г. Владивосток |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А51-5308/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-9314/2012
на решение от 28.08.2012 года
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-5308/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форт-Гарант" (ИНН 2537089254, ОГРН 1112537005030)
об оспаривании решения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) от 17.10.2011 N 29/02/03-13/18979
третьи лица: 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: Первухина М.В., представитель по доверенности от 02.04.2012; удостоверение N 12;
от 247 Военного лесничества Министерства обороны Российской Федерации: Ходосов В.И., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 38, сроком действия один год; паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Форт-Гарант": Травников А.С., представитель по доверенности от 01.03.2012, сроком действия три года; паспорт;
департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт-Гарант" (далее по тексту - заявитель, ООО "Форт-Гарант", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент, ответчик) в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 21338 кв.м с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений в районе ул. Русская, д. 73 "б", выраженного в письме от 17.10.2011 N 29/02/03-13/18979, и об обязании в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление общества в управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения данного земельного участка.
Определениями суда от 26.06.2012, от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Минобороны России.
Решением суда от 28.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 21338 кв.м с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, расположенного в районе улицы Русская, д. 73 "б" в городе Владивостоке, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть обращение ООО "Форт-Гарант" в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.08.2012, Министерство обороны Российской Федерации просит его отменить как вынесенное при неправильном применении норм материального права, а также не неполным выяснении судом обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что спорный земельный участок предоставлен в пользование Министерству обороны РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1995 N 1885-рс, а в дальнейшем совместным Приказом Министерства РФ и Министерства природных ресурсов РФ от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" закреплен за 247 Военным лесничеством при 1976 ОМИС ТОФ. Также Минобороны ссылается на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, что не было учтено судом первой инстанции.
Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, извещёны надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Минобороны России в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель 247 Военного лесничества Минобороны России поддержал позицию Минобороны России, решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе Минобороны.
Представитель ООО "Форт-Гарант" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы Минобороны РФ не согласен, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу Минобороны - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
15.09.2011 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 21 338 кв.м в районе ул.Русская, д.73б в г.Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18979 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в границах (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество обратилось в департамент как надлежащий орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Отказывая в письме от 17.10.2011 N 29/02/03-13/18979 в предоставлении обществу в аренду земельного участка ориентировочной площадью 21 338 кв.м в районе ул. Русская, д.73б в г. Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта, департамент указал на то, что испрашиваемый участок входит в состав границ (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России" и департамент не является органом, уполномоченным на распоряжение данным земельным участком.
Между тем данный вывод департамента коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Вместе с тем, согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статьей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права апелляционная коллегия приходит к выводу, что для того, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности они должны быть сформированы в определенных границах, в отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны РФ. Не представлено таких доказательством и заявителем апелляционной жалобы - Министерством обороны РФ. В материалы дела ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не представлено доказательств того, что земельный участок, в отношении которого общество обратилось за предоставлением его в аренду для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта, находится в собственности Российской Федерации. Письмо 1976 ОМИС ТОФ от 26.10.2011 N 7/2857, на которое ссылается департамент, само по себе, с учетом вышеизложенного, таким надлежащим и достоверным доказательством не является.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что департаментом и Минобороны России не подтверждено, что спорный участок относится землям Министерства обороны РФ или налагается на земельные участки Минобороны.
Ссылка Минобороны на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, не имеет в данном случае правого значения, поскольку, с учетом вышеизложенного по тексту постановления, права Минобороны на спорный участок не подтверждены документально.
Не может быть принято во внимание указание департамента на нахождение спорного земельного участка на территории земель лесного фонда как основание невозможности представления его заявителю в силу следующего
В соответствии с частью 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, на также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Для того, чтобы обладать статусом лесного участка земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", что в данном случае не осуществлено.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, отнесенный к лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В обоснование прав на спорную землю Министерство обороны ссылается на Распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс, которым на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно - морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона N221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу относительно того, что испрашиваемый обществом земельный участок не обладает статусом лесного участка.
При этом, как было указано выше, установление того обстоятельства, что на территории испрашиваемого земельного участка находятся леса, не будет означать, что эти участки являются лесными, поскольку по правилам статей 83, 84 ЗК РФ установление границ населенного пункта отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из пункта 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, на территории г.Владивостока располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 21.02.2012 N 1866 испрашиваемый обществом спорный земельный участок полностью расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Градостроительным регламентом, утвержденным для данной территориальной зоны (Решение Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа"), в ней допускается размещение объектов складского назначения, офисов, служебных помещений.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка площадью 21338 кв. м с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, расположенного в районе улицы Русская, д. 73 "б" в городе Владивостоке. В связи с этим оспариваемый отказ департамента, выраженный в письме от 17.10.2011 N 29/02/03-13/18979, не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, суд правомерно удовлетворил требования общества в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, и в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, применяемого судом самостоятельно, посчитал необходимым в целях восстановления нарушенного права заявителя возложить на департамент обязанность рассмотреть обращение ООО "Форт-Гарант" в соответствии с требованиями ЗК РФ в месячный срок после вступления решения в законную силу.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 года по делу N А51-5308/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5308/2012
Истец: ООО Форт-Гарант
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК
Третье лицо: 1976 Отделение морской инженерной службы, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Минобороны Россиии