г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А56-17567/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 года.
В судебном заседании 20.12.2012 объявлен перерыв до 24.12.2012 11 час. 00 мин.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Петровой Т.В. по доверенности от 18.12.2012.
от ответчика: Трифоновой А.В. по доверенности N 05/3540 от 14.11.2012.
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20641/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2012 года по делу N А56-17567/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ОАО "Выборгский Водоканал"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о признании недействительным решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгский Водоканал" (188800 Ленинградская область, г.Выборг, ул.Куйбышева, д.13, ОГРН 1054700176596, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать недействительными ненормативные правовые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124 г.Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее - Управление, антимонопольная служба):
- решение по делу N 445-05-А/11 от 13.03.2012 в части признания в действиях ОАО "Выборгский Водоканал" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписание от 13.03.2012 по делу N 445-05-А/11.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по тарифам Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК).
Решением суда от 03 сентября 2012 года заявленные ОАО "Выборгский Водоканал" требования удовлетворены в полном объеме.
Управление заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда, вынести новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Кроме того, Управление указывает на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению.
Общество представило письменные возражения на апелляционную жалобу, настаивает на доказанности своего довода о том, что услуга по регистрации прибора учета не входит в состав тарифа по водоснабжению и водоотведению.
Полагает неправомерным включение антимонопольным органом услуги по регистрации приборов учета в состав услуг водоснабжения и водоотведения.
Комитет по тарифам Ленинградской области в судебное заседание своего представителя не направил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие третьего лица, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 445-05-А/11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Выборгский Водоканал" послужили результаты проведенных Управлением мероприятий по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями Ленинградской области Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В ходе проведенной проверки Управление установило, что ОАО "Выборгский Водоканал" осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры, которая на основании положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Общество выполняет работы по установке и замене индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, а также организациям, расположенным на территории муниципального образования "Город Выборг".
За регистрацию и опломбирование приборов учета общество взимает плату на основании приказа ОАО "Выборгский Водоканал" от 26.02.2010 N 21/2 "О расчете калькуляции", утвердившего плату за услуги по приемке в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды в размере 200 рублей.
По результатам анализа приказа Госстроя РФ от 16.08.2000 N 184, утвердившего "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", Управление пришло к выводу, что работы по регистрации узлов учета не входят в состав работ по установке (монтажу) и эксплуатации (обслуживанию и ремонту) приборов учета.
Такие действия не образуют самостоятельного товарного рынка, являются составной частью деятельности по водоснабжению, входят в общеобязательные работы, выполняемые работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по водоснабжению.
Оплата потребителями возникающих у ресурсоснабжающих организаций при приемке (регистрации) в эксплуатацию приборов учета потребляемых ресурсов затрат на выполнение ими действий (по опломбированию приборов учета), кроме затрат на работы по установке приборов учета, не предусмотрена действующим законодательством.
Предельные размеры оплаты населением указанных работ на территории МО "Город Выборг" органом местного самоуправления не установлены.
13 марта 2012 Управлением вынесено решение по делу N 445-05-А/11, в соответствии с которым действия ОАО "Выборгский Водоканал", выразившиеся в установлении и взимании платы с потребителей за приемку в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (регистрацию) потребляемых ресурсов при осуществлении их приемки в эксплуатацию, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы потребителей, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
Пунктом 2 решения установлено выдать ОАО "Выборгский Водоканал" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Предписанием от 13 марта 2012 по делу N 445-05-А/11 Управление обязало общество в 10-дневный срок со дня его получения:
- прекратить взимание с потребителей законодательно не установленной платы за действия, осуществляемые работниками ОАО "Выборгский Водоканал" при допуске приборов учета в эксплуатацию, в том числе за действия по регистрации и опломбирование узла учета;
- проинформировать потребителей о том, что приемка установленных приборов учета, в том числе опломбирование узлов учета осуществляется ОАО "Выборгский Водоканал" без взимания платы.
Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не установил в действиях ОАО "Выборгский Водоканал" нарушения части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия считает жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
Из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусмотрено, что приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Антимонопольный орган, исходя из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстроя России от 28.06.1993 N 163, пришел к выводу, что опломбирование приборов учета расхода воды является составной частью деятельности по водоснабжению.
Апелляционный суд считает позицию Управления правомерной, поскольку действия по опломбированию и регистрации, то есть вводу приборов учета воды в эксплуатацию, не выделены из услуги 042215 "Установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды" ОК 002-93.
Указанный вывод подтверждается также статьей 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно которой ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованным довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для проведения анализа товарного рынка услуг по регистрации приборов учета ввиду того, что такая деятельность не образует самостоятельного товарного рынка.
Как установлено материалами дела и не оспаривается заявителем, общество взимало с собственников помещений плату за ввод в эксплуатацию (приемку) приборов учета воды в размере 200 руб. за каждый прибор учета, без заключения соответствующих договоров.
Согласно подпунктам "в", "г", "е" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) потребитель обязан:
- в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
- обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
- в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 13 Закона об энергосбережении.
Апелляционный суд обращает внимание, что в случае отказа потребителя от платных услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды расчет платы за коммунальные услуги осуществляется исходя из нормативов потребления.
Следовательно, действия ООО "Выборгский Водоканал" по взиманию платы за ввод в эксплуатацию и опломбирование приборов учета воды ущемляют интересы собственников помещений в жилых многоквартирных домах, водоснабжение которых осуществляет названный поставщик коммунального ресурса.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителям услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2003 N 261, после установки прибора учета потребления коммунальных услуг потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию о приемке прибора учета в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг осуществляется представителем управляющей организации или энергосервисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем.
Положением о порядке установки и эксплуатации индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, утвержденным постановлением главы администрации МО "Выборгское городское поселение" от 30.03.2006 N 79 (в редакции постановления от 18.12.2006) установлено, что потребитель, изъявивший желание сдать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, обращается с устным или письменным заявлением к поставщику или в специализированную организацию.
Приемка приборов учета осуществляется поставщиком или специализированной организацией после проведения испытания трубопроводов на участке, где смонтированы приборы учета.
При этом поставщик - организация, осуществляющая горячее или холодное водоснабжение; специализированная организация - организация водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующая системы коммунального водоснабжения и канализации.
В рассматриваемом случае, учитывая приведенные понятия, и поставщиком, и специализированной организацией на территории МО "Город Выборг" является ОАО "Выборгский Водоканал".
Апелляционная коллегия также учитывает договор аренды муниципального имущества от 01.04.2009, заключенный между муниципальным образованием "Выборгское городское поселение" и обществом, выступающим в качестве арендатора, то есть специализированной организации водопроводно-канализационного хозяйства города Выборга, эксплуатирующей объекты /сети инженерно-технического обеспечения в процессе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в целях создания условий по обеспечению населения (потребителей/абонентов) питьевой водой.
В объяснениях по делу N 445-05-А/11 (л.д.173-175) общество указало, что организацией, осуществляющей деятельность по передаче энергетического ресурса, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого энергетического ресурса, является ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", что подтверждается договором от 01.01.2006, заключенным между ОАО "Выборгский Водоканал" и ОАО "Управляющая компания по ЖКХ".
Согласно договору на отпуск (получение) питьевой воды, прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ от 01.01.2006, заключенному между ОАО "Выборгский Водоканал" (Водоканал) и ОАО "Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области" (Абонент). Предметом договора является подача Водоканалом питьевой воды из централизованной системы водоснабжения г.Выборга до границ эксплуатационной ответственности систем питьевого водоснабжения жилых домов, включая помещения, используемые населением в целях проживания.
В зоны эксплуатационной ответственности Абонента входят элементы внутренних сетей водопровода и канализации в соответствии со СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", в зоны эксплуатационной ответственности Водоканала входят наружные сети и сооружения в соответствии со СНиП 2.04.02-84 "Водопровод. Наружные сети и сооружения" и СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Из материалов дела следует, что ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" на основании договора N 9001 от 01.06.2007 является арендатором имущества муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - наружных сетей водопровода и канализации, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области, для эксплуатации и обслуживания.
В соответствии с информацией МО "Город Выборг", на территории данного муниципального образования ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" оказывает услуги по управлению, обслуживанию и предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных домах на основании договоров управления многоквартирными домами (л.д.89).
Таким образом, на территории муниципального образования "Город Выборг" ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" не является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующей системы коммунального водоснабжения и канализации, и в силу постановления главы администрации МО "Выборгское городское поселение" от 30.03.2006 N 79 на ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" не возложена обязанность по приемке приборов учета воды в эксплуатацию.
Суд первой инстанции признал доказанным факт регистрации приборов учета воды в многоквартирных домах ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", сославшись на представленные обществом соответствующие объявления (л.д.240-242).
Оценивая указанные "объявления" в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к выводу, что они не отвечают требованиям, предъявляемым статьей 75 АПК РФ к письменным доказательствам, а потому не могут быть приняты судом в качестве документов, подтверждающих какие-либо обстоятельства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, квалифицирующими признаками нарушения статьи 10 Закона N 135-ФЗ являются доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.
Управление пришло к правомерному выводу о том, что общество подпадает под сферу действия антимонопольного законодательства и на него распространяются установленные Законом N 135-ФЗ ограничения, поскольку оно осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по водоснабжению на территории МО "Город Выборг", находящемся в состоянии естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции считает, что у Управления имелись законные основания для принятия оспариваемых обществом решения, которым оно признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, и выдачи ему оспариваемого предписания об устранении допущенных нарушений действующего законодательства, выразившихся в установлении и взимании с потребителей платы за приемку в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (регистрацию) потребляемых ресурсов при осуществлении их приемки в эксплуатацию.
Процедурных нарушений при принятии оспариваемых решения и предписания комиссией Управления не допущено.
Оспариваемые решения и предписание Управления также не могут нарушить права и охраняемые законом интересы общества, поскольку приняты в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а защите подлежит только право, основанное на законе.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2012 года отменить.
Открытому акционерному обществу "Выборгский Водоканал" (188800 Ленинградская область, г.Выборг, ул.Куйбышева, д.13, ОГРН 1054700176596) в удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17567/2012
Истец: ОАО "Выборгский Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Лен РТК))
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10259/13
22.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10259/13
30.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-731/13
25.12.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20641/12
03.09.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17567/12