г. Самара |
|
12 декабря 2012 г. |
Дело N А55-25109/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.12.2012 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЕОПОРТ КЛАССИК" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу N А55-25109/2012 (судья Лихоманенко О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕОПОРТ КЛАССИК" (ИНН 6321134590, ОГРН 1046301011756), г.Тольятти Самарской области, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "ГЕОПОРТ КЛАССИК" Панова А.И. (доверенность от 04.10.2012),
представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу не явился, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГЕОПОРТ КЛАССИК" (далее - ООО "Геопорт Классик", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган) от 16.11.2011 N 04-11/683/2 о назначении административного наказания.
Решением от 23.10.2012 по делу N А55-25109/2012 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
ООО "Геопорт Классик" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство административного органа о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, прокуратура Автозаводского района г.Тольятти Самарской области в ходе проведения проверки ООО "Геопорт Классик" выявила, что общество осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По данному факту прокурор Автозаводского района г.Тольятти Самарской области вынес постановление от 21.10.2011 о возбуждении в отношении ООО "Геопорт Классик" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административный орган по результатам рассмотрения материалов дела вынес постановление от 16.11.2011 N 04-11/683/2, которым привлек ООО "Геопорт Классик" к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст.210 АПК РФ).
В соответствии со ст.ст.4 и 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
П.9 ст.7 Закона N 115-ФЗ установлено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента и установить сведения, перечисленные в пп.1 п.1 этой статьи.
В соответствии с п.6 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо проводить обучение сотрудников в виде вводного, дополнительного и целевого инструктажей, повышения уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ).
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правила должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями.
В соответствии со ст.3 Закона N 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу ст.4 Закона N 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с ч.2 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Поскольку одним из видов деятельности ООО "Геопорт Классик" является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, общество является субъектом сферы применения Закона N 115-ФЗ и, следовательно, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допустимых и достаточных доказательств невозможности соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ООО "Геопорт Классик" не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в суд не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и наличии вины общества в его совершении.
Между тем, согласно п.3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28, постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования этого Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации (п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (действовавшим на момент выявления административного правонарушения) правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу этого Постановления.
Верховный Суд Российской Федерации в п.14 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку ООО "Геопорт Классик" поставлено на учет в качестве юридического лица 07.04.2004, срок давности привлечения к административной ответственности по этим эпизодам истек.
Однако, как уже указано, в ходе проверки ООО "Геопорт Классик" были выявлены и другие правонарушения, являющиеся длящимися, срок давности привлечения к административной ответственности по которым не истек.
Так административным органом было установлено, что общество не выявляло операции, подлежащие контролю, не осуществляло идентификацию клиентов, не проводило обучение сотрудников в форме вводного и дополнительного инструктажей.
ООО "Геопорт Классик", не отрицая факт совершения правонарушения, ссылается на то, что правонарушение совершено впервые и не привело к возникновению или угрозе возникновения общественно-опасных последствий.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "Геопорт Классик" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного ООО "Геопорт Классик" деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Геопорт Классик" в удовлетворении заявления.
Материалами дела подтверждается, что постановление вынесено уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к ответственности не истек, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2012 года по делу N А55-25109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25109/2012
Истец: ООО "ГЕОПОРТ КЛАССИк"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу