г.Москва |
|
24 декабря 2012 г. |
А40-13370/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2012.
Дело N А40-13370/12-130-123
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
судей: Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г. |
|
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалаевым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2012 по делу N А40-13370/12-130-123, принятое судьей Андрияновой С.М.
по заявлению Межрегионального общественного фонда поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов
к Правительству Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: Префектура ЦАО г.Москвы, ООО "Аметиста"
о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
при участии:
от заявителя: Силаев С.Ю. по доверенности от 07.02.2012;
от ответчиков: Преображенская М.А. по доверенности от 08.06.2012, Валяев О.И. по доверенности от 10.07.2012;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональный общественный фонд поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов г.Москвы, выразившегося в непринятии решения о предоставлении или непредоставлении заявителю земельных участков, расположенных по адресам: г.Москва, ул. Б. Полянка, вл.29/32, стр.6; вл.31/38, стр.1, Старомонетный пер., д.36, стр.1, площадью 1669 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002009:1003, для проектирования и реконструкции за счет средств заявителя комплекса административных зданий с подземным паркингом и по адресу: г.Москва, ул. Б.Полянка, вл.33/41, стр.4,5,7 для проектирования и строительства за счет средств заявителя ОВД "Якиманка" в аренду без проведения торгов, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 06.07.2012 заявление удовлетворено.
Ответчики не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционных жалоб, просит отказать в их удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобы.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании изложенные доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 20.03.2007 Правительством Москвы принято постановление N 177-ПП "О разработке градостроительной и предпроектной документации на реконструкцию и строительство комплекса зданий по ул. Б. Полянка, д.33/41, стр.4, 5, 7, д.29/32, стр.6, д.31/38, стр.1 и Старомонетному пер., д.36, стр.1 с размещением ОВД района Якиманка", согласно которому функции инвестора и заказчика-застройщика по реализации данного инвестиционного проекта возложены на Межрегиональный общественный фонд поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов. Этим же постановлением заявителю разрешено осуществить разработку градостроительной документации, включая акт разрешенного использования территории градостроительного объекта, иной предпроектной документации с последующей реконструкцией со строительством в 2007-2010 гг. комплекса зданий по адресам: ул. Б. Полянка, д.33/41, стр.4, 5, 7, ул. Б. Полянка, д.29/32, стр.6, д.31/38, стр.1 и Старомонетный пер., д.36, стр.1.
Первым заместителем Мэра Москвы, возглавлявшим Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, 14.12.2009 дано поручение N 25-08-150/7-0-(0)-51 структурным подразделениям Правительства Москвы обеспечить выполнение постановления Правительства Москвы от 20.03.2007 N 177-ПП в соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.07.2010 N 2704 утверждена схема расположения земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Б. Полянка, вл.29/32, стр.6, вл.31/38, стр.1, Старомонетный пер., вл.36, стр.1 на кадастровой карте территории", которым также было установлено разрешенное использование земельного участка - для размещения административных и офисных зданий.
Заявителем осуществлены работы по межеванию, изготовлению кадастрового паспорта и постановке участка площадью 1669 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Б.Полянка, вл.29/32, стр.6, вл.31/38, стр.1, Старомонетный пер., д.36, стр.1 на кадастровый учет с присвоением ему номера: 77:01:0002009:1003.
В октябре и ноябре 2010 года заявитель обращался к ответчикам с заявлениями о подготовке соответствующего распорядительного документа, предусматривающего оформление в аренду спорного земельного участка на время проектирования и строительства.
Письмами Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 26.10.2010 N 25-08-150/7-0-59 и Исполняющего обязанности Мэра Москвы от 24.11.2010 N 25-08-150/7-0-(0)-60 Департаменту земельных ресурсов города Москвы и Префектуре ЦАО г.Москвы даны поручения рассмотреть и подготовить проект соответствующего распорядительного документа.
Вместе с тем, в установленный ст.32 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении земельного участка для строительства ответчиками принято не было, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований основанными на имеющих значение для дела фактических обстоятельствах, установленных судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление заявителю спорного земельного участка для проектирования и строительства осуществлялось путем предварительного согласования места размещения объекта, о чем свидетельствует содержание постановления Правительства Москвы от 20.03.2007 N 177-ПП.
Указанная процедура уполномоченным органом осуществлена в порядке, предусмотренном п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ.
Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.07.2010 N 2704, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка, по смыслу пунктов 6, 8 ст.31 Земельного кодекса РФ, является решением о предварительном согласовании места размещения объекта и основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст.32 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора аренды (п.7 ст.30 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что после проведения всех процедур по формированию и постановке на кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка, а также принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта ответчики в нарушение вышеуказанных норм Земельного кодекса РФ бездействовали, поскольку не оформили земельно-правовые отношения с заявителем.
Кроме того, места размещения объектов и планы границ расположения земельного участка заявителем согласованы в Москомархитектуре, Москомнаследии, Департаменте земельных ресурсов г.Москвы, Префектуре ЦАО Управе района "Якиманка". На основании разработанных заявителем предпроектных материалов объекты, подлежащие размещению на земельном участке, были учтены в Правилах землепользования и застройки, а также в актуализированном Генеральном плане города Москвы.
В этой связи суд обоснованно отклонил доводы ответчиков о несоблюдении процедуры выбора земельных участков, отсутствии предварительного согласования размещения объектов на испрашиваемых земельных участках, отсутствии правового акта о строительстве и реконструкции на испрашиваемых земельных участках.
Последующая отмена Правительством Москвы своего постановления от 20.03.2007 N 177-ПП свидетельствует лишь о прекращении намерения Правительства Москвы вступить в договорные (инвестиционные) отношения с заявителем, однако не лишает заявителя права на оформление в аренду спорного земельного участка для осуществления строительства ранее предварительно согласованного объекта недвижимости.
Таким образом, на основании ст.201 АПК РФ суд правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал совершить определенные действия, направленные на устранение нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2012 по делу N А40-13370/12-130-123 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13370/2012
Истец: АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ, АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ, Межрегиональный общественный фонд поддержки борьбы с преступлениями в сфере экономики и финансов
Ответчик: Департамент земельных ресурсво г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Правительство г Москвы, Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ДЗР г Москвы, ООО "Аметиста", Префектура ЦАО г. Москвы, Префектура ЦАО города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-605/15
20.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40821/14
22.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13370/12
03.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 10318/13
09.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10318/13
21.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10318/13
19.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10318/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10318/13
19.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2503/13
24.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27320/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13370/12