТН ВЭД товара "ТИЛАН-250" изменена на код ТН ВЭД 3004200002 "Лекарственные средства, для ветеринарии, содержащие антибиотики, для профилактики и лечения дизентерии и пролиферативной энтеропатии у свиней и микроплазмоза сельскохозяйственных птиц, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи". Как следует из содержания вышеуказанных кодов, а также текста решения таможенного органа, основанием для изменения ТН ВЭД товара "ТИЛАН-250" послужило то обстоятельство, что товар (по мнению ответчика) расфасован в упаковки для розничной продажи в бумажных мешках по 25 кг.
Вместе с тем, согласно Инструкции по применению "ТИЛАН-250", утвержденной Россельхознадзором 24.02.2011, данный препарат применяется для лечения дизентерии и пролиферативной энтеропатии (илеита) у свиней и микроплазмоза сельскохозяйственных птиц. Препарат "ТИЛАН-250" выпускают расфасованным по 25 кг. в многослойных бумажных мешках.
В соответствии с письмом компании Eli Lilly Regional Operations Ges.m.b.H., которая является официальным представителем производителя, подтверждается, что вся поставляемая в РФ продукция на основании контрактов от 02.12.2011 N 9412898/ELANCO/1 и 412898/ELANCO/2, в том числе "ТИЛАН-250", экспортируется исключительно в оригинальной упаковке с оригинальной этикеткой в мешках весом 25 кг.
Компания запрещает продажу в любой другой, не оригинальной упаковке, перефасовку товара для розничной продажи и какие-либо изменения оригинальной продукции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом заявителя о том, что из приведенных выше положений Инструкции следует, что "ТИЛАН-250" не может применяться для розничной торговли, поскольку фасовка препарата в мешки по 25 кг. при установленной норме дозировки 0,7 кг. на 1 тонну корма означает, что один мешок "ТИЛАН-250" предназначен для введения в корм массой 6,25 тонн (25 кг. / 4,0 кг. - 0,4 кг.) х 1 тонну), что исключает розничное применение данного препарата при указанной расфасовке, В свою очередь препарат "ТИЛАН-250" применяется исключительно при выращивании свиней и сельскохозяйственной птицы, что свидетельствует о предназначенности данного препарата для промышленного производства мяса, необходимость тщательного перемешивания препарата с учетом дозировок делает невозможным его применение без наличия специализированного промышленного оборудования, расфасовка "ТИЛАН-250" для розничной продажи запрещена производителем данного продукта.
Таким образом, "ТИЛАН-250", расфасованный в соответствии с действующими правилами в мешки по 25 кг. не может рассматриваться как лекарственное средство, расфасованное в упаковки для розничной продажи.
В данном случае, чтобы правильно квалифицировать тип упаковки как оптовую или розничную, необходимо оценить объем содержащейся на упаковке информации и ее достаточность для возможности выпуска товара в таком виде в свободное розничное обращение. Именно для этих целей в п/п.2 п.1 ст.46 Федерального закона введено понятие потребительской упаковки и требования к ее содержанию. По мнению заявителя только в случае заключения товара в потребительскую упаковку, такая упаковка может быть предназначена для розничной продажи.
Как следует из обжалуемого решения ответчика о классификации товаров по ТН ВЭД от 07.06.2012г. N 101300000-19-16/000160, копии акта таможенного осмотра (досмотра) N 10130060/140612/001016 и приложений к нему, на упаковке товара "ТИЛАН-250" отсутствуют такие обязательные сведения, позволяющие квалифицировать товар в качестве розничного, как активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, а также условия отпуска.
Кроме того, согласно ч.1 ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из смысла приведенной нормы следует, что целью договора розничной купли-продажи является использования покупателем приобретенного товара как конечного продукта без дальнейшей его продажи.
Вместе с тем, сам по себе данный препарат не является конечным продуктом, подлежащим применению потребителем, поскольку для его введения в конечный корм требуется изготовление так называемого "премикса", когда суточная доза препарата тщательно перемешивается с небольшим количеством корма (от 20 до 50 кг.). Именно данный премикс может в дальнейшем использоваться при введении в основной корм.
Кроме того, данный премикс является конечным продуктом, который может использоваться потребителем. Следовательно, данный продукт (не сам препарат "ТИЛАН-250", а изготовленный на его основе премикс) должен быть заключен во вторичную (потребительскую) упаковку и может быть упакован и реализован в соответствии с установленными нормами и правилами.
Учитывая изложенное, следует признать, что препарат "ТИЛАН-250" не может применяться для розничной торговли, поскольку фасовка препарата в мешки по 25 кг свидетельствует о том, что он не может быть предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2012 г. по делу N А40-95881/12-84-963 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95881/2012
Истец: ООО "ИНТЕР"
Ответчик: Московская областная таможня