г. Москва |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А41-19699/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Марченковой Н.В., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Лаптевым С.А.,
при участии в заседании:
от администрации Люберецкого муниципального района Московской области (ИНН: 5027036758, ОГРН: 1025003213179): представитель не явился, извещена;
от общества с ограниченной ответственностью "Пушремстрой" (ИНН: 5038025155, ОГРН: 1025003213806): Беляков А.С. по доверенности от 22.06.2012;
от администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (ИНН: 5027113434, ОГРН: 1055013048540): представитель не явился, извещена;
от Министерства строительного комплекса по Московской области (ИНН: 5000001589, ОГРН: 1037739058653): представитель не явился, извещено;
от Михайлова Владимира Алексеевича: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пушремстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2012 года по делу N А41-19699/12, принятое судьей Фаньян Ю.А. по иску администрации Люберецкого муниципального района Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Пушремстрой", администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области о признании дополнительного соглашения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
администрация Люберецкого муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пушремстрой" (далее - ООО "Пушремстрой"), администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области при участии третьих лиц - Министерства строительного комплекса по Московской области, Михайлова Владимира Алексеевича о признании недействительным дополнительного соглашения N 2 от 25.05.2009 к инвестиционному контракту от 09.04.2004 N 13-43, заключенного между администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "Пушремстрой", признании недействительным протокола распределения квартир в жилом доме-новостройке г. Люберцы по ул. Митрофанова, корп. 53 от 25.05.2009, подписанного между Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "Пушремстрой".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2012 по делу N А41-19699/12 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Пушремстрой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 09 апреля 2004 года между Министерством строительного комплекса по Московской области (министерство), Администрацией Люберецкого района Московской области (администрация) и ООО "Пушремстрой" (инвестор) был заключен инвестиционный контракт N 13-43 на строительство 2-х жилых домов по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Митрофанова, 53-54, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта строительства 2-х жилых домов на земельном участке по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Митрофанова, 53-54, с ориентировочным объемом инвестиций в текущих ценах 245 516 100 руб., в том числе инвестиции в муниципальное жилье 19 641 288 руб. на момент заключения контракта.
В соответствии с п. 1.2 контракта в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязался за счет собственных (заемных) средств произвести новое строительство объекта, размер общей площади квартир 15 169 кв.м., дата ввода объекта в эксплуатацию - в 4 кв. 2007 г.
Согласно п. 2.1 контракта все площади жилых и нежилых помещений распределяются следующим образом: администрации - 8% общей площади квартир для расселения жителей ветхих жилых домов N 12, корп. 5 по ул. Урицкого и N 5-а по ул. Коммунистическая, а также в счет подключения жилых домов к ранее построенным городским инженерным сетям и пользование объектами социальной сферы; инвестору - 92% общей площади квартир, 100% общей нежилой площади, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые, помещения охраны).
В силу п. 2.2 контракта конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность инвестору по итогам реализации контракта, определяется на основании акта распределения площадей и технического паспорта БТИ.
В соответствии с п. 4.3.6 контракта инвестор обязался передать в муниципальную собственность квартиры, согласно условиям контракта (доля администрации) с отделкой согласно проекту.
Согласно п. 2.5 контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного контракта.
Как указано в п. 8.1 контракта он может быть изменен по соглашению сторон, все изменения оформляются дополнительными соглашениями, которые регистрируются на титульном листе и являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
22 июня 2006 года между Администрацией Люберецкого района Московской области и ООО "Пушремстрой" было заключено дополнительное соглашение N 1 к инвестиционному контракту, внесшее ряд изменений и дополнений в положения контракта, в том числе изложив п. 2.1. контракта в следующей редакции: все площади жилых и нежилых помещений в домах корп. 53, 54 по улице Митрофанова г. Люберцы Московской области, распределяются следующим образом: администрации - 8% общей площади квартир (2 152 кв.м.) в домах корп. 53, 54 по ул. Митрофанова для расселения жителей ветхих жилых домов N 12, корп. 5 по ул. Урицкого и N 5а по ул. Коммунистическая г. Люберцы Московской области с целью освобождения земельного участка под строительство школы N 15 на 1 176 учащихся и дополнительно 617,1 кв.м. общей площади квартир в корпусе 53 по ул. Митрофанова в соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 28.06.2005 г. к инвестиционному контракту N 13-91 от 12.09.2002 г., заключенному между инвестором, администрацией, министерством и ЭЗ ВНИИБТ ОАО НПО "Буровая техника"; инвестору - 92% общей площади квартир за вычетом 617,1 кв.м. общей площади квартир в корпусе 53, 100% общей площади нежилых помещений.
