город Самара |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А55-5846/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сагдеевой Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2012 по делу N А55-5846/2012 (судья Пономарева О.Н.)
по иску муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ОГРН 1026301167420)
к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" (ОГРН 1036300896103)
о взыскании 14 625 668 руб. 28 коп.,
с участием:
от истца - Константинов О.Н., доверенность от 29.12.2011 г.,
от ответчика - Мантузова С.Е., доверенность от 18.10.2012 г., Татаринцева Т.И., доверенность от 18.10.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в сумме 14 625 668 руб. 28 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2012 г. с общества с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" в пользу Муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" взыскана задолженность в сумме 14 625 668 руб. 28 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 96 128 руб. 34 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2012 г.., принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в исковых требованиях.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что за июнь-июль 2011 г. у ответчика образовалась задолженность в сумме 14 625 668 руб. 28 коп. Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик не представил надлежащие доказательства, подтверждающие проведение перерасчета с гражданами в связи с их временным отсутствием в жилом помещении в спорный период. Помимо этого, судом не исследован и не отражен в решении вопрос представления ответчиком в адрес истца дислокаций, т.е. сведений о количестве жильцов в жилых домах, тогда как именно в этом вопросе у сторон по настоящему делу имеются разногласия, принципиально влияющие на размер оплаты за фактически оказанные услуги. Также, судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что ответчиком начисляется населению по нормативу ниже, чем применяет истец и связано это с исполнением требований, изложенных в Постановлении Администрации г.о. Самара N 1810 от 24.12.2010 г. "Об оплате гражданами жилых помещений в городском округе Самара в 2011 г.".
В судебном заседании представители заявителя поддержали жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законными и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и ответчиком заключен договор N 332/09 от 28.01.2009 г. на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец (предприятие ВКХ) отпускает ответчику (абоненту) питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации истца (предприятия ВКХ) от абонента (ответчика), а ответчик (абонент) получает питьевую воду, сбрасывает сточные воды и оплачивает услуги на условиях настоящего договора. В последующем, дополнительным соглашением АБ N 10076 от 28.12.2009 г. к договору N 332/09 от 28.01.2009 г. на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения), стороны в пункте 5 подтвердили действие всех остальных условий договора N 332/09 от 28.01.2009 года на весь период действия договора.
Пунктом 6 установлено, что дополнительное соглашение действует с 01.01.2010 года на весь период действия договора.
Предметом иска МП г. Самары "Самараводоканал" является взыскание задолженности в связи с ненадлежащим исполнением Обществом с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" обязательств по договору N 332/09 от 28.01.2009 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период: июнь - июль 2011 г.
Пунктом 1.7. договора определено, что при заключении, исполнении, изменении, расторжении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ, (именуемые в дальнейшем - "Правила"), Гражданским кодексом РФ, действующим законодательством РФ, муниципальными правовыми актами, другими правовыми актами.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования системами водоснабжения и (или) канализации регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167). Абзацем 2 пункта 1 Правил N 167 установлено, что к числу абонентов могут относиться организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищном фондом.
В силу заключенного договора и Правил N 167, ответчик (ООО "Приволжский ПЖРТ") - абонент, который осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов, являясь управляющей организацией и предоставляя населению коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, а истец (МП г. Самары "Самараводоканал") - это Предприятие ВКХ, которое является ресурсоснабжающей организацией и осуществляющее продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг. Пунктом 2.2 дополнительного соглашения АБ N 10076 от 28.12.2009 г. к договору N 332/09 от 28.01.2009 г., установлено, что учет количества полученной питьевой воды производится по показаниям общедомовых приборов учета, установленных на водопроводных сетях Абонента на границе эксплуатационной ответственности (или балансовой принадлежности) сетей Предприятия ВКХ и Абонента, принятым в эксплуатацию по двухстороннему акту. Учет количества сброшенных Абонентом сточных вод производится по показаниям средств измерений, установленных на канализационных сетях Абонента на границе эксплуатационной ответственности (или балансовой принадлежности) сетей Предприятия ВКХ и Абонента, принятым в эксплуатацию по двухстороннему акту.
В соответствии с пунктом 2.3. Договора при отсутствии водосчетчиков (приборов учета) на момент заключения договора Абонент обязан в 3-х месячный срок с момента заключения настоящего договора получить у Предприятия ВКХ технические условия на установку водомера, установить водомер, оборудовать водомерный узел. Указанное условие договора ответчиком в полном объеме не выполнено до настоящего времени.
Согласно расчетным книжкам абонента, в спорный период: июнь - июль 2011 г., общедомовые приборы учета были установлены по следующим адресам:ул. Московское шоссе, 276;пр. Кирова, 401;ул. Ташкентская, 208; ул. Московское шоссе, 298;ул. Московское шоссе, 308; а с июля 2011 г. и по адресу: ул. Ново-Садовая, 246. Пунктом 2.5.1 договора определено, что при отсутствии приборов учета (водосчетчиков) у Абонента количество отпущенной Предприятием ВКХ питьевой воды Абоненту и принятых сточных вод (услуг водоотведения) устанавливается на основании нормативов и сведений (дислокаций) о количестве жильцов в жилых домах.
В расчетной книжке абонента с юридическим адресом: ул. Демократическая, 3Б указаны сведения, предоставленные абонентом по домам, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, где учет количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод осуществляется на основании нормативов потребления коммунальных услуг и данных о количестве жильцов в жилых домах, с учетом предоставленных дислокаций (сведений) абонента, Актов водопользования N 837 от 24.06.2011 г., N 838 от 24.06.2011 г., N 943 от 25.07.2011 г., N 944 от 25.07.2011 г.
Доводы заявителя не могут быть приняты. В соответствии с п. 2.8. Договора объем водоснабжения, водоотведения, снятие показаний средств измерений оформляется в акте, подписанном представителями Абонента и Предприятия ВКХ или в расчетной книжке, подписанной Абонентом. В случае возражений Абонент обязан подписать акт (показания в расчетной книжке) с особым мнением. В случае отказа от подписи, в акте (расчетной книжке) делается об этом отметка, и акт (показания в расчетной книжке) является основанием для проведения расчетов.
Представленные истцом в материалы дела расчетные книжки абонента, в которых указаны объемы отпущенной питьевой воды и сброшенных сточных вод с учетом показаний общедомовых приборов учета и дислокации ответчика, подписаны уполномоченными представителями ответчика без возражений.
Постановлением Главы городского округа Самара от 18.12.2007 г. N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара" установлены нормативы потребления холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 10 Постановления Главы городского округа Самара от 18.12.2007 г. N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара" установлено, что нормативы потребления холодного водоснабжения и водоотведения закреплены для граждан городского округа Самара, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, в приложении N 5.
Согласно расчету истца объем оказанных услуг и стоимость потребленной ответчиком воды и сброшенных сточных вод, по домам в которых отсутствуют приборы учета, определен исходя из количества проживающих в июне - июле 2011 года граждан, с учетом действующих тарифов по нормативам, утвержденным Постановлением Главы городского округа Самара от 18.12.2007 г. N 1153.
Начисление оплаты за оказанные услуги произведено за фактически отпущенную Ответчику питьевую воду и принятые сточные воды в соответствии с Договором по тарифам, утвержденным Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 169-Т от 29.11.2010 г. "О согласовании производственных программ и установлении тарифов на товары и услуги для МП г. Самары "Самараводоканал" на 2011 год", в размере: холодная вода за 1 куб. м - 12,87 руб., водоотведение за 1 куб. м - 5,47 руб.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (далее - Правила N 167), абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктом 34 Правил N 167.
Письмами Минрегиона РФ N 5709-РМ/07 от 02.04.2007 г. и N 19624-СК/14 от 08.08.2008 г. установлено, что при отсутствии указанного учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 Гражданского кодекса), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (пункт 10, подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.
