г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А42-363/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен),
от ответчика (должника): не явился (извещен),
от 3-их лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17719/2012) Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2012 по делу N А42-363/2012 (судья Панфилова Т.В.), принятое
по иску ООО "Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1115110000147, адрес: 184680, Мурманская обл., г. Снежногорск, ул. Валентина Бирюкова, 25, 77)
к Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области (ОГРН 1105105000010, адрес: 184680, Мурманская обл., Снежногорск, ул. Флотская, 9)
3-и лица: Отдел МВД РФ по ЗАТО Александровск Мурманской области (ОГРН 1025100750311, адрес: 184680, Мурманская обл., Снежногорск, ул. Флотская, 9); Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск,
об обязании заключить договор, о взыскании 32 780,62 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" (далее - истец, ООО "Управляющая компания "Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск Мурманской области об обязании заключить договор на эксплуатационное обслуживание общего имущества многоквартирного дома N 15/1-ОРГ от 01.06.2011, о взыскании 32 501,68 руб. платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и 278,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда по настоящему делу от 15.05.2012 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - ОМВД), на надлежащего - Администрацию муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее - Администрация).
Истец отказался от иска в части требований об обязании заключить договор и от взыскания 278,97 руб. процентов.
Частичный отказ от иска был принят судом.
Также истец представил уточнение иска, в котором просил взыскать с Администрации муниципального образования закрытое административно- территориальное образование Александровск Мурманской области 32 501,65 руб. долга за период сентябрь 2011 - декабрь 2011 года.
Судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение иска.
Решением суда от 17.07.2012 был принят частичный отказ от иска, производство по делу N А42-363/2012 прекращено в части обязания Администрации муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области заключить договор на эксплуатационное обслуживание общего имущества многоквартирного дома N 15/1-ОРГ от 01.06.2011 и взыскания 278,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. С Администрации муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" взыскано 32 501,65 руб. основного долга и 2000 руб. судебных расходов. Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" возвращено из федерального бюджета 4000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Администрацией муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области была подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2012.
При исследовании процессуальных документов в суде апелляционной инстанции было установлено наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, связанного с применением пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд определил: перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым привлечь в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В отзыве на исковое заявление Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск просит оставить исковое заявление без удовлетворения, а также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Во исполнение определения апелляционного суда от 12.11.2012 ответчик представил в суд копию решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 N 93, копию положения об Управлении жилищно-коммунальным хозяйством администрации ЗАТО Александровск, копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 51 N 001763629, подтверждающего реорганизацию Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск в форме присоединения к УМС администрации ЗАТО Александровск.
В отзыве на исковое заявление ответчик пояснил, что полностью поддерживает отзыв Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск на исковое заявление. Ответчик также просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционный суд, руководствуясь статьями 156, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил, рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив правовую позицию сторон, апелляционный суд установил следующее.
Собственником нежилых помещений первого этажа многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Мурманская область г. Снежногорск, ул. Победы, д. 7, общей площадью 375,78 кв.м., является Муниципальное образование закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 51-АВ 282613 от 16.12.2011 (л.д. 154) и не оспаривается участниками процесса.
На основании договора N 85 безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от 19.03.2004 указанные помещения были переданы ОМВД РФ по ЗАТО Александровск Мурманской области (ссудополучатель) (л.д. 14-15). Спорные помещения были приняты по акту приема-передачи от 23.12.2003 (л.д. 17).
Пунктом 1.2. указанного договора было определено, что настоящий договор считается заключенным с момента подписания сторонами акта приемки-передачи на неопределенный срок.
Подпунктом 3.2.12. данного договора была установлена обязанность ссудополучателя своевременно производить оплату коммунальных и эксплуатационных услуг за переданное имущество.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 18.04.2011 в доме N 7 по улице Победы в городе Снежногорске выбран способ управления многоквартирным домом в форме управления ООО "Управляющая компания "Комфорт", которая приступила к управлению с 01.06.2011 (л.д. 27-28). Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
01.06.2011 между ООО "Управляющая компания "Комфорт" (управляющая организация) и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО (собственник) был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно разделу 2 которого предметом настоящего договора является управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, дом N 7.
Подпунктом 11.1. указанного договора стороны установили, что договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.06.2011.
В подпункте 3.2.3. данного договора была установлена обязанность собственника своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги. Возмещать управляющей организации расходы, связанные с исполнением договора.
Согласно пункту 7.4. договора управления многоквартирным домом содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с условиями договора обеспечивается денежными средствами, вносимыми собственником (нанимателями, арендаторами и иными законными пользователями помещений многоквартирного дома) в счет платы за помещение.
К указанному договору его сторонами было подписан перечень жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в который были включены нежилые муниципальные помещения N N I, II, III, IV, V, VI (л.д. 35).
Согласно постановлению администрации ЗАТО Александровск от 15.06.2011 N 1351 "О реорганизации Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск" Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск было реорганизовано в форме присоединения к Управлению муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 51 N 001763629.
Истец, оказав в период с 01.09.2011 по 31.12.2011 услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, предъявил Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск Мурманской области счета-фактуры (л.д. 47, 50, 51, 54, 56) на общую сумму 32 501,68 руб. и выставил к оплате счета.
Поскольку ОМВД указанную задолженность не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования на основании слудеющего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39, пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что решением собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по улице Победы в городе Снежногорске выбран способ управления многоквартирным домом в форме управления управляющей организацией.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт.
Согласно пункту 2 статьи 2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденным решением N 92 Совета депутатов Муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009, представленному в материалы дела ответчиком, ЗАТО Александровск самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом.
На основании пункта 1 статьи 5 указанного Положения субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование ЗАТО Александровск.
Пунктом 3 данной статьи Положения установлено, что в соответствии с настоящим Положением субъектами управления и распоряжения имущества ЗАТО Александровск являются Совет депутатов ЗАТО Александровск, глава администрации ЗАТО Александровск, администрация ЗАТО Александровск, уполномоченный администрацией ЗАТО Александровск орган по управлению имуществом, иные органы администрации ЗАТО Александровск, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) ЗАТО Александровск.
В силу пункта 2 статьи 7 данного Положения администрация ЗАТО Александровск управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с нормативными правовыми актами Совета депутатов ЗАТО Александровск.
Из представленных в материалы дела документов: Положения об Управлении муниципальной собственностью ЗАТО Александровск, утвержденного решением N 81 Совета депутатов Муниципального образования ЗАТО Александровск от 08.12.2009, Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением N 92 Совета депутатов Муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009, не следует, что обязанность по несению бремя содержания муниципальной собственности возложено на какие-либо иные муниципальные органы с финансированием администрацией ЗАТО Александровск соответствующих расходов по содержанию муниципальной собственности.
Таким образом, муниципальное образование закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области в лице администрации ЗАТО Александровск как собственник рассматриваемого нежилого помещения в указанном жилом доме, обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего этого дома в целом.
Указанная обязанность возникает у этого ответчика в силу положений статьей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лицо, которому принадлежат нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождает это лицо от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Непосредственно на пользователя данного имущества, при отсутствии договора между истцом и пользователем, обязанности по заключению от своего имени договора и оплате понесенных расходов возложены быть не могут.
Наличие между ответчиком и ОМВД внутренних финансовых отношений, что подтверждается заключением по финансовому обеспечению деятельности ОМВД России по ЗАТО Александровск исх. N 19/943 от 24.10.2012, представленным в материалы дела ответчиком, не освобождает ответчика от обязанностей перед управляющей организацией о содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Изложенное выше соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10, подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2011 N ВАС-3145/2011 по делу N А50-11444/2010.
Факт оказания истцом в период с 01.09.2011 по 31.12.2011 услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также стоимость оказанных услуг и выполненных работ, подтверждены материалами дела, установлены судом и ответчиком не оспариваются. В обоснование предъявленных требований истцом представлены документы, подтверждающие природу возникновения, состав и размер указанной в иске задолженности.
Применяемый при расчете тариф утвержден Постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 29.12.2010 N 2339 в размере 23,77 руб. Из указанного тарифа исключена стоимость услуг по вывозу ТБО - 2,14 руб.
Стоимость услуг по содержанию и ремонту определяется путем умножения размера тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Указанная позиция подтверждена сложившейся судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ.
Доказательств направления истцу в исковой период каких-либо претензий относительно объема и качества оказанных услуг, Администрацией суду не представлено.
Выставление в адрес Администрации счета-фактуры только в 2011 году не является основанием для освобождения е? от оплаты полученных услуг по содержанию и ремонту.
Доказательств внесения Администрацией денежных средств на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома суду не представлено.
При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании с Администрации Муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области 32 501,65 руб. стоимости услуг по содержанию и ремонту общего имущества является правомерным.
Возражения Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком, а оплату должен производить Отдел УМВД РФ по ЗАТО Александровск, судом не принимаются как необоснованные.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (действующем до 01.03.2011) финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
С 01.03.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Согласно статье 47 указанного закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 48 Закона о полиции материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пункту 8 статьи 54 Закона о полиции финансирование деятельности полиции до 01.01.2012 осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд не принимает доводы ответчика.
Платежным поручением от 17.01.2012 N 86 истец уплатил 2 000 руб. государственной пошлины (л.д. 6) и платежным поручением от 28.02.2012 N 353 4000 руб. государственной пошлины (л.д. 91).
Учитывая частичный отказ от иска и уточнение истцом иска, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.21, 333.22, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возвращению из федерального бюджета 4 000 руб. уплаченной государственной пошлины, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате истцом 2 000 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2012 по делу N А42-363/2012 отменить.
Принять частичный отказ от иска.
Производство по делу N А42-363/2012 прекратить в части обязания Администрации муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области заключить договор на эксплуатационное обслуживание общего имущества многоквартирного дома N 15/1-ОРГ от 01.06.2011 и взыскания 278 рублей 97 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с Администрации муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" 32 501 рубль 65 копеек основного долга и 2 000 рублей судебных расходов.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" из федерального бюджета 4 000 рублей уплаченной государственной пошлины.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-363/2012
Истец: ООО "УК "Комфорт", ООО "Управляющая компания "Комфорт"
Ответчик: Администрация МО ЗАТО Александровск Мурманской области, Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск, ОМВД РФ по ЗАТО Александровск МО
Третье лицо: Администрация МО ЗАТО Александровск, ОВД ЗАТО Александровск Мурманской области, Отдел МВД РФ по ЗАТО Александровск Мурманской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Александровск, Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск