г. Красноярск |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А69-1500/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:
от заявителя (открытого акционерного общества "Тываэнергосбыт"): Кавешниковой О.В., представителя по доверенности от 18.05.2012 N 5 (до перерыва),
от административного органа (Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Тыва): Хитаришвили А.Т., представителя по доверенности от 19.01.2012 N 2 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тываэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "18" сентября 2012 года по делу N А69-1500/2012, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065) (далее - ОАО "Тываэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Республике Тыва (ИНН 1701044223, ОГРН 1081719000406) (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2012 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А74-9.15/12.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, ОАО "Тываэнергосбыт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнительным пояснением, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает следующее:
- отсутствие у общества потребителей, осуществляющих расчеты по второй ценовой категории, а также инвестиционной программы исключает необходимость размещать информацию, предусмотренную абзацем 8 пункта 22 и подпунктом "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации);
- ОАО "Тываэнергосбыт" не является сетевой организацией, что исключает обязанность общества по раскрытию информации по инвестиционным программам;
- вмененное правонарушение является малозначительным, ОАО "Тываэнергосбыт" осуществляло раскрытие всей информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, за исключением отсутствующей у общества.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ОАО "Тываэнергосбыт" изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель антимонопольного органа изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.11.2012 объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 04 декабря 2012 года. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании внутреннего приказа от 20.03.2012 N 64 Тывинским УФАС России проведена проверка Интернет-сайта ОАО "Тываэнергосбыт", (www.tuvaensb.ru), предметом которой является соблюдение обществом требований Стандартов раскрытия информации.
В ходе проверки было установлено, и в акте осмотра Интернет-сайта от 20.03.2012 зафиксировано, что на официальном сайте ОАО "Тываэнергосбыт":
- не раскрыта информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации за период 2008-2010 года, а именно: отсутствует аудиторское заключение за 2008-2010 годы, которая подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня;
- отсутствует информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с абзацем 8 пункта 22 Стандартов раскрытия информации, а именно: не раскрыта информация о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток, которая подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 6 дней по окончании месяца, за который предоставляется информация.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N А74-9.15/12 и проведения административного расследования по признакам нарушения обществом статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В определении о возбуждения дела об административном правонарушении N А74-9.15/12 и проведения административного расследования от 24.05.2012, названы вышеизложенные нарушений, и указано на необходимость в соответствии с подпунктом "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации публиковать информацию об инвестиционной программе. ОАО "Тываэнергосбыт" предложено представить документы, подтверждающие опубликование информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Уведомлением от 13.06.2012 N 4-1402 ОАО "Тываэнергосбыт" извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса.
По результатам административного расследования 21.06.2012 заместителем руководителя Тывинского УФАС России Хаджиевым Ф.А. в отношении общества составлен протокол N А74-9.15/12 об административном правонарушении
В протоколе от 21.06.2012 N А74-9.15/12, в том числе, указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола вручена представителю общества по доверенности, а также направлена по юридическому адресу общества.
На основании указанного протокола и материалов проверки руководителем Тывинского УФАС России Долгих О.М. было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 04.07.2012 N А74-9.15/12, в котором ОАО "Тываэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса, обществу назначен административный штраф в размере 200 000 рублей.
В постановлении от 04.07.2012 N А74-9.15/12 указано, что обществом не раскрыта информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации за период 2008-2010 года, а именно: отсутствует аудиторское заключение за 2008-2010 годы; отсутствует информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с абзацем 8 пункта 22 Стандартов раскрытия информации, а именно: не раскрыта информация о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток, которая подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 6 дней по окончании месяца, за который предоставляется информация; не раскрыта информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с подпунктом "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, а именно: об отсутствии инвестиционной программы, утверждаемой в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила утверждения инвестиционных программ) и не представлены документы, свидетельствующие о раскрытии информации об инвестиционной программе в официальных печатных изданиях с указанием сайта ОАО "Тываэнергосбыт" в сети Интернет.
ОАО "Тываэнергосбыт", не согласившись с постановлением от 04.07.2012 N А74-9.15/12 о назначении административного наказания, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц антимонопольного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 Кодекса, протокол об административном правонарушении от 21.06.2012 N А74-9.15/12 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 04.07.2012 N А74-9.15/12 вынесено уполномоченными должностными лицами.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, антимонопольным органом соблюдены; права ОАО "Тываэнергосбыт", установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Постановление от 04.07.2012 N А74-9.15/12 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный орган доказал совершение обществом вменяемого административного правонарушения на основании следующего.
Согласно статье 9.15 Кодекса нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 11.04.2007 N 59 ОАО "Тываэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии и согласованы границы зон деятельности.
Следовательно, ОАО "Тываэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и субъектом розничного рынка электроэнергии.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют создание общедоступной системы раскрытия информации на оптовом и розничных рынках; утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Таким образом, ОАО "Тываэнергосбыт" обязано обеспечить доступ к информации в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации.
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В соответствии с пунктом 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Из оспариваемого постановления следует, что ОАО "Тываэнергосбыт" в том числе вменяется нарушение требований подпункта "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, а именно: отсутствие аудиторского заключения за 2008-2010 годы, которая подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В силу подпункта "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).
В силу пункта 10 Стандартов раскрытия информации указанная в пункте 9 настоящего документа информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Постановлением Правительства Российской от 09.08.2010 N 609 "О внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" в пункт 10 Стандартов раскрытия информации внесены изменения. Пункт 10 Стандартов раскрытия информации изложен в следующей редакции: информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Таким образом, новая редакция Стандартов раскрытия информации установила возможность для субъектов рынков электрической энергии публиковать названную информацию, в том числе и на их официальных сайтах.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "Тываэнергосбыт" публиковало в официальном печатном издании аудиторского заключения.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что аудиторские заключения за 2008-2010 годы размещены на официальном сайте общества по адресу www.tuvaensb.ru (по ссылкам: Акционерам и инвесторам - Раскрытие информации - Финансовая и бухгалтерская отчетность).
Акта осмотра Интернет-сайта от 20.03.2012 содержит информацию об осмотре путем осуществления действий по переходу в соответствующие разделы сайта в определенные вкладки раздела, с выведением содержимого раздела на печать (приложения к акту осмотра). Приложения к акту осмотра содержат только главные страницы определенных вкладок соответствующих разделов.
Таким образом, акт осмотра не опровергает довод общества о наличии на Интернет-сайте общества, в том числе на момент проверки информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности привлечения общества к административной ответственности за нарушения обществом подпункта "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации.
Оспариваемым постановлением обществу вменено также:
- отсутствие информации, которая подлежит раскрытию в соответствии с абзацем 8 пункта 22 Стандартов раскрытия информации, а именно: не раскрыта информация о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток, которая подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 6 дней по окончании месяца, за который предоставляется информация;
- нераскрытие информации, которая подлежит раскрытию в соответствии с подпунктом "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, а именно: об отсутствии инвестиционной программы, утверждаемой в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ, и не представлены документы, свидетельствующие о раскрытии информации об инвестиционной программе в официальных печатных изданиях с указанием сайта ОАО "Тываэнергосбыт" в сети Интернет.
ОАО "Тываэнергосбыт" не соглашается с указанными выводами, ссылается на отсутствие обязанности по размещению информации:
- о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток, поскольку такие потребители отсутствуют;
- об инвестиционной программе, поскольку у ОАО "Тываэнергосбыт" отсутствует такая информация, общество не является сетевой организацией, для которых утверждаются инвестиционные программы.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными доводами в связи со следующим.
Подпунктом "ж" пункта 20 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: информацию об инвестиционной программе.
Из пункта 21 Стандартов раскрытия информации следует, что информация, указанная в подпункте "ж" пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Абзацем 8 пункта 22 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают информацию: фактический объем потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток.
Из пункта 21 Стандартов раскрытия информации следует, что информация, указанная в абзацах четвертом - тринадцатом пункта 22 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков в сети Интернет ежемесячно, в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода. Эта информация публикуется в отношении каждого месяца календарного года.
Данные нормы являются императивными. Законодатель не ставит вопрос о необходимости публикации сведений в зависимость от содержания публикуемой информации.
Таким образом, общество, как гарантирующий поставщик в силу указанных положений Стандартов раскрытия информации обязано раскрывать информацию о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток; информацию об инвестиционных программах.
Суд так же учитывает, что информация публикуется для неопределенного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Сведения о наличии инвестиционной программы, о наличии потребителей, осуществляющих расчеты по второй ценовой категории и об объемах их потребления, может быть использовано хозяйствующим субъектом при планировании его деятельности, либо органом государственной власти при осуществлении его полномочий; следовательно, отсутствие инвестиционной программы или указание на отсутствие объемов потребления энергии у потребителей, осуществляющих расчеты по второй ценовой категории так же могут представлять интерес для указанных субъектов; в то время как полное отсутствие информации влечет неопределенность в хозяйственных отношениях, для преодоления которой как раз и были разработаны и приняты Стандарты раскрытия информации и препятствует осуществлению государственного регулирования и контроля за деятельностью субъекта электроэнергетики.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и антимонопольного органа о наличии у ОАО "Тываэнергосбыт" обязанности опубликовать информацию о фактическом объеме потребления электрической энергии потребителями, осуществляющими расчеты по второй ценовой категории, вне зависимости от объемов потребления, а также о необходимости раскрыть информацию об инвестиционной программе общества (о факте ее отсутствия).
Нераскрытие ОАО "Тываэнергосбыт" указанной информации подтверждается, в том числе актом осмотра Интернет-сайта от 20.03.2012, протоколом об административном правонарушении от 21.06.2012 N А74-9.15/12, письмом ОАО "Тываэнергосбыт" от 29.05.2012 N 1604 и обществом не оспаривается.
Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО "Тываэнергосбыт" имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
ОАО "Тываэнергосбыт" не представило ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения доказана.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Антимонопольным органом не установлено обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, при этом обществу назначен штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса (200 000 рублей).
В апелляционной жалобе ОАО "Тываэнергосбыт" указывает, что вмененное правонарушение является малозначительным, поскольку ОАО "Тываэнергосбыт" осуществляло раскрытие всей информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, за исключением отсутствующей у общества.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 указанного постановления, введенного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Изложенное означает, что нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение данных норм является правом суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
ОАО "Тываэнергосбыт" не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения. Факт нераскрытия части информации подтвержден материалами дела, что свидетельствует о недостаточно внимательном отношении общества к обязанностям, возложенным на него действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что избранная антимонопольным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса, основания для признания нарушения малозначительным отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 Кодекса, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" сентября 2012 года по делу N А69-1500/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1500/2012
Истец: ОАО "Тываэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ
Третье лицо: Канский межрайонный прокурор, ООО "Аптека Вита"