г. Саратов |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А12-12238/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка" (ОГРН 1023405367325 ИНН 3405002347 Волгоградская область, г.Дубовка),
Территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов" (ОГРН 1023400000766 ИНН 3444047790 г.Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 по делу N А12-12238/2012 (судья Пятернина Е.С.)
по заявлению Территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" (ОГРН 1023400000766 ИНН 3444047790 г.Волгоград)
к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405375993 ИНН 3405002315 Волгоградская область, г.Дубовка)
о признании решения незаконным
третьи лица:
администрация городского поселения г.Дубовка Волгоградской области (ОГРН 1053455071878 ИНН 3405011207 Волгоградская область, г.Дубовка),
Лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка" (ОГРН 1023405367325 ИНН 3405002347 Волгоградская область, г.Дубовка),
Правительство Волгоградской области (ОГРН 1023403444547 ИНН 3444051965 г.Волгоград),
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (ОГРН 1093459000557 ИНН 3442103030 г.Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от Лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка" - Белов А.С. по доверенности от 28.09.2012,
от администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области - Быстров Э.В. по доверенности от 06.12.2012 N 3654,
в отсутствие представителей Территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов", администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области, Правительства Волгоградской области, Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" (далее - Облсовпроф, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) об отказе, оформленного письмом от 24.05.2012, в предоставлении земельного участка площадью 136567 кв.м с кадастровым номером: 34:05:010159:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, город Дубовка, улица Волжская, 8 в общую долевую собственность.
В порядке восстановления нарушенного права Облсовпроф просит обязать Администрацию предоставить указанный земельный участок в собственность и подготовить проекты соответствующих договоров купли-продажи.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 Облсовпрофу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Облсовпроф и Лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка" (далее - ЛПЧУП "Санаторий "Дубовка") не согласились с вынесенным решением и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб проводится в отсутствие представителей Территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов", администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области, Правительства Волгоградской области, Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ЛПЧУП "Санаторий "Дубовка" и администрации, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Облсовпроф является собственником 9/10 долей имущественного комплекса санатория "Дубовка", расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, город Дубовка, улица Волжская, дом N 8, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.08.2011 N 01/538/2011-682.
Земельный участок оздоровительного назначения, площадью 149 242, 03 кв.м по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г.Дубовка, ул.Волжская, д.8, на котором расположен имущественный комплекс санатория "Дубовка", принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению "Санаторий "Дубовка", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2000, запись регистрации N 34-01/01-02-19/2000-1.
Облсовпроф обратился в Администрацию с заявлением от 29.12.2011 N 09/938 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 136 567 кв.м с кадастровым номером: 34:05:010159:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г.Дубовка, ул.Волжская, 8.
Письмом от 24.05.2012 Администрация сообщила Облсовпрофу, что земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов, находится в границах зоны округа горно - санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области курортной зоны, относится к землям особо охраняемых природных территорий, а поэтому в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте.
Облсовпроф не согласился с отказом Администрации и обратился в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав правомерной позицию Администрации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 94, пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 32 Закона об особо охраняемых природных территориях в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
На основании статьи 31 Закона об особо охраняемых природных территориях лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно статьи 32 Закона об особо охраняемых природных территориях для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон о природных лечебных ресурсах) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 28.05.2002 N 710-ОД "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Волгоградской области" решение о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения принимает глава администрации Волгоградской области по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а местного (районного, городского) значения - глава администрации Волгоградской области по представлению соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно статье 9 Закона N 710-ОД границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, утверждаются главой администрации Волгоградской области.
Генеральным планом городского поселения г. Дубовка, утвержденным решением Думы городского поселения г. Дубовка N 53/256 от 25.06.2009 "Об утверждении генерального плана городского поселения г. Дубовка Дубовского района Волгоградской области" указанный земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка" в целях сохранения и защиты гидроминеральных лечебных ресурсов области от загрязнения и преждевременного истощения, создания надлежащих условий лечения и отдыха в санатории "Дубовка" были утверждены границы и режим округа горно - санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области, используемых санаторием "Дубовка", согласно представленному проекту АОЗТ "Курортпроект" (Москва, 1995 год). По запросу суда первой инстанции Дубовским районным судом Волгоградской области в материалы дела предоставлена копия выписки из проекта АОЗТ "Курортпроект", касающаяся спорного земельного участка, из гражданского дела N 2-1169/2007 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубовского района Волгоградской области о признании незаконным проведения торгов по продаже земельного участка.
Из копии выписки из проекта округа охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области усматривается, что земельный участок, на котором расположен санаторий "Дубовка" по адресу: Волгоградская область, город Дубовка, улица Волжская, 8, относится к территории округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод санатория "Дубовка", установленного постановлением главы администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429.
Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения в отчуждении земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную собственность. Порядок оборота земельных участков, отнесенных к отдельным категориям земель, ограниченных в обороте, регулируется специально принимаемыми законами.
Порядок оборота земель в пределах особо охраняемых природных территорий, в состав которых входят земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установлен статьями 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом об особо охраняемых природных территориях, Законом о природных лечебных ресурсах.
Судом первой инстанции правомерно не принят довод Облсовпрофа о недействительности Постановления Администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка" в связи с его неопубликованием, так как данное постановление никем не оспорено и не признано в установленном законом порядке недействующим.
Постановление Администрации от 29.07.1997 N 429 было доведено до сведения заинтересованных лиц и данным постановлением руководствовались местные органы власти при рассмотрении вопросов, касающихся использования земли.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2012 года по делу N А12-12238/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12238/2012
Истец: Территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов"
Ответчик: Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского поселения г. Дубовка, Администрация городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, Комитет охраны окружающей среды и прородопользования Волгоградской области, Лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка", Правительство Волгоградской области, Санаторий "Дубовка"
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11129/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2547/13
15.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1465/13
13.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10235/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12238/12