Истец произвел расчеты с ответчиком за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения по общедомовым приборам учета, а при их отсутствии - по установленным нормативам с применением утвержденных тарифов, т.е. в соответствии с действующим законодательством. Согласно "пояснению к расчету задолженности" объем оказанных ответчику в спорный период услуг по водоснабжению и водоотведению определен по показаниям приборов учета воды, а в отношении домов, где отсутствуют приборы учета - расчетным путем исходя из утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения и данных о количестве жильцов в обслуживаемых домах (Постановление Главы городского округа Самара от 18.12.2007 г. N 1153).
В силу п. 89 Правил N 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов водопотребления и водоотведения абонентами и субабонентами.
В соответствии с Постановлением от 22.09.2009 г. N 5290/09 Президиума Высшего Арбитражного Суда действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), данные Правила регулируют отношения между исполнителями (ответчиком) и потребителями коммунальных услуг (гражданами), устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Анализ представленных ответчиком в материалы дела копий квитанций с перерасчетом за спорный период в количестве 20 штук показал: 3 квитанции с адресами: Московское шоссе, 308 и Московское шоссе, 298 представлены по домам, в которых установлены общедомовые приборы учета, что подтверждается Актами приемки приборов учета N 1512 от 06.06.2011 г., N 1513 от 06.06.2011 г., расчетными книжками абонента, и в которых расчеты с июня 2011 года производятся по показаниям общедомовых приборов учета. Подпунктом "е" пункта 49 Правил N 307 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг (ответчика) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из представленных ответчиком 3-х квитанций из 20, ответчик производил начисления в нарушение п. 22 Правил N 307, исходя из количества проживающих в квартире и по нормативу потребления холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 56 Правил N 307, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 37 настоящих Правил.
Пунктом 37 Правил N 307 определено, что оплата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Следовательно, представленные квитанции к спорному периоду отношения не имеют, поскольку по определенным Правилам N 307 срокам, относятся к другому периоду.
К представленным ответчиком квитанциям не приложены документы, обосновывающие перерасчет за холодную воду согласно пунктам 54-56 Правил N 307.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Пунктом 55 Правил N 307 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
Согласно пункту 56 Правил N 307, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 37 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.
Доказательства произведения перерасчета временно отсутствующим лицам - квитанции о перерасчете платы за спорный период с отметкой организации, осуществляющий прием платежей от населения, ответчиком не представлены, а в соответствии с условиями договора ООО "Приволжский ПЖРТ" обязано произвести оплату фактически оказанных истцом услуг водоснабжения и водоотведения. Имеющиеся в материалах дела квитанции к спорному периоду не относятся. Другие доказательства отсутствуют.
В спорный период услуги по водоснабжению и приему сточных вод были фактически оказаны. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Абзацем 7 пункта 3.2. договора в редакции дополнительного соглашения АБ N 10076 от 28.12.2009 г. к договору N 332/09 от 28.01.2009 г., установлено, что если при проведении расчетов по настоящему договору Абонентом не указано, за какой период производится оплата, Предприятие ВКХ засчитывает эту оплату в счет ранее возникшей задолженности.
С момента действия договора по август 2011 года в платежных поручениях ответчика в поле "Назначение платежа" указывалось: "Оплата за отпуск питьевой воды и водоотведение по дог. N 332/09 от 28.01.09г." Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2012 г. по делу N А55-15627/2011 по иску МП г. Самары "Самараводоканал" к ООО "Приволжский ПЖРТ" установлено, что сумма - 306 814 руб. 30 коп. являлась оплатой задолженности за март 2011 года. Таким образом, за июнь - июль 2011 г. у ответчика образовалась задолженность в сумме 14 625 668 руб. 28 коп.
Таким образом, анализируя установленные обстоятельства, судебная коллегия делает вывод о подтверждении истцом оснований и размера задолженности в сумме 14 625 668 руб. 28 коп.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2012 по делу N А55-5846/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5846/2012
Истец: Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал"
Ответчик: ООО "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест"