г. Красноярск |
|
6 декабря 2012 г. |
Дело N А33-7220/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от Бородовицыной Тамары Алексеевны: Семенова Е.А., представителя по доверенности от 28.05.2011;
от открытого акционерного общества "Красноярский машиностроительный завод": Митюхиной Т.А., представителя по доверенности N от 10.01.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае: Чешуиной М.В., представителя по доверенности от 15.06.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 сентября 2012 года по делу N А33-7220/2012, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск, ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю (г. Красноярск, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) с требованием снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700423:12, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, пос. Базаиха (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле Арбитражным судом Красноярского края привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Красмаш", Бородовицына Тамара Алексеевна, ЗАО "Крастяжмаш-Строй", администрация г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2012 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Из содержания татей 24, 25 Закона о кадастре следует, что обязанность учреждения по снятию преобразуемого земельного участка с кадастрового учета возникает при условии регистрации прав на образованные из него другие земельные участки, определен срок по исполнению данной кадастровой процедуры - 3 рабочих дня с даты государственной регистрации. Данные обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследовались судом.
Суд не указал мотивы, по которым он отклонил ссылки на статью 23 Закона о кадастре и статью 11.1 Земельного кодекса РФ относительного того, что земельный участок с кадастровыми номерами 245:50:0700425:0099 и 24:50:0700423:0020 не соответствуют определению земельного участка, данному в названной статье ввиду отсутствия границ.
Ответчик считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что нарушены права Российской Федерации, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700423:12 поставлен на кадастровый учет в отсутствие пересечения с границами других земельных участков.
Вывод суда первой инстанции о том, что у земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700425:0099 и 24:50:0700423:0020 не изменялись площадь и границы не соответствует обстоятельствам дела. Доказательств существования определенных в установленном порядке границ данных участков (кадастровых паспортов - выписок из государственного кадастра недвижимости, являющихся единственным подтверждением определения границ) в деле нет.
Судом не принята позиция Верховного суда РФ и ВАС РФ по такого рода делам, изложенная в постановлении N 10/22 от 29.04.2010, а также не указана норма федерального закона, в силу которой возникает обязанность, возложенная на ответчика судом.
Также суд не установил, имеются ли условия снятия земельного участка с кадастрового учета, имеются ли возражения администрации города Красноярска, и в чем они выражены относительно новых границ земельного участка 24:50:0700423:12 как органа уполномоченного на распоряжение неразграниченными землями. Если таких возражений нет, то тогда, по мнению ответчика, и спора нет.
ОАО "Красмаш" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, указало следующее:
- суд верно определил, что имеют место правоотношения, связанные с нарушением прав Российской Федерации на земельные участки;
- факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12 на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700425:0099 и 24:50:0700423:0020 подтверждается материалами дела;
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700423:12 поставлен на кадастровый учет на основании распорядительного акта органа местного самоуправления, не имевшего права на его издание, что впоследствии подтверждено решениями двух судов, поэтому подлежит снятию с кадастрового учета.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению управления, в данном случае спор о праве отсутствует, спорный земельный участок правообладателя не имеет, его наличие в кадастре нарушает права истца. Исковая давность на данное требование истца не распространяется.
Бородовицына Тамара Алексеевна представила отзыв, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указала, что спорный земельный участок стоит на кадастровом учете незаконно.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились ЗАО "Крастяжмаш-Строй", администрация г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 ноября 2012 года объявлен перерыв до 27 ноября 2012 года до 15 час. 00 мин., о чем лица, участвующие в деле извещены путем размещения публичного объявления на сайте http://www.3aas.arbitr.ru., а также под подпись.
После перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе и с теми же лицами, участвующими в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Земельные участки площадью 2,3 га и 6,0 га заводу "Красмаш" (в настоящее время после приватизации ОАО "Красноярский машиностроительный завод") для строительства базы отдыха для школьников и детского пансионата на 600 мест в соответствии с архитектурно-планировочным заданием были отведены в Кировском (ныне Свердловском) районе г. Красноярска в долине речки Базаиха в 800 метрах северо-западнее пионерского лагеря "Гренада" на основании (соответственно) решений исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся N 315 от 06.07.76 относительно земельного участка - 2,3 га и от 16.12.75 N 551 относительно земельного участка - 6,0 га.