В соответствии с указанным дополнительным соглашением между администрацией Люберецкого муниципального района и ООО "Пушремстрой" 15.09.2006 были подписаны протоколы распределения квартир в жилых домах-новостройках г. Люберцы, ул. Митрофанова, корп. 53, 54, согласно которым администрации в жилом доме корп. 53 распределена 41 квартира общей площадью 2 402 кв.м., в жилом доме корп. 54 - 7 квартир общей площадью 365, 5 кв.м., ООО "Пушремстрой" - в жилом доме корп. 53 распределены 195 квартир общей площадью 12 930 кв.м., в жилом доме корп. 54 - 233 квартиры общей площадью 12 018, 5 кв.м.
25 мая 2009 года между администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (администрация) и ООО "Пушремстрой" (инвестор) было заключено дополнительное соглашение N 2 к инвестиционному контракту N 13-43 от 09.04.2004, внесшее ряд изменений и дополнений в положения контракта.
В соответствии с указанным дополнительным соглашением между администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "Пушремстрой" 25.05.2009 был подписан протокол распределения квартир в жилом доме-новостройке г. Люберцы, ул. Митрофанова, корп. 53, согласно которому администрации были распределены 11 квартир общей площадью 639 кв.м., ООО "Пушремстрой" - 225 квартир общей площадью 14 693 кв.м.
Как полагает истец, подписанные ответчиками дополнительное соглашением N 2 и протокол распределения квартир к контракту являются недействительными, поскольку Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области стороной инвестиционного контракта не являлась, разрешения на заключение спорных дополнительного соглашения и протокола распределения квартир истцом не давалось, у Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области каких-либо прав по контракту не возникло и не могло возникнуть, и в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт универсального правопреемства от Администрации Люберецкого района Московской области к Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области не подтверждается материалами дела, в материалы дела не представлено доказательств какого-либо иного правопреемства стороны по спорному инвестиционному контракту с Администрации Люберецкого района Московской области на Администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, равно как не представлено доказательств волеизъявления истца на передачу его прав и обязанностей по спорному контракту Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ответчик указывает, что истец не может являться стороной по обязательствам, предусмотренным инвестиционным контрактом N 13-43 от 09.04.2004, ему не могут быть переданы спорные квартиры, инженерные сети и сооружения, не могут быть снесены не принадлежащие истцу ветхие жилые дома. В материалах дела нет данных о приемке завершенных строительством квартир и, соответственно, существовании таких объектов прав.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанный выше закон не устанавливал универсального правопреемства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, поскольку при таковом к правопреемнику в результате одного акта переходят в качестве единого целого все права и обязанности правообладателя.
Закон Московской области от 28.02.2005 N 81/2005-ОЗ "О статусе и границах Люберецкого муниципального района, вновь образованного в его составе городского поселения и существующих на территории Люберецкого района Московской области муниципальных образований" и Закон Московской области от 02.11.2005 г. N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период" не содержат положений о правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.
Закон Московской области от 02.11.2005 N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период" устанавливает в переходный период порядок решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений на территории Московской области и разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями.
При таких обстоятельствах имущественные права и обязательства Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, возникающие в силу правопреемства, определяются объемом прав и обязательств, указанных в передаточном (разделительном) акте.
Законом Московской области от 11.06.2008 N 83/2008-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Люберецким муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Люберцы" муниципальное имущество разграничено между данными субъектами и утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий и муниципального имущества Люберецкого муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно перечню в собственность городскому поселению Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области переданы, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. В состав переданного жилищного фонда не вошли жилые помещения, находящиеся в домах, являющихся предметом инвестиционного контракта N 13-78 от 09.04.2004.
Кроме того, Законом Московской области от 28.02.2005 N 81/2005-ОЗ "О статусе и границах Люберецкого муниципального района, вновь образованного в его составе городского поселения и существующих на территории Люберецкого района Московской области муниципальных образований" городское поселение Люберцы создано наряду с тем, что Люберецкий район не прекратил свое существование, данное муниципальное образование наделено этим законом статусом муниципального района.
В связи с чем, его права и обязанности по инвестиционному контракту, заключенному до вступления в действие указанного закона, являются действующими и не подлежат передаче кому-либо без его волеизъявления.
Кроме того, вступившим в силу решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2009 по делу N А41-7284/09 признано недействующим постановление Администрации муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 18.02.2009 N 189-ПА "Об урегулировании вопросов правопреемства администрации города Люберцы по инвестиционным контрактам" как несоответствующее требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт универсального правопреемства от администрации Люберецкого района Московской области к администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области материалами дела не подтверждается, доказательств какого-либо иного правопреемства стороны по спорному инвестиционному контракту с администрации Люберецкого района Московской области на Администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств волеизъявления истца на передачу его прав и обязанностей по спорному контракту администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2012 года по делу N А41-19699/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19699/2012
Истец: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района, Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, ООО "Пушремстрой"
Третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области, Михайлов В. А.