г. Саратов |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А06-2179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Луговского Н.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания с использованием средств аудиозаписи Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, д.11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 августа 2012 года по делу N А06-2179/2012 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Воронина Владимира Андреевича (г. Астрахань)
к администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д.6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178),
заинтересованные лица: Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (119415, г. Москва, пр. Вернадского, д.37, корп.2, ОГРН 1027739346502, ИНН 7701018922), Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, д.11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), Никулина Юлия Юрьевна (г. Астрахань)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме N 01/002/2009-848 от 11.11.2011, об обязании предоставить акт выбора земельного участка,
при участии в заседании индивидуального предпринимателя Воронина Владимира Андреевича, представителя индивидуального предпринимателя Воронина Владимира Андреевича Киян Ю.В.. действующей по доверенности от 28.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Воронин Владимир Андреевич (далее - ИП Воронин В.А., предприниматель, заявитель) к администрации города Астрахани (далее - администрация г. Астрахани) с заявлением, требования которого были уточнены в судебном заседании в суде первой инстанции от 09.08.2012, и просил признать незаконным отказ администрации г. Астрахани в предоставлении земельного участка, площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, выраженный в письме управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848.
В порядке восстановления нарушенного права ИП Воронин В.А. просил суд обязать администрацию г. Астрахани предоставить предпринимателю акт выбора земельного участка площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе.
Решением суда первой инстанции от 28 августа 2012 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации г. Астрахани в предоставлении ИП Воронину В.А. земельного участка площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, выраженный в письме Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848. Суд обязал администрацию г. Астрахани предоставить ИП Воронину В.А. акт выбора земельного участка площадью 659 кв.м. по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе. С администрации г. Астрахани в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Администрация г. Астрахани, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просят отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Воронина В.А. Податели апелляционных жалоб считают, что обжалуемым судебным актом суд обязал администрацию г. Астрахани оформить предпринимателю акт выбора земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных Земельных кодексом Российской Федерации публичных процедур, фактически предоставить заявителю земельный участок по акту выбора, минуя установленный порядок информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, тем самым нарушил права неопределенного круга лиц.
ИП Ворониным В.А. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором предприниматель возражает против доводов, изложенных в них, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Администрация г. Астрахани, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани, Никулина Ю.Ю. явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений о вручении адресатам почтового отправления N 99499 6, N 99498 9, N 99501 6, N 99500 9, 99502 3.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 13.11.2012, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 06 декабря 2012 года в 15 часов 30 минут, был объявлен перерыв до 13 декабря 2012 года до 16 часов 40 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием ИП Воронина В.А. и его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.06.2003 между Колесниковой Л.А. (продавец) и Ворониным В.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи павильонов N 1160 по продаже продовольственной группы товаров и N 1161 по продаже автозапчастей, расположенных по ул. Краматорская г. Астрахани на земельных участках площадью 40,4 кв.м и 54,0 кв.м, принадлежащих продавцу на праве аренды на основании постановления Администрации г. Астрахани N 311 от 11.02.2002 и договора на период с 20.02.2003 по 01.02.2004 (л.д.32).
В связи с переходом права собственности на павильоны между Ворониным В.А. и администрацией г. Астрахани заключены договоры аренды земельных участков N 1301, 1302 от 28.07.2004 сроком с 01.02.2004 по 31.01.2006 (л.д. 26-27, 29-30).
26.01.2007 Комитет имущественных отношений г. Астрахани в письме N 15807 сообщил Воронину В.А., что считает возможным продлить аренду земельных участков на период до 01.01.2009. В этом же письме Комитет указал, что в целях реализации мероприятий по подготовке города Астрахани к празднованию 450-летия со дня его основания включить в текст разрешительных документов пункт о необходимости Воронину В.А. в срок до 01.10.2007 разработать эскиз реконструкции павильонов, представить его на согласование комитету по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, выполнить реконструкцию павильонов, а также благоустройство прилегающей территории к 01.06.2008 (л.д.59).
ООО "Деловой партнер" по заказу Воронина В.А. изготовило проект двухэтажного здания с магазинами и кафе по ул. Краматорской в Ленинском районе г. Астрахани (л.д.63-72).
14.01.2009 в письме N 5182, направленном в адрес Воронина В.А., Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани сообщил, о рассмотрении представленного эскизного проекта на строительство двухэтажного здания с магазинами и кафе по ул. Краматорской в Ленинском районе г. Астрахани и его согласовании для дальнейшей реализации. В этом же письме Воронину В.А. указано на необходимость обращения в Комитет имущественных отношений г. Астрахани по вопросу предоставления дополнительного земельного участка в соответствии с действующим законодательством по ул. Краматорской, поскольку данным проектом предусмотрено строительство здания на территории смежного участка с ранее предоставленными земельными участками для эксплуатации торговых павильонов N 1160 и N 1161 (л.д.49).
