город Москва |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А40-88002/12-93-871 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2012 по делу N А40-88002/12-93-871, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,
по заявлению ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (125009, Москва, Тверской бульвар, д. 18, стр. 1)
к Судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Гулиеву М.М. (125047, Москва, ул. Бутырский вал, д. 5)
третье лицо: ООО "Атмаджа Групп" (119049, Москва, ул. Донская. Д. 4, корп. 2)
о признании недействительным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г.Москве и Московской области (далее - заявитель, взыскатель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Гулиеву М.М. (далее - судебный пристав-исполнитель) с заявлением о признании недействительным постановления N 6583/12/02/77 от 20.03.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании возбудить исполнительное производство.
Решением от 29.08.2012 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение тем, что оспариваемое постановление соответствует нормам Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи с чем не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что оспариваемое заявителем постановление не соответствует нормам Федерального закона "Об исполнительном производстве", в частности ст. 20, поскольку заявитель предоставил необходимую информацию относительно отсутствия денежных средств на счетах должника. Полагает, что обязанность по установлению наличия или отсутствия счетов страхователя - должника ООО "Атмаджа Групп" в банках и иных кредитных учреждениях, а также наличия либо отсутствия на них денежных средств лежит на судебном приставе-исполнителе.
Судебный пристав-исполнитель и 3-е лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание 13.12.2012, стороны, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без их участия в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителей Фонда и ответчика, изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 11.03.2012 заместителем начальника ГУ-ГУПФР N 10 по г. Москве и Московской области принято постановление N 08710990009691 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в отношении ООО "Атмаджа Групп".
ГУ-ГУПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратилось в Замоскворецкий районный отдел судебных приставов УФССП России по г. Москве с заявлением от 11.03.2012 N 210-и-3/1855 о возбуждении исполнительного производства на основании указанного выше постановления от 11.03.2012.
Постановлением от 20.03.2012 судебный пристав-исполнитель Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УССП России по г. Москве Гулиев М.М. отказал в возбуждении исполнительного производства, в связи с тем, что исполнительный документ не соответствует установленным требованиям.
В качестве основания отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал на то обстоятельство, что предъявленный к исполнению документ не является исполнительным, поскольку к исполнительному документу не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Заявитель, полагая указанные выше постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства недействительным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства и возврата постановления заявителю послужило то обстоятельство, что документ не является исполнительным.
Полагая, что постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Фонд обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 19 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона (ч. 14 ст. 19 Закона).
В силу ст. 20 Закона решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их
нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Статьей 13 названного закона предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с Законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав- исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Согласно п. 3.1.1 Соглашения от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" Постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных, документов в картотеку по форме 0401075, установленной положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка" не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
Отсутствие указанных в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, правомерно расценено судебным приставом-исполнителем как основание считать этот акт не отвечающим требованиям, предъявляемым к исполнительным документам в соответствии со статьей 12 Закона об исполнительном производстве.
Рассматриваемая норма согласуется с положениями части 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, определяющей срок предъявления к исполнению оформленных в установленном порядке актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением вышеуказанных документов - в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Таким образом, отказ судебного пристава-исполнителя принять к исполнению документ, который в силу Закона об исполнительном производстве не является исполнительным, не противоречит закону и не может нарушать права взыскателя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании законным обжалуемого постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства является правильным.
Заявителем судебному приставу не представлена и в материалах дела отсутствует информация об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание, равно как и доказательства невозможности представления Фондом данной информации.
В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Фонд предпринимал какие-либо действия по получению информации о расчетных счетах страхователя из налоговых органов в целях исполнения обязанности по самостоятельному взысканию задолженности как это предусмотрено пунктом 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Ссылку в апелляционной жалобе заявителя на извещения о постановке в картотеку (инкассовые поручения) из "ЗЕРБАНК (Москва)" (ЗАО), суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку как правильно отметил суд первой инстанции, одновременное внесение в картотеку инкассовых поручений для исполнения банком и принудительное исполнение постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества в рамках исполнительного производства может привести к двойному исполнению, что является недопустимым.
Постановление Фонда от 11.03.2012 N 08710990009691 не соответствует требованиям, предъявляемым к актам органов, осуществляющим контрольные функции, а именно не представлены документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований указанных органов, в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, в связи с чем указанное постановление не свидетельствуют о соблюдении Фондом требований п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.08.2012 г. по делу N А40-88002/12-93-871 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88002/2012
Истец: ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области, ГУ Главного управления отделения Пенсионного Фонда России N 10 по г. Москве и Московской области
Ответчик: СПИ Замоскворецкого ОСП УФССП по г. Москве Гулиев М. М., Судебный пристав-исполнитель Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Гулиев М. М.
Третье лицо: ООО "АТМАДЖА ГРУПП"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32092/12