Красноярским городским Советом депутатов трудящихся заводу "Красмаш" выданы типовые акты от 24.08.78 о предоставлении в бессрочное пользование земельных участок в площадью 2,3 га и от 30.03.76 на участок площадью 6,0 га.
Производственным объединением "Красмаш" (ныне ОАО "Красмаш") за счет собственных средств на отведенных земельных участках было осуществлено строительство двух корпусов базы отдыха. Право хозяйственного ведения за ФГУП "Красмаш" на объекты недвижимого имущества - объекты незавершенного строительства: (лит. Б5), застроенной площадью 767.00 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Базайская, 363 "А", строение 1 и (лит. Б6), застроенной площадью 377.90 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Базайская, 363 "А" зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 26 апреля 2007 года за реестровыми номерами (соответственно) N 24-24-01/023/2007-031 и N 24-24-01/023/2007-029.
Право государственной собственности на указанные объекты незавершенного строительства (лит. Б5) и (лит. Б6) зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 26 апреля 2007 года.
Указанные выше объекты незавершенного строительства были проданы с открытых публичных торгов 12.05.2007. Победителем торгов признана Бородовицына Тамара Алексеевна (протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 12.05.2007, акт приема передачи от 30.05.2007).
Право собственности на приобретенные с торгов имущество - объекты незавершенного строительства за Бородовицыной Т.А. зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 26 апреля 2007 года за реестровыми номерами N 24-24-01/031/2007-839 и N 24-24-01/031/2007-840.
Государственное предприятие "Красмаш" являлось государственным предприятием с федеральной формой собственности, в связи с чем земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, были зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю на праве собственности за Российской Федерацией за реестровыми номерами:
- участок площадью 2,3 га с кадастровым номером 24:50:0700425:0099 за реестровым номером 24-24-01/212/2007-728, свидетельство от 23.01.2008 серия ЕЗ N 755197;
- участок площадью 6,0 га с кадастровым номером 24:50:0700423:0020 за реестровым номером 24-24-01/224/2007-434, свидетельство от 23.01.2008 серия 24 ЕЗ N 755058.
Согласно распоряжению администрации города Красноярска от 21.05.2004 N 1258-арх. "О предварительном согласовании ЗАО "Крастяжмаш-Строй" места размещения объекта" ЗАО "Крастяжмаш-Строй" предварительно было согласовано место размещения базы отдыха на земельном участке из земель поселений площадью 99 028,5 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская. На основании указанного выше распоряжения Департаментом недвижимости Администрации города Красноярска от 30.12.2004 был заключен с ЗАО "Крастяжмаш-Строй" договор аренды земельного участка N 2527, предметом которого являлся земельный участок с категорией земель - земель поселений, для использования с целью проведения проектно-изыскательских работ и строительства базы отдыха. Указанный земельный участок ЗАО "Крастяжмаш-Строй" был поставлен на кадастровый учет 22.11.2005 и ему присвоен кадастровый номер 24:50:0700423:12.
В соответствии с дополнением от 20.04.2005 N 2434 к договору N 2527 от 30.12.2004 срок действия договора аренды был продлен до 20.05.2007.
Распоряжением Администрации города Красноярска принято распоряжение N 2291-арх. "О продлении срока предварительного согласования установленного распоряжением администрации города от 21.05.2004 N 1258-арх." до 21.05.2010.
Департамент письмом от 0404.2007 N 111019 направил в адрес ЗАО "Крастяжмаш-Строй" уведомление о расторжении указанного договора аренды в связи с окончанием срока его действия с предложением освободить земельный участок. Письмо направлено арендатору по почте 08.05.2007 согласно почтового реестра.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю 18.09.2007 до введения в действия Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 внесены дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 24:50:0700425, в данные перечень внесены земельные участка с кадастровыми номерами.24:50:0700423:0020 площадью 60 000 кв.м. (основание решение N 551 от 16.12.75), землепользователем Красноярский машиностроительный завод и 24:50:0700425:0099 площадью 15 000 кв.м. (основание решение N 315 от 06.07.76), землепользователь Красноярское отделение института "Электропроект".
