город Омск |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А70-5551/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9662/2012) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.09.2012 по делу N А70-5551/2012 (судья Дылдина Т.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бруклин"
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения от 04.05.2012 N 16 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сидоренко Анастасия Сергеевна, по доверенности от 27.06.2012;
от Общества с ограниченной ответственностью "Бруклин" - Бородин Станислав Олегович, по доверенности от 29.05.2012.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бруклин" (далее по тексту - Общество, ООО "Бруклин") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) о признании недействительным решения от 04.05.2012 г. N 16 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением от 27.09.2012 по делу N А70-5551/2012 требования заявителя были удовлетворены.
Фонд с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.09.2012 по делу N А70-5551/2012 отменить полностью, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на законность принятого им решения.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просило оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. Отделением Фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ООО "Бруклин" страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В ходе проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов за 2011 год не включена сумма оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных работнику Общества для ухода за ребенком-инвалидом, что повлекло за собой занижение базы для исчисления страховых взносов на 12345 руб. 37 коп. и переплату взносов в размере 358 руб. 01 коп.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 30.03.2012 N 201 взносы.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом позиции ООО "Бруклин", представившего письменные возражения на акт выездной проверки, 04.05.2012 директором филиала N 1 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение N 16 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В указанном решении Фонд указал, что в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц, оплачиваемых в размере среднего заработка. Поскольку статьей 9 Закона N 212-ФЗ указанные выплаты к числу необлагаемых страховыми взносами не отнесены, являются выплатами в рамках трудовых отношений, они подлежат обложению страховыми взносами. Оплата дополнительных выходных дней одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами к виду государственных пособий не относится, так как не предусмотрена ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющим детей".
Фонд начислил Обществу подлежащие уплате страховые взносы, начислил пени и штраф за их несвоевременную уплату и привлек заявителя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона от 25.07.2009 г. N 212-ФЗ (за неуплату доначисленной суммы в результате занижения базы для исчисления страховых взносов).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Как указано выше, основанием к вынесению фондом оспариваемого решения послужило то, что обществом не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Ссылка фонда на то, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 1 января 2011 года в статью 7 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений; в связи с этим облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, так и суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации), не может быть принята судом апелляционной инстанций во внимание с учетом следующего.
Изменения, внесенные в статью 7 Закона N 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, не касаются характера данных выплат. Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам и штрафа.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение ответчика недействительным, правомерно удовлетворив требования общества в полном объеме.
Расходы по госпошлине правомерно отнесены судом на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Судом соблюдены нормы материального и процессуального права.
Жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы фонду отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.09.2012 по делу N А70-5551/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5551/2012
Истец: ООО "Бруклин", ООО "Бруклин" (представитель Бородин Станислав Олегович)
Ответчик: ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-825/13
24.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9662/12
16.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9662/12
31.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9662/12
27.09.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5551/12