г. Самара |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А55-21361/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей индивидуального предпринимателя Искандарова Шукура - Шахова Д.А. (доверенность от 23.07.2012), Захарова М.В. (доверенность от 23.07.2012),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Карбовой Е.С. (доверенность от 15.03.2012 N 04/010),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Искандарова Шукура
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года по делу N А55-21361/2012 (судья Степанова И.К.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Искандарова Шукура (ОГРНИП 312632419400124, ИНН 632300005383), г.Тольятти Самарской области,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г.Тольятти Самарской области,
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Искандаров Шукур (далее - заявитель, предприниматель, ИП Искандаров Шукур) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области) от 20.12.2011 года N 14-16/6535/2369 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 4-5, 27-30).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2012 по делу N А55-21361/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.12.2011 года N 14-16/6535/2369 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 336 660 рублей 40 копеек. В остальной части в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л.д. л.д.23-26).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции от 20.12.2011 года N 14-16/6535/2369 в части доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2010 года в размере 1 683 302 руб., пени на сумму 139 209 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 168 300 руб. Требования в указанной части просит удовлетворить (т. 2 л.д. 34-36).
Налоговая инспекция апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель предпринимателя апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.07.2011 ИП Искандаров Шукур представил в Межрайонную ИФНС России N 19 по Самарской области уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2010 года (т. 1 л.д. 88-90).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт от 31.10.2011 N 14-15/6409 и принято решение от 20.12.2011 года N 14-16/6535/2369 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 336660 руб., пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 168330,20 руб., начислены пени по НДС в сумме 139209,06 руб. предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1683302 руб. (т.1 л.д.6-13, 94-101).
Предприниматель не согласился с решением налоговой инспекции и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 28.03.2012 года N 03-15/07833 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.14-18, 103-107).
Основанием доначисления НДС, начисления пени и штрафа в указанных суммах налоговый орган указывает непредставление заявителем в установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ 180-дневный срок документов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Налоговый орган, ссылаясь на положения пункта 9 статьи 167 НК РФ, считает, что полный пакет документов, представленный заявителем 15.07.2011 года вместе с уточненной налоговой декларацией по НДС за 4 квартал 2010 года (номер корректировки 4) собран заявителем в 3 квартале 2011 года. По мнению налогового органа, поскольку налогоплательщик не исчислил налог по ставке 18%, следовательно, в соответствии с нормами налогового законодательства правомерно доначислен налог за 4 квартал 2010 года, начислены пени и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату налога и по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации за 4 квартал 2010 года.
Заявитель считает, несмотря на пропуск 180-дневного срока начисление недоимки по НДС в указанном размере является незаконным, так как налоговое законодательство дает налогоплательщику право представить подтверждающие документы и по истечение 180 календарных дней. По мнению заявителя, представление подтверждающих документов по истечении 180 календарных дней не влечет возникновение недоимки по НДС в размере, указанном в оспариваемом решении налогового органа. Заявитель обращает внимание на то, что налоговый орган не оспаривает ни факт экспорта, ни факт поступления экспортной выручки, каких-либо расхождений в предоставленном пакете налоговым органом не установлено. Заявитель считает необоснованно неподтвержденной нулевую налоговую ставку, поскольку на момент вынесения решения налоговый орган располагал документами по осуществленным экспортным операциям.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований в части начисления недоимки по НДС за 4 квартал 2012 года в размере 1 683 302 руб., пени на сумму 139 209 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 168 300 руб., правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 164 НК РФ, реализация товаров (работ, услуг), помещенных под таможенный режим экспорта, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Статьей 165 НК РФ установлено, что для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в налоговый орган должны быть представлены контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированного в налоговом органе; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 9 статьи 165 НК РФ в случае непредставления налоговому органу по истечении 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в 4 квартале 2010 года заявителем произведена реализация товаров (автомобильных запчастей) на экспорт согласно ГТД:
- N 10412110/151010/0009237 на сумму 119650 долл. США (3581303,90 руб.) в Грузию через Новороссийскую таможню, CMR N 0874 от 15.10.2010;
- N 10412110/121210/0011588 на сумму 1 445242 руб. в Армению через Северо-Осетинскую таможню, CMR N 200191 от 13.12.2010;
- N 10412110/261010/0009662 на сумму 1445000 руб. в Армению через Северо-Осетинскую таможню, CMR N 102434 от 26.10.2010;
- N 10412110/031210/0011268 на сумму 91876 долл. США (2990477,90 руб.) в Грузию через Дагестанскую таможню, CMR N 054693 от 03.12.2010 (л.д.47-60).
15.07.2011 года, вместе с уточненной декларацией (номер корректировки 4), заявителем представлен в налоговый орган пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за 4 квартал 2010 года (т.1 л.д.88-92).
11.03.2011 года заявителем подана первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года в налоговый орган, 18.05.2011 года, 14.07.2011 года и 15.07.2011 года - уточненные налоговые декларации по НДС за указанный период, в которых заявлено налогообложение вышеуказанных операций по ставке 0% (т.1 л.д.72-91).
Таким образом, 180-дневный срок для представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на момент представления пакета документов в налоговый орган истек. Данное обстоятельство заявитель признает.
Факт экспорта товара по указанным ГТД налоговым органом не оспаривается.
Доводы заявителя о неправомерном доначислении НДС за указанный период правомерно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Статьями 171, 172 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности, перепродажи или иных операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьями 168, 169 НК РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что при применении статьи 122 Кодекса необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в этой статье деяний (действий или бездействия).
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8, 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по названным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Причем в силу абзаца второго пункта 9 статьи 167 НК РФ по указанным операциям момент определения налоговой базы определяется исходя из подпунктов 1, 2 пункта 1 этой же статьи (день отгрузки товара (работ, услуг) или день их оплаты) и, соответственно, с этого момента наступает обязанность исчисления и уплаты налога по налоговой ставке 18 процентов, установленной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в случае, если на 181-й день начиная с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов полный пакет документов (их копий) не собран.
Положения статей 165 и 167 ННК РФ в их взаимосвязи не содержат исключений, которые лишали бы налогоплательщиков гарантированного права в течение 180-дневного срока документально подтвердить налоговые преференции по совершенной операции.
Из материалов дела видно, что 15.07.2011 года, после истечения 180-дневного срока, заявителем представлен в налоговый орган пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за 4 квартал 2010 года.
На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ в случае, если на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму налога на добавленную стоимость и уплатить его (абзац первый статьи 52, абзацы первый и второй пункта 1 статьи 45 Кодекса).
При этом операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам, определенным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ.
Учитывая, что налоговая декларация и пакет документов, подтверждающих экспорт, в надлежащем виде представлены налоговому органу лишь 15.07.2011 года, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что и право на налоговый вычет возникло у предпринимателя лишь в этот момент.
Следовательно, при проведении выездной налоговой проверки налоговым органом правомерно произведено доначисление налога по экспортным операциям, в отношении которых в течение 180 дней с момента экспорта налоговому органу не были представлены обосновывающие документы, и пени за несвоевременную уплату налога, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решения налогового органа в указанной части недействительным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что налоговым органом неправильно произведен расчет пени, в тоже время в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих свои доводы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод предпринимателя о необоснованном признании судом первой инстанции правомерности доначисления НДС в сумме 1683302 руб. и начисление пени по НДС в сумме 139209,06 руб.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 N 6031/08.
По вопросу привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 168330,20 руб. заявителем доводов не приведено и факт нарушения срока представления налоговой декларации за 4 квартал 2010 года не опровергнут.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Статьей 174 НК РФ установлено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Как следует из материалов дела, 11.03.2011 заявителем представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года, которая в соответствии со статьей 174 НК РФ должна быть представлена 20.01.2011 года.
Следовательно, предприниматель правомерно привлечен по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 20.12.2011 года N 14-16/6535/2369 в части доначисления недоимки по НДС за 4 квартал 2012 года в размере 1 683 302 руб., пени на сумму 139 209 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 168 300 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, предпринимателем уплачена в доход федерального бюджета по чеку-ордеру от 08.11.2012 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает предпринимателю из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 08.11.2012 года государственную пошлину в размере 1900 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2012 года по делу N А55-21361/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Искандарова Шукура - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Искандарову Шукуру государственную пошлину, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 08 ноября 2012 года, в размере 1900 (Одна тысяча девятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21361/2012
Истец: ИП Искандаров Шукур
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области