г. Ессентуки |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А20-2367/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.09.2012 по делу N А20-2367/2012
по заявлению Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Тхалиджокова А.А., при участии в деле Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики, должника Жамбекова А.Х.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР: представители Коготыжев А.М. (доверенность N 07-13/10173 от 26.06.2012), Пшукова Г.Х. (доверенность N 07-13/12074 от 29.11.2011), Тлупова И.В. (доверенность N 07-13/12076 от 29.11.2011);
от Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики: Вороков М.М. (доверенность от 10.01.2012);
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР (далее - взыскатель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной налоговой службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Тхалиджокова А.А.
Заявление мотивировано тем, что постановление Пенсионного фонда о взыскании недоимки за счет имущества предпринимателя является исполнительным документом, у взыскателя отсутствовали сведения об открытых предпринимателем счетах, в связи с чем к исполнительному документу была приложена справка об отсутствии таких сведений, что не лишает постановление взыскателя силы исполнительного документа.
Решением от 27.09.2012 суд удовлетворил заявление Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР и признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Тхалиджокова А.А., выразившиеся в вынесении постановления от 31.05.2012 N 15408/12/13/07 об отказе в возбуждения исполнительного производства, а так же отменил постановление судебного пристава - исполнителя Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Тхалиджокова А.А. от 31.05.2012 N 15408/12/13/07 с учетом постановления от 17.08.2012.
Судебный акт мотивирован тем, что судебный пристав-исполнитель необоснованно отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления Пенсионного фонда от 22.05.2012 N 00500290011409 содержит все сведения, предусмотренные статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
Не согласившись с таким решением суда, Управление федеральной налоговой службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда КБР от 27 сентября 2012 г., по делу N А20-2367/12 и принять новое решение которым, отказать в удовлетворении заявления ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР в полном объеме.
По мнению апеллянта действия судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной налоговой службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Тхалиджокова А.А. в полной мере соответствуют законодательству об исполнительном производстве, что подтверждается материалами дела, а выводы суда о том, что постановление Пенсионного фонда от 22.05.2012 N 00500290011409 содержит все сведения, предусмотренные статьей 13 Закона об исполнительном производстве противоречат материалам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
В судебном заседании представитель Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители Пенсионного фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что постановление Пенсионного фонда от 22.05.2012 N 00500290011409 содержит все сведения, предусмотренные статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
Прохладненский межрайонный отдел Управления федеральной налоговой службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, Индивидуальный предприниматель Жамбеков А.Х. и судебный пристав-исполнитель Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной налоговой службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Тхалиджоков А.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие данных лиц в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела должник - предприниматель Жамбеков Арсен Хасенович зарегистрирован в качестве предпринимателя, состоит на налоговом учете с 11.03.2005 в межрайонной ИФНС России N 4 по КБР и в Пенсионном фонде, что подтверждается материалами дела, в том числе выпиской из ЕГРИП.
В связи с имеющейся у предпринимателя недоимкой в адрес Жамбекова А.Х. было направлено требование от 29.03.2012 N 00500240015509; в связи с отсутствием оплаты и сведений об открытых предпринимателем счетах в банке, пенсионным фондом было вынесено постановление от 22.05.2012 N 00500290011409.
Указанное постановление вместе со справкой об отсутствии у взыскателя информации о счетах плательщика Пенсионный фонд направил в службу судебных приставов - в межрайонный отдел УФССП России по КБР для исполнения; постановление в межрайонный отдел поступило 31.05.2012.
Постановлением от 31.05.2012 N 15408/12/13/07 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании п.п.5 п.1 ст.13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в связи с отсутствием сведений о должнике, а именно: не выполняются требование совместного письма ПФР и ФССП России от 14.04.2010 за NАД-30-24/3935/12/01-6851-АП и поручения Директора ФССП России о необходимости отказа в принятии к исполнению постановлений, выносимых отделениями ПФР, направленных без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований, указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Взыскатель, считая постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
В ходе судебного разбирательства было представлено постановление судебного пристава-исполнителя от 17.08.2012 о внесении изменений в оспариваемое постановление от 31.05.2012, согласно которому основанием для возвращения постановления Пенсионного фонда от 22.05.2012 следует считать не п.п.5 п.1 ст.13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а п.п.4 п.1ст.31 указанного закона.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно рассматривал вопрос о законности постановления судебного пристава-исполнителя от 31.05.2012 с учетом изменений, внесенных постановлением от 17.08.2012.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Пенсионного фонда указал, что судебный пристав-исполнитель неправомерно отказал взыскателю в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве со ссылкой на то, что постановление от 22.05.2012 N 00500290011409 не является исполнительным документом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Закона.
