г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А56-37622/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Ахматаревой О.Ю. по доверенности от 01.11.2012
от заинтересованного лица: Давыдовой О.А. по доверенности N 56 от 26.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20270/2012) ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2012 по делу N А56-37622/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района": 195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 19/30, ОГРН 1089817227250 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 123 (далее - управление) от 30.05.2012 N Ю78-03-03-885 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, и недействительным предписание от 30.05.2012 N Ю78-03-03-632/ПР-12.
Решением от 14.09.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2012 года по делу N А56-37622/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель управления, ссылаясь на их несостоятельность, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В пояснениях к апелляционной жалобе, представленных в судебном заседании, общество также сослалось на неправильную квалификацию управлением вменяемого правонарушения. По мнению общества, поскольку обман представляет собой умышленные действия по введению потребителя в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки, то отказ в осуществлении перерасчета за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием по месту жительства, не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 19.10.2011 гражданин Трегер В.А., проживающий по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 57, к. 1, кв. 198, обратился в управляющую организацию ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" с просьбой произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием в период с 01.05.2011 по 02.10.2011 по месту жительства.
В связи с отказом произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия гражданина Трегера В.А., управление определением от 28.04.2012 N 78-03-03-310А/Р-12 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования управление установило, что письмом от 24.10.2011 общество сообщило потребителю, что с целью проверки подлинности предъявленных документов (справок), полноты и достоверности, содержащихся с них сведений - отправлен запрос в садоводческую организацию и в случае подтверждения факта нахождения его на данном участке в запрашиваемый период, потребителю будет произведен перерасчет.
Полагая, что ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" допустило обман потребителя - гражданина Трегера В.А., выразившийся в непроведении потребителю в течение 5 дней с момента подачи заявления перерасчета платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 14.05.2012 N 78-03-03-292-А/р-12, квалифицировав его действия по статье 14.7 КоАП РФ.
Постановлением от 31.05.2012 N Ю78-03-03-885 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
На основании постановления управление вынесло предписание от 30.05.2012 N Ю78-03-03-632/ПР-12, которым обществу предписано в срок до 15.06.2012 устранить нарушения пункта 56 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 и произвести перерасчет за коммунальные услуги гражданину Трегеру В.А. за период временного отсутствия по месту жительства.
Не согласившись с вынесенными управлением постановлением и предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признал жалобу общества подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 307 при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Согласно пункту 56 Правил N 307 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В силу пункта 3 Правил исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" обладает статусом исполнителя услуги по отношению к гражданам, проживающим по указанному выше адресу.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что пункт 56 Правил содержит не исчерпывающий список необходимых, а перечень возможных к представлению исполнителю документов.
Письмом Министерства Регионального развития РФ от 15.05.2009 N 14762-СК/14 даны разъяснения по применению справок садоводческих организаций для подтверждения временного отсутствия граждан и указано, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.
В письме Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 16-106/09-1-1 разъяснено, что "Жилищная организация вправе проверить достоверность представленной в справке информации в соответствии с пунктом 57 Правил N 307. В случае если справка содержит недостоверную информацию, либо не содержит реквизитов (адрес, номер телефона и т.п.) садоводства для возможности проверки ее достоверности, может быть отказано в проведении перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг".
Пункт 57 Правил предоставляет заявителю право самостоятельно снимать и заверять копии представленных документов в целях перерасчета коммунальных платежей, а также проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги подано гражданином Трегером В.А. в общество 19.10.2011, то есть в установленный месячный срок после окончания периода временного отсутствия потребителя (л.д. 101).
Письмом 25.04.2012 N 664 общество отказало произвести перерасчет, в связи с тем, что ответ на зарос от 24.10.2011 направленный обществом в СНТ "Петрокрепость" в ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" не поступил (л.д. 108). В обоснование отказа общество сослалось на предоставленное ему пунктом 57 Правил N 307 право проверять полноту и достоверность сведений содержащихся в представленных для перерасчета документах.
Указанные действия заявителя квалифицированы административным органом по статье 14.7 КоАП РФ.
Апелляционный суд не может согласиться с квалификацией управлением выявленного административного правонарушения в силу следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей.
Из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ усматривается, что ответственность наступает в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами (пункт. 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда пояснил, что отказ в перерасчете платы за коммунальные услуги, по его мнению, относятся к указанному в диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ иному обману потребителей.
Апелляционный суд считает данный вывод ошибочным, поскольку обман представляет собой умышленные действия по введению потребителя в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
В рассматриваемом случае, отказ в перерасчете платы за коммунальные услуги не является обманом потребителя, а свидетельствует об оказании управляющей компанией услуг населению, не соответствующих требованиям нормативного правового акта - Правил N 307.
Следовательно, отказ от исполнения предусмотренной Правилами N 307 обязанности осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги не содержит признаков объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о неправильной квалификации управлением совершенного обществом правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10, в случае установления при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности того обстоятельства, что оно содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа обществу в удовлетворении заявления об оспаривании постановления от 30.05.2012 N Ю78-03-03-885 подлежит отмене, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Вместе с тем, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены предписания административного органа от 30.05.2012 N Ю 78-03-03-632/ПР-12.
Согласно части 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Право Управления выдавать предписания об устранении нарушений законодательства предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 2940-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Материалами дела подтверждается, что заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги подано гражданином Трегером В.А. в общество 19.10.2011, то есть в установленный месячный срок после окончания периода временного отсутствия потребителя (л.д. 101).В качестве подтверждения временного отсутствия к заявлению приложена справка от 02.10.2011 N 587, содержащая все необходимые сведения, в том числе, наименование садоводства, адрес и телефон садоводства, период пребывания в садоводстве, реквизиты и т.п., подписанная председателем СНТ "Петрокрепость" и заверенная печатью (л.д. 22).
Письмом 25.04.2012 N 664 общество отказало произвести перерасчет, в связи с тем, что ответ на зарос от 24.10.2011 направленный обществом в СНТ "Петрокрепость" в ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" не поступил (л.д. 108). В обоснование отказа общество сослалось на предоставленное ему пунктом 57 Правил N 307 право проверять полноту и достоверность сведений содержащихся в представленных для перерасчета документах.
Между тем, материалами дела подтверждается, что запрос был направлен заявителем в СНТ "Петрокрепость" только 08.12.2011, то есть более чем через полтора месяца с момента подачи заявления о перерасчете (19.10.2011), о чем свидетельствует почтовая квитанция от 08.12.2012 N 32526 (л.д. 104).
В обоснование отказа в перерасчете коммунальных услуг общество, ссылается на то, что достоверность и подлинность представленных гражданином Трегером В.А. не подтвердилась, в связи с возвратом письма отправителю.
Вместе с тем, сам по себе возврат почтовой корреспонденции (письма) не свидетельствует о недостоверности документов представленных гражданином для подтверждения факта своего отсутствия в занимаемом помещении, в связи с чем у заявителя отсутствовали законные основания для отказа потребителю в перерасчете размера платы за коммунальные услуги.
Учитывая вышеизложенное, предписание административного органа является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2012 года по делу N А56-37622/2012 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, 19/30, ОГРН 1047855137813) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.05.2012 N Ю 78-03-03-885 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.123) по делу об административном правонарушении N Ю 78-03-03-885 от 30 мая 2012 года, вынесенное в г. Санкт-Петербурге в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" по статье 14.7 КоАП РФ.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2012 года по делу N А56-37622/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37622/2012
Истец: ООО "Жилкомсервис N3 Красногвардейского района"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1650/2013
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1650/13
10.12.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20270/12
14.09.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-37622/12