Актом от 06.12.2007 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю установлено неверное указание разрешенного использования и площади земельного участка N 24:50:0700425:0099 (следовало указать площадь 23 000 кв.м., основание - решения Красноярского городского Совета депутатов трудящихся N 315 от 06.07.76 и N 312 от 17.06.75, разрешенное использование "для строительства базы отдыха 60-80 мест). С учетом данного акта 06.12.2007 внесены изменения в перечень ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала 24:50:0700425.
Протоколом выявления технической ошибки от 12.08.2010 N 48-КО/4/5706 установлено, что в сведениях ГКН указывается два актуальных вида права - собственность Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования института "Электропроект". Анализ документов кадастрового учета подтвердил, что решением Красноярского городского Совета депутатов трудящихся N 315 от 06.07.76 земельный участок с площадью 2,3 га передан Красноярскому машиностроительному заводу. В связи с изложенным принято решение от 19.08.2010 N В24/10-1-14308 об аннулировании в ГКН записи о праве постоянного (бессрочного) пользования Красноярского филиала института "Электропроект".
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 21.05.2008 N 10-747р утверждены проекты границ земельных участков федеральной собственности:
- земельного участка площадью 23 000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства базы отдыха на 60-80 мест, расположенного по адресу: г. Красноярск, в долине речки Базаиха, в 800 метрах от пионерского лагеря "Гренада", занимаемого объектом незавершенного строительства по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 363а;
- земельного участка площадью 60000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства базы отдыха на 600 мест, расположенного по адресу: г. Красноярск, в долине речки Базаиха, в 800 метрах от пионерского лагеря "Гренада", занимаемого объектом незавершенного строительства по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 363а, строение 1.
ТУ Росимущества обратилось к ответчику с заявлением о внесении изменений в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99 в связи с проведением межевания.
Решениями ФГУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю от 28.02.2009 N Ф24/09-2-5779 и от 05.03.2009 N Ф24/09-2-7383 ТУ Росимущества было отказано в проведении изменений сведений, содержащихся в кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99, поскольку "... одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка. При нанесении границ формируемого земельного участка на кадастровую карту в соответствии с разделом "Описание границ" Межевого плана происходит пересечение с границами земельного участка стоящего на кадастровом учете с кадастровым номером 24:50:0700423:12".
Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 08.10.2010 (дело N 2-1867/10) отказано в удовлетворении требований ЗАО "Крастяжмаш-Строй" к Бородовицыной Т.А., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании сделки, оформленной протоколом N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 12.05.2007 и актом приема-передачи от 30.05.2007 по приобретению Бородовицыной Т.А. на торгах объекта незавершенного строительства (Лит Б5) площадью 767 кв.м., кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0001 по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, д.363 "А"; объекта незавершенного строительства (Лит Б6) площадью 377,9 кв.м., кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0002 по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, д. 363 "А", строение 1.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июня 2011 года по делу N 2-1/11 удовлетворен иск Бородовицыной Тамары Алексеевны о признании недействительными распоряжений. Указанным решением признаны недействительным Распоряжение администрации г. Красноярска от 21.05.2004 года N 1258-арх о предварительном согласовании ЗАО "Крастяжмаш-Строй" места размещения базы отдыха на земельном участке площадью 99028,5 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, а также признано недействительным Распоряжение администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2291-арх о продлении срока предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года по делу N А33-3167/200 отказано в удовлетворении исковых требований ЗАО "Крастяжмаш-Строй" к Администрации г. Красноярска, департаменту Муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении ЗАО "Крастяжмаш-Строй" земельного участка из земель поселений, оценочная зона N 82 площадью 99028,5 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, для строительства базы отдыха. В обоснование отказа в иске суд указал, что предоставление ЗАО "Крастяжмаш-Строй" заявителю земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская нарушает законные права и интересы собственника объектов незаверенного строительства - Бородовицыной Т.А., находящихся по адресам: г. Красноярск, ул. Базайская, 363 "А", Лит.Б5; г.Красноярск, ул. Базайская, 363 "А", строение 1, Лит. Б6; в связи с чем обжалуемый отказ в предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12 является правомерным.