В соответствии со статьей 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными
судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их
нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об
административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном
порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде
отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Из совокупности обстоятельств суд первой инстанции сделал вывод, что постановление заявителя о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 22.05.2012 N 00500290011409 является исполнительным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, исходя из следующего.
Указанное постановление вынесено на основании статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
При этом согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Суд первой инстанции признал необоснованными доводы ССП о том, что взыскатель не принял всех мер к отысканию сведений о счетах плательщика, в том числе не обратился за такой информацией в налоговый орган; по его мнению, справка фонда является ненадлежащим документом, поскольку основана только на сведениях базы данных фонда и не содержит информации об отсутствии указанных сведений в налоговых органах и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Законом об исполнительном производстве не урегулирован вопрос о том, какие документы должен представлять контролирующий орган в случае отсутствия сведений о расчетных счетах; статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлена обязанность контролирующего органа прилагать к исполнительному документу какие-либо доказательства, подтверждающие информацию об отсутствии у должника счетов в банках.
Факт вынесения пенсионным органом постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика свидетельствует об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов. Так, согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Положениями пункта 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность письменного сообщения в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту их нахождения об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Суд первой инстанции так же указал, что не обоснованным является довод оспариваемого постановления ССП о том, что постановление взыскателя не соответствует требованиям совместного письма ПФР и ФССП России от 14.04.2010 за N АД-30-24/3935/12/01-6851-АП
Из материалов дела следует, что в соответствии с указанным порядком пенсионный фонд к постановлению от 22.05.2012 N 00500290011409 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов приложил справку, из которой следует, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из ЕГРИП, полученной из регистрирующего органа, установлено, что информация о счетах плательщика ИП Жамбекова А.Х. в территориальном органе ПФ России отсутствует.
Суд первой инстанции отклонил довод судебного пристава-исполнителя о недостоверности информации, указанной в справке заявителя, является предположительным и не доказанным. Доказательства, подтверждающие наличие расчетных счетов и денежных средств у должника, ответчиком не представлены. Кроме того, представитель ССП не указал норму права, которой на территориальные органы пенсионного фонда возложена обязанность по самостоятельному отысканию сведений о заключенных плательщиками страховых взносов договоров об открытии банковского счета.
В заседании установлено, что плательщик не представлял в пенсионный фонд сведений об открытых счетах; судом был направлен запрос в налоговый орган о наличии у инспекции сведений об открытых предпринимателем Жамбековым Арсеном Хасеновичем счетах в банке. Согласно ответу налогового органа от 18.09.2012 у последнего отсутствуют сведения об открытых (закрытых) счетах Жамбекова А.Х. в кредитных учреждениях.
Таким образом, справка пенсионного фонда об отсутствии сведений об открытых (закрытых) счетах Жамбекова А.Х. в кредитных учреждениях соответствуют действительности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод, что судебный пристав-исполнитель необоснованно отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления Пенсионного фонда от 22.05.2012 N 00500290011409. Указанное постановление пенсионного фонда содержит все сведения, предусмотренные статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
Однако суд первой инстанции не учел то, что довод Пенсионного фонда о том, что для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства для обращения взыскания на имущество плательщика страховых взносов судебному приставу было достаточно справки отдела пенсионного фонда, направлен на изменение содержания соответствующих норм Закона об исполнительном производстве и соглашения от 21.01.2011, подписанного органами Пенсионного фонда РФ и ФССП РФ. Судебный пристав полномочиями по изменению содержания подписанного соглашения не обладает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает постановление судебного пристава - исполнителя от 31.05.2012 с учетом изменений, внесенных постановлением от 17.08.2012 законным и обоснованным, а так же считает необходимым отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.09.2012 по делу N А20-2367/2012 отменить. Апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявления Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2367/2012
Истец: Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР
Ответчик: Прохладненский МРО УФССП по КБР
Третье лицо: Жамбеков А. Х., Прохладненский УФССП Судебный пристав-исполнитель Тхалиджоков А. А., УФССП по КБР, Жамбеков Арсен Хасенович, Прохладненский Межрайонный отдел Управления Федеральной Службы судебных приставов России по Кабардино-Балкарской Республике, Судебный пристав-исполнитель Прохладненского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Тхалиджоков А. А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10235/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10235/13
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-932/13
19.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3358/12
27.09.2012 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2367/12