04.05.2009 Комитет имущественных отношений г. Астрахани в письме N 01/002/2009-848 сообщил Воронину В.А., что его вопрос перенаправлен для рассмотрения в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (л.д. 57).
07.07.2009 и 19.10.2009 Комитет имущественных отношений письмами N 01/002/2009-848 проинформировал Воронина В.А. о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка относится к компетенции комиссии по землепользованию и застройке г. Астрахани (л.д. 48, 58).
03.09.2009 комиссией по землепользованию и застройке г. Астрахани принято решение о подготовке проекта инвестиционного соглашения и принятии всех необходимых мер по оформлению документов землепользования в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
20.12.2010 комиссией по землепользованию и застройке г. Астрахани отменено вышеназванное решение от 03.09.2009, Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани поручено отклонить представленную схему расположения земельного участка от согласования, прекратить право аренды Воронина В.А. на земельные участки N 1301, N 1302 от 28.07.2004, провести формирование земельного участка и реализовать право аренды путем проведения аукциона (л.д. 42).
12.03.2010 письмом N 01-1854/10 Комитет имущественных отношений г. Астрахани поручил ООО "Вектор-А" получить кадастровый план территории кадастрового квартала и выполнить схему расположения земельного участка за счет средств заказчика Воронина В.А. (л.д. 55).
09.04.2010 между ООО "Вектор-А" и Ворониным В.А. заключен договор N 40/10 на топографические работы и оформление схемы расположения земельного участка, оказанные услуги оплачены последним в размере 5000 руб. (л.д. 33, 36)
11.02.2011 комиссией по землепользованию и застройке г.Астрахани ранее принятые решения отменены (л.д. 43). Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани поручено направить материал по данному вопросу в комитет экономики администрации г. Астрахани для заключения инвестиционного соглашения, после чего согласовать представленную схему и предоставить испрашиваемый земельный участок на основании статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (с предварительным согласованием мест размещения объекта).
17.03.2011 комиссией по землепользованию и застройке г. Астрахани ранее принятые решения комиссии отменены (л.д. 44). Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани поручено заказать оценку, после оплаты которой, принять меры по предоставлению данного участка, в порядке, предусмотренном статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
27.04.2011 между Ворониным В.А. и ООО "Нижневолжское агентство оценки" заключен договор N 134 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка площадью 658,97 кв.м для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе по ул. Краматорской в Ленинском районе г. Астрахани (л.д.34).
Отчет об оценке направлен в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани.
Стоимость отчета об оценке Ворониным В.А. оплачена в размере 5000 руб. (л.д. 35).
Рыночная стоимость права на заключение договора аренды земельного участка площадью 658,97 кв.м для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе по ул. Краматорская в Ленинском районе г. Астрахани составила 503.000 руб.
Воронин В.А. частично оплатил "продажу права аренды" в размере 30 000 руб., что подтверждается чеком-ордером от 16.07.2011 (л.д. 38).
Постановлением администрации г. Астрахани от 18.10.2011 N 9898 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Краматорской в Ленинском районе для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе" (л.д.61):
- прекращено право аренды Воронина В.А. на земельные участки площадью 54,0 кв.м и 40,4 кв.м по ул. Краматорской Ленинского района г. Астрахани (пункт 1),
- Управлению земельными ресурсами администрации г.Астрахани в течение месяца поручено подготовить соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков от 28.07.2004 N 1301, N 1302 (пункт 2),
- утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул.. Краматорской в Ленинском районе (пункт 3),
- образован земельный участок площадью 659 кв.м по ул. Краматорской в Ленинском районе из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе путем объединения земельных участков площадью 49 кв.м (кадастровый номер 30:12:021140:19), площадью 54 кв.м (кадастровый номер 30:12:021140:76), площадью 5 кв.м и площадью 551 кв.м., в кадастровом квартале 30:12:031140 (пункт 6).
26.10.2011 между Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани и Ворониным В.А. заключены соглашения о расторжении с 22.01.2012 договоров аренды N 1301, 1302 от 28.07.2004 (л.д. 28, 31).
12.01.2012 между ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и Ворониным В.А. заключен договор N 345064 на выполнение работ по межеванию земельного участка по ул. Краматорской N 4а в Ленинском районе г. Астрахани (л.д. 37).
11.11.2011 Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани письмом от N 01/002/2009-848 сообщило Воронину В.А. о наличии второго претендента на спорный земельный участок, в связи с чем земельный участок будет выставлен на торги (аукцион) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.45).