Заявлением от 20.06.2012 ТУ Росимущества в Красноярском крае обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым нрмером 24:50:0700423: 12 площадью 99 028,5 кв.м.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю от 03.07.2012 N Ф24/12-2-67944 заявителю было отказано в снятии с кадастрового учета указанного земельного участка в связи с тем, что данный участок является ранее учтенным, не является преобразуемым и сведения о данном участке не носят временного характера.
По настоящему иску ТУ Росимущества заявлены требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю снять с кадастрового учета земельный участок государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700423:12 площадью 99 028,50 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская.
В обоснование иска истец ссылается на незаконность постановки данного участка на кадастровый учет при наличии права постоянного (бессрочного) пользования ГП "Красмаш" и права собственности Российской Федерации; наличие судебного акта о признании недействительными распоряжений администрации г. Красноярска от 21.05.2004 года N 1258-арх о предварительном согласовании ЗАО "Крастяжмаш-Строй" места размещения базы отдыха на земельном участке площадью 99028,5 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, распоряжение администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2291-арх о продлении срока предварительного согласования места размещения объекта; наличие препятствий Российской Федерации как собственнику земельных участков в осуществлении распоряжения участками (постановка на кадастровый учет).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12 мотивированы нарушением прав Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700425:0099 и 24:50:0700423:0020, зарегистрированные за Российской Федерацией на праве собственности, права собственника земельных участков в осуществлении распоряжения данными участками.
В соответствии со статьей 304 Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 45 и 47 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N10/22) иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
На основании пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные до введения в действие Закона о регистрации, признаются имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Соответствующее разъяснение содержится и в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700423:0020 площадью 60 000 кв.м. и 24:50:0700425:0099 площадью 23 000 кв.м. были предоставлены государственному предприятию заводу "Красмаш" на праве постоянного (бессрочного пользования) на основании (соответственно) решений исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся N 315 от 06.07.76 относительно земельного участка - 2,3 га и от 16.12.75 N 551 относительно земельного участка - 6,0 га., заводу выданы типовые акты о предоставлении участков в постоянное (бессрочное) пользование от 24.08.78 и от 30.03.76
Площади указанных земельных участков и их границы после принятия решений о предоставлении в 1975 и 1976 году заводу "Красмаш" в постоянное (бессрочное) пользование не изменялись до настоящего времени.
Из материалов дела следует, что земельный участок N 24:50:0700423:12 поставлен на кадастровый учет 22.11.2005 как вновь образованный участок на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 21.05.2004 N 1258-арх "О предварительном согласовании ЗАО "Крастяжмаш-строй" места размещения объекта", имеет статус ранее учтенного.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700423:0020 и 24:50:0700425:0099 внесены в государственный земельный кадастр 18.09.2007 также до введения в действие Закона о кадастре на основании решений о предоставлении Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся N 315 от 06.07.76 относительно земельного участка - 2,3 га и от 16.12.75 N 551, т.е более ранних правоустанавливающих документов.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции обоснованно указал, что факт наложения границ земельного участка N 24:50:0700423:12 и земельных участков N 24:50:0700423:0020 и 24:50:0700425:0099 подтверждается текстами решений ответчика об отказе в постановке данных участков на кадастровый учет от 28.02.2009 N Ф24/09-2-5779 и от 05.03.2009 N Ф24/09-2-7383 ТУ Росимущества в Красноярском крае с указанием на то, что "... одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка; при нанесении границ формируемого земельного участка на кадастровую карту в соответствии с разделом "Описание границ" Межевого плана происходит пересечение с границами земельного участка стоящего на кадастровом учете с кадастровым номером 24:50:0700423:12", заключениями землеустроительных экспертиз, проведенных в рамках дела N А33-3167/2009, заключением кадастрового инженера ООО "ГИПРОЗЕМ" от 21.08.2012 N 116, схемой к заключению.
При этом наложение границ участков Российской Федерации и участка N 24:50:0700423:12 выразилось в том, что оба участка NN 24:50:0700423:0020 и 24:50:0700425:0099 фактически находятся внутри участка N 24:50:0700423:12.
Суд первой инстанции правомерно указал, что факт более позднего внесения в государственный земель кадастр земельных участков N 24:50:0700423:0020 и 24:50:0700425:0099 в качестве ранее учтенных, чем постановка на кадастровый учет земельного участка N 24:50:0700423:12 не исключает возможность оспаривания собственником земельных участков кадастрового учета участка N 24:50:0700423:12.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Статья 3.1 введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2006). Следовательно, с этого момента право государственной собственности на земельные участки, предоставленные ГП "Красмаш" на праве постоянного (бессрочного) пользования, является разграниченным.
Право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки зарегистрировано 23.01.2008 в ЕГРП согласно представленным в материалы дела свидетельствам о регистрации права. Данное право никем до настоящего времени никем не оспорено.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГП "Красмаш" и Российская Федерация давали согласие на образование земельного участка N 24:50:0700423:12.
Учитывая правила пункта 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003, сведения о земельных участках площадью 2,3 га и 6,0 га предоставленных заводу "Красмаш" должны были быть запрошены землеустроительной организацией при подготовке землеустроительной документации по участку N 24:50:070423:12, однако этого сделано не было, а в материалах кадастрового дела на указанный участок на дату постановки его на кадастровый учет в 2005 году такие сведения отсутствовали.
Таким образом, в результате постановки на кадастровый учет земельного участка N 24:50:0700423:12 Российская Федерация как собственник земельных участков NN 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99 лишена возможности реализовать свои права собственника данных участков (право распоряжения) путем внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о данных участках в связи с проведением межевания и определением границ участков на местности.
Доказательством создания Российской Федерации препятствий в реализации данного права являются отказы органа кадастрового учета от 28.02.2009 N Ф24/09-2-5779 и от 05.03.2009 N Ф24/09-2-7383 в постановке на государственный кадастровый учет земельных участков NN 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99 в связи с наложением границ участков на границы участка N 24:50:0700423:12.
При этом правоустанавливающие документы, на основании которых земельный участок N 24:59:0700423:12 поставлен на кадастровый учет - распоряжение администрации г. Красноярска от 21.05.2004 года N 1258-арх и распоряжение администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2291-арх о продлении срока предварительного согласования места размещения объекта признаны недействительными решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 30.06.2011 по иску Бородовицыной Т.А., что означает, что данные ненормативные акты не влекут каких-либо правовых последствий и не могут являться основаниями для кадастрового учета участка.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что фактически данный земельный участок незаконно поставлен на кадастровый учет в 2005 году на основании недействительных ненормативных актов, является правомерным.
Доводы ФГБУ ФКП "Росреестра" об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права в связи с наличием спора между МО г. Красноярск и Российской Федерацией о правах на земельные участки подлежат отклонению.
Из представленных в материалы дела судебных актов по спорам в отношении данного участка следует, что МО г. Красноярск не заявляло прав на данный участок по основаниям разграничения государственной собственности на землю (статья 3.1 Вводного закона), а в возражениях на иски ссылалась на то, что при принятии указанных распоряжений осуществляла распоряжение неразграниченными землями государственной собственности, поскольку полагало, что отсутствуют чьи-либо права на предоставляемый ЗАО "Крастяжмаш-строй" земельный участок.
Согласно письму Администрации г. Красноярска от 28.03.2008 N 14-3274 в адрес ЗАО "Крастяжмаш-строй" (представлено в настоящее дело из дела N А33-3167/2009) на просьбу исключить из предоставленного данному обществу участка части площади под объектами незавершенного строительства принадлежащими Бородовицыной Т.А. следует, что администрация г. Красноярска отказала в таком уточнении границ участка N 24:50:0700423:12 по следующим основаниям: распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, обладает федеральный исполнительный орган власти, а орган местного самоуправления не вправе принимать решения, касающиеся земельных участков находящихся в федеральной собственности. В данном письме ЗАО "Крастяжмаш-строй" предложено обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по управлению федеральным имуществом.
Право собственности муниципального образования г. Красноярск либо иных лиц на земельный участок N 24:50:0700423:12 в ЕГРП не регистрировалось
В отзывах на иск по настоящему делу Администрацией г. Красноярск, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярск, ЗАО "Крастяжмаш-строй" также не заявлено о правах на данный земельный участок.
