г. Самара |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А55-18581/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Заряев И.Г., доверенность от 15 ноября 2012 г.,
от ответчика - Найдовский П.Е., доверенность от 12 мая 2012 г. N 12-3142,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2012 г. по делу N А55-18581/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" (ИНН 6317006122, ОГРН 1036300667259), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие г.о. Самара "Ярмарки Самары" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 года N 01/025/2012-652.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2012 г. по делу N А55-18581/2012 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 года N 01/025/2012-652. На ответчика возложена обязанность по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" на часть объекта дорожного хозяйства, указанного в заявлении от 22.03.2012 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.03.2012 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - часть объекта дорожного хозяйства шириной 3 м., расположенного на расстоянии 13 м. от дома N 15 по ул. Сергея Лазо, в 8, 5 м. от бордюрного камня ул. Сергея Лазо, в 1, 5 м. от бордюрного камня пер. Банковский, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, литера I.
По результатам рассмотрения заявления, сообщением от 05.05.2012 года N 01/025/2012-652 в государственной регистрации было отказано заявителю на основании абзацев 2,4 и 10 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, в собственности городского округа Самара находится объект недвижимого имущества - объект дорожного хозяйства - улица Сергея Лазо, протяженностью 1 394 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах от улицы Парижской Коммуны до Волжского шоссе, кадастровый номер 63:01:0000000:0:6209.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009 г.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 года N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары" частей объекта дорожного хозяйства" за заявителем закреплено на праве хозяйственного ведения следующее имущество: часть объекта дорожного хозяйства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Сергея Лазо, литера I (реестровый номер 00030Н), описание и схематический план которой указан в Приложении N 1 и N 2 к настоящему приказу.
Данный приказ явился основанием для обращения заявителя в регистрирующий орган.
На основании указанного приказа между заявителем и Департаментом управления имуществом городского округа Самара 16.03.2012 г. было подписано дополнительное соглашение к договору от 23.12.1998 года N 000009Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, согласно которому в данный договор включено дополнительно указанное выше имущество. Приложением к данному дополнительному соглашению также являлось описание и схематический план спорной части сооружения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил довод ответчика о том, что дополнительное соглашение заключено к иному договору от 23.12.2009 года N 000009Х и пришел к выводу о допущенной опечатке в тексте дополнительного соглашения поскольку это дополнительное соглашение издано во исполнении приказа N 445 в котором имеется ссылка исключительно на договор от 23.12.1998 года N 000009Х. Заявитель также пояснил, что никаких других договоров о передаче имущества в полное хозяйственное ведение, кроме как от 23.12.1998 года N 000009Х им с органом местного самоуправление городского округа Самара не заключалось.
Указанный приказ N 445 и дополнительное соглашение явились основанием для обращения заявителя за государственной регистрацией права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
В силу пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
В государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
В своем отказе и отзыве на заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области поясняет, что заявленные на регистрацию части объекта не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, следовательно право хозяйственного ведения на части указанного сооружения, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Иным основанием для отказа послужило невозможность идентификации объекта права из представленных заявителем документов.
Также регистратор указал на отсутствие полномочий Крючкова А.С. как исполняющего обязанности руководителя Департамента на момент принятия приказа.
Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Материалами дела подтверждается, что право муниципальной собственности на объект дорожного хозяйства - улица Сергея Лазо, протяженностью 1 394 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах от улицы Парижской Коммуны до Волжского шоссе, кадастровый номер 63:01:0000000:0:6209 зарегистрировано.
Согласно кадастровому паспорту, выданному 24.02.2009 г. Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, и представленному в регистрирующий орган, объект дорожного хозяйства, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах ул. Парижской Коммуны до Волжского шоссе, является сооружением.
Согласно дополнительному соглашению к договору от 23.12.1998 года N 000009Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в указанный договор включено дополнительное имущество - часть сооружения.
Приложением к данному дополнительному соглашению также являлось описание и схематический план части сооружения и акт приема-передачи.
Довод ответчика о том, что часть сооружения не может быть передана в хозяйственное ведение, так как не является самостоятельным объектом права является ошибочным.
Действительно, право муниципальной собственности зарегистрировано на весь объект дорожного хозяйства как сооружение, однако согласно содержанию приказа N 445 от 01.03.2012 г., дополнительного соглашения от 16.03.2012 г. в хозяйственное ведение предприятию передана часть сооружения, которую возможно идентифицировать как объект права.
Довод заявителя о том, что приложения к приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 г. N 445 и приложение к дополнительному соглашению от 16.03.2012 г. позволяли индивидуализировать переданную в хозяйственное ведение часть сооружения является обоснованным.
Возможность вовлечения в хозяйственный оборот не сооружения в целом, а его частей подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Поволжского округа от 15.10.2010 года по делу N А55-40032/2009.
В данном случае, закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не влечет вследствие этого прекращения прав собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости, а является актом распоряжения имуществом, принадлежащим городскому округу Самара, при этом право хозяйственного ведения у заявителя возникло в соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ с момента передачи имущества - подписания акта приема-передачи.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 29.04.2011 года N 22, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Довод регистратора об отсутствии у и.о. руководителя Департамента полномочий на подписание Приказа N 445 от 01.03.2012 года опровергается представленным Приказом N 41 а от 13.02.2012 года, в соответствии с которым Крючков А.С. на период временного отсутствия работника Черепанова С.И. исполняет обязанности руководителя Департамента.
В соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ N 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В нарушение указанной нормы, доказательств самостоятельного истребования у органа местного самоуправления документа, подтверждающего полномочия и. о. руководителя Департамента, подписавшего Приказ N 445 от 01.03.2012 года материалы регистрационного дела не содержат.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2012 г. по делу N А55-18581/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18581/2012
Истец: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Ярмарки Самары"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3393/13
30.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17493/13
15.07.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1789/13
27.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12852/12
22.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
14.06.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12