ИП Воронин В.А., полагая, что отказ администрации г. Астрахани в предоставлении земельного участка, площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г.Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, выраженный в письме Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848, является незаконным, нарушает права и законные интересы предпринимателя в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания ненормативного акта недействительным необходима совокупность нарушений норм и нарушений охраняемых прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что администрация г. Астрахани по своей инициативе и за счет средств Воронина В.А. изготовила схему расположения, межевание, постановку на кадастровый учет, оценку рыночной стоимости спорного земельного участка, учитывая, что заявление второго претендента Никулиной Ю.Ю. на спорный земельный участок от 19.05.2011 было отозвано 02.06.2011, пришёл к выводу, что оспариваемый отказ от 11.11.2011 в предоставлении земельного участка вынесен Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани после утверждения постановлением администрации г. Астрахани от 18.10.2011 N 9898 схемы расположения земельного участка для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, после проведения заявителем оценки стоимости права аренды, изготовления схемы расположения земельного участка, что исключает необходимость проведения торгов. При этом суд первой инстанции учёл, что земельный участок находится у ИП Воронина В.А. в пользовании более 8 лет.
Между тем, решение о признании незаконным отказа в предоставлении ИП Воронину В.А. земельного участка, площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, выраженного в письме Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848, и обязании администрации г. Астрахани предоставить ИП Воронину В.А. акт выбора указанного земельного участка, принято судом первой инстанции без учёта следующего.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объекта (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из анализа статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства при условии обращения заинтересованного лица с заявлением о его предоставлении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом апелляционной инстанции установлено, что в данном рассматриваемом случае последовательно урегулированная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения не соблюдена.
В материалы настоящего дела не представлено доказательств обращения ИП Воронина В.А. в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе.
Из содержания оспариваемого отказа, выраженного в письме Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848, не представляется возможным сделать вывод о том, какое обращение ИП Воронина В.А. органом местного самоуправления рассмотрено и на какое обращение предпринимателя дан ответ.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции ИП Воронин В.А. и его представитель пояснили, что в 2009 году Воронин В.А. обращался с заявлением в администрацию г. Астрахани, однако доказательств в подтверждение данного обстоятельства не имеется.
Отсутствие доказательств направления ИП Ворониным В.А. заявления, отвечающего требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснования примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок и возможным приложением к нему технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов, позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что требования пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предпринимателем не соблюдены.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В данном случае администрацией г. Астрахани в нарушение требований закона не было обеспечено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе.
Следовательно, суд первой инстанции обязал администрацию г. Астрахани предоставить ИП Воронину В.А. акт о выборе земельного участка без соблюдения установленных Земельным кодексом Российской Федерации публичных процедур.
Представленная заявителем в материалы дела переписка между ИП Ворониным В.А. и структурными подразделениями администрации г. Астрахани (комитетом имущественных отношений г. Астрахани, комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани), имевшая место в период с 2009 по 2011 г.г., не исключает обязанности всех субъектов земельных правоотношений руководствоваться и исполнять требования Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки суда первой инстанции о том, что фактически по инициативе администрации г. Астрахани и за счет средств Воронина В.А. изготовлена схема расположения, произведены межевание, постановка на кадастровый учет, оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, а также о том, что заявителем еще в 2007 году получены технические условия на присоединение к инженерным сетям, оплачена часть суммы стоимости права аренды земельного участка, указанной в отчете оценщика, могут свидетельствовать о возможном нарушении прав предпринимателя, но не должны приводить к предоставлению ИП Воронину В.А. не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Установив, что процедура обращения с заявлением о выборе спорного земельного участка ИП Ворониным В.А. не соблюдена, требования закона об обеспечении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка администрацией г. Астрахани не исполнены, суд апелляционной инстанции считает, что правовых оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка, площадью 659 кв.м по ул. Краматорской, 4а в Ленинском районе г. Астрахани из состава земель населенных пунктов для строительства двухэтажного здания с магазинами и кафе, выраженного в письме управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 11.11.2011 N 01/002/2009-848, не имеется.
Нарушение установленного порядка предоставления земельного участка влечет безусловное нарушение прав неограниченного круга лиц.
Предоставление заявителю акта выбора спорного земельного участка вне установленного законом порядка неправомерно создаст приоритетные условия ИП Воронину В.А. при получении прав на спорный участок, нарушит права иных возможных претендентов на его получение.
При рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции не установлено наступления совокупности двух требуемых законом условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным, а, следовательно, и оснований для избрания способа защиты восстановления прав заявителя.
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 3 статьи 201, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеются правовые основания для отмены судебного решения суда первой инстанции и принятия судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ИП Ворониным В.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 августа 2012 года по делу N А06-2179/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Ворониным Владимиром Андреевичем требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Н.В. Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2179/2012
Истец: Воронин Владимир Андреевич, представитель Воронина В. А. Киян Ю. В.
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Администрация г. Астрахани в лице Управления земельными ресурсами, Управление земельными ресурсами
Третье лицо: Никулина Ю. Ю., Управление земельными ресурсами Админимтрации г. Астрахани, Управление земельными ресурсами Администрации г. Астрахани, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"