В настоящее время участок N 24:50:0700423:12 во владении ЗАО "Крастяжмаш-строй" не находится, владение земельными участками NN 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99 (границы которых входят в границы) спорного участка, осуществляет Российская Федерация, а также в соответствующей части - Бородовицына Т.А. как собственник объектов незавершенного строительства.
С учетом изложенного избранный истцом способ защиты в виде снятия с кадастрового учета земельного участка N 24:50:0700423:12 является адекватным характеру препятствий в осуществлении полномочий распоряжения участком, поскольку данный участок сформирован в 2005 году с нарушением прав собственника объектов недвижимости на данном участке и поставлен на кадастровый учет на основании недействительных правоустанавливающих документов. В этой связи правомерен вывод суда о том, что наложение земельных участков NN 24:50:0700423:20, 24:50:0700425:99 и земельного участка N 24:50:0700423:12 не могло быть устранено в рамках спора об установлении границ смежных земельных участков.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Красноярском крае в результате кадастрового учета земельного участка N 24:50:0700423:12 и наложением его границ с уточненными границами участков NN 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99 лишено возможности получить кадастровый паспорт двух земельных участков.
Между тем, наличие кадастрового паспорта объекта недвижимости является одним из условий реализации собственником земельных участков своих прав в отношении участка, в связи с чем у истца имеется законный интерес в устранении из кадастра объектов недвижимости сведений о земельном участке, учтенном на основании недействительных ненормативных актов, наличие которых препятствует выдаче кадастровых паспортов на правомерно сформированные земельные участки N N 24:50:0700423:20 и 24:50:0700425:99.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
Снятие с кадастрового учета земельного участка влечет утрату таким земельным участком своих индивидуализирующих характеристик и прекращение существования как объекта гражданских прав.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что суд первой инстанции не установил, имеются ли условия снятия земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные статьями 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Истец не является субъектом административных отношений, возникших в связи с кадастровым учетом земельного участка N24:50:0700423:12, не оспаривает соответствие действий органа кадастрового учета нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при постановке участка N24:50:0700423:12 на кадастровый учет. Сведения кадастрового учета в отношении участка N24:50:0700423:12 оспариваются истцом по существу, а не с точки зрения законности процедуры их внесения. Тем более истец не ссылается на образование двух и более объектов недвижимости из участка N24:50:0700423:12, таким образом, оснований для применения норм статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" у суда первой инстанции отсутствовали. Суд первой инстанции правомерно рассмотрел требования истца в порядке искового производства по правилам раздела II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью разрешения спора арбитражным судом является обеспечение реального восстановления нарушенных прав.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре).
При этом в силу части 4 статьи 16 Закона о кадастре, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Кадастровый учет земельных участков N 24:50:0700423:20 и N 24:50:0700425:99, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о регистрации и Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такой участок считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с требованиями указанных федеральных законов. При этом обязанность собственника - Российской Федерации уточнить границы такого участка законодателем не установлена.
С учетом изложенного доводы ответчика о том, что истцу следует устранить пересечение границ трех земельных участков в рамах кадастровых работ путем подписания акта согласования границ или в результате судебного спора о таких границах являются несостоятельными.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления настоящего иска, поскольку решениями органов кадастрового учета от 05.03.2009 и от 11.03.2009 была приостановлена постановка на кадастровый учет двух участков - 24:50:0700425:0099, 24: 50:0700423:0020 в связи с наложением их границ и границ участка N 24:50:0700423:12 необоснованны.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304), а поскольку Российская Федерация земельным участком владеет, иск обоснованно рассмотрен как требование собственника об устранении нарушений права, не соединенных с лишением владения, на которые исковая давность не распространяется.
На основании вышеизложенного исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение от 10 сентября 2012 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7220/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2012 года по делу N А33-7220/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7220/2012
Истец: Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФКП Росреестр
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, Бородовицына Тамара Алексеевна, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ЗАО "Крастяжмаш-Строй", ОАО "Красмаш", Администрация г. Красноярска в лице заместителя главы города-начальника департамента градостроительства Григоренко АА, Адресно-справочное бюро ГУВД края, Михеева И. А. представитель Территориального управления, Управление Росреестра по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9423/13
08.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9423/13
03.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-579/13
06.12.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4811/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7220/12