город Омск |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А75-5227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9201/2012) общества с ограниченной ответственностью "Мехстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2012 по делу N А75-5227/2012 (судья Кущева Т.П.) по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601000103, ИНН 8601030798) к обществу с ограниченной ответственностью "Мехстрой" (ОГРН 1028601789952, ИНН 8619009941) о признании недействительным договора аренды лесного участка от 20.06.2010 N 062/10-12,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Мехстрой" - представитель Черноусов М.В. по доверенности от 20.08.2012 сроком действия до 20.08.2013,
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился,
установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент природных ресурсов) 28.06.2012 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мехстрой" (далее - ООО "Мехстрой") о признании недействительным договора аренды лесного участка от 20.07.2010 N 062/10-12, обязании ООО "Мехстрой" передать в государственный лесной фонд лесной участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, Салымское лесничество, Садымское участковое лесничество, квартал N 693 выдел 17, с кадастровым номером 86:08:030702:2503.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2012 по делу N А75-5227/2012 требования Департамент природных ресурсов удовлетворены. Договор аренды лесного участка от 20.07.2010 N 062/10-12, заключенный между Департаментом природных ресурсов и ООО "Мехстрой", признан недействительным. На ООО "Мехстрой" возложена обязанность передать в государственный лесной фонд лесной участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, Салымское лесничество, Садымское участковое лесничество, квартал N 693 выдел 17, с кадастровым номером 86:08:030702:2503. В доход федерального бюджета с ООО "Мехстрой" взыскано 4 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ООО "Мехстрой" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. При этом ответчик указывает, что у суда отсутствовали правовые основания для применения статьи 49 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в связи с тем, что объектом договора аренды лесного участка является лесной участок, а не участок недр, поэтому приоритетными являются нормы Гражданского кодекса РФ и Лесного кодекса РФ. Таким образом, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Лесным кодексом РФ, согласно которым договор является заключенным, поскольку по своему содержанию соответствует нормам Гражданского кодекса РФ о договорах аренды.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении ответчиком на арендуемом лесном участке какого-либо из видов пользования недрами, как до, так и после заключения договора аренды лесного участка, в связи с чем не требуется наличие каких-либо разрешительных документов, лицензии. В содержании Лесного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ отсутствует норма, предусматривающая правило о том, что арендатор лесного участка обязан иметь лицензию.
В этой связи, указанный в договоре аренды лесного участка вид разрешенного использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, а также отсутствие лицензии на пользование недрами, не имеют в данном случае правового значения для действительности сделки.
Вместе с тем, законным основанием для заключения договора аренды лесного участка по своему содержанию является Акт (Решение) от 25.05.2005 N 416, принятый Агентством лесного хозяйства по Ханты-Мансийскому автономному округу, которым участок лесного фонда площадью 50 га, находящийся в Салымском лесхозе под объект "Карьер сухоройного песка южнее озера Самсонов-Сор", предоставлен ответчику в аренду сроком на 10 лет. По мнению ООО "МЕхстрой", обращаясь в суд исковым заявлением, Департамент природных ресурсов злоупотребил правом.
Истец - Департамент природных ресурсов в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя истца.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что положения Закона "О недрах" не могут быть применены в отношении спорной сделки - договора аренды лесного участка.
На вопрос суда о целевом назначении лесного участка представитель ответчика подтвердил, что целевое назначение лесного участка - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, но оно правового значения не имеет. Считает, что со стороны истца имеет место злоупотребление правом. Истец при заключении договора не говорил об ограничениях. А в июне 2012 года истец утвердил проект освоения лесов.
На вопрос суда представитель ответчика пояснил, что добычей песка именно на спорном участке ответчик не занимался, поскольку не имеет лицензии на право разработки недр этого участка. Ответчик в настоящее время только занимается подготовкой документов для получения лицензии на разработку недр спорного участка.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав явившегося представителя ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Агентством лесного хозяйства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре принят акт (решение) от 25.05.2005 N 416 "О переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом и предоставлении участков лесного фонда", согласно которому, участок лесного фонда переведен в нелесные, директору Салымского лесхоза поручалось заключить договор аренды участка лесного фонда с ООО "Мехстрой" (л.д. 104-105 т.1). Согласно постановлению Администрации Нефтеюганского района от 15.09.2008 N 267-па выдано разрешение на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (л.д. 108 т.1).
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры и ООО "Мехстрой" заключён договор аренды лесного участка от 20.07.2010 N 062/10-12 (л.д. 8-28 т.1), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, на основании акта (решения) Агентства лесного хозяйства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ЮГРАЛЕСХОЗ) от 25.05.2005 N 416 обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 50 га, кадастровый номер: 86:08:030702:2503, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, муниципальное образование Нефтеюганский район. Вид использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 1.2 договора аренды в соответствии с материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: Территориальное управление - Салымское лесничество, Салымское участковое лесничество, квартал N 693, выдел 17; категория земель: земли лесного фонда, эксплуатационные леса. Под объект - "Карьер сухоройного песка южнее озера Самсонов-Сор".
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; заготовка древесины; в том числе сплошные рубки, целевое назначение лесов: эксплуатационные, хозяйство: прочие земли, площадь: 50 га (пункт 1.4).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении ответчиком на арендуемом лесном участке какого-либо из видов пользования недрами, как до, так и после заключения договора аренды лесного участка, в связи с чем не требуется наличие каких-либо разрешительных документов, лицензии, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Как следует из отзыва на исковое заявление (л.д. 102 т. 1), в нём ответчик признал, что осуществлял деятельность по добыче полезных ископаемых на основе разрешений, выданных органом местного самоуправления, о чем свидетельствуют разрешение от 17.06.2005 N 011, от 15.09.2008 N 19, которые, тем не менее, не заменяют обязанность по представлению лицензии (л.д. 107, 108 т.1).
В соответствии с пунктом 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли лесного фонда являются одной из категорий земель в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие), и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (пункт 6).
Статья 7 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) устанавливает, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что лесной участок может принадлежать лицу помимо права собственности на основании других прав - права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Таким образом, законом прямо установлено, что земли лесного фонда могут предоставляться для указанных в пункте 1 статьи 21 ЛК РФ целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Для иных целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предоставление земельных участков лесного фонда недопустимо.
Из условий договора аренды от 20.07.2010 следует, что указанный участок передан в целях выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.
Поскольку недра являются составной частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", далее - Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен карьер сухоройного песка южнее озера Самсонов-Сор 50 га (горный отвод).
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, предоставляются в порядке и на условиях которые установлены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов (пункт 6.1).
Согласно части 2 статьи 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса.
Подпунктом "е" пункта 21 раздела III Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, действовавшего на момент подписания сторонами договора аренды, предусмотрено, что в случае заключения договора аренды без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление, с приложением документов, в том числе сведений о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В силу статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Суд первой инстанции правомерно указал на необходимость применения пункта 4 статьи 88 ЗК РФ, согласно которому организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
По смыслу указанных выше норм Закона о недрах, для разработки месторождения песка в карьере, помимо договора аренды земельного участка, необходимо наличие лицензии на право пользования недрами, а также необходимо обязательное оформление горного отвода.
Как следует из письма Департамента природных ресурсов от 03.05.2012 N 14-исх-3497, ООО "Мехстрой" не представило лицензию на пользование участками недр, в связи с чем истец предложил досрочно расторгнуть договор аренды (л.д. 29-30 т. 1). Письмом от 12.04.2012 N исх-1233/12 истец направил копию выписки из реестра государственной регистрации лицензий на пользование участками недр, согласно которой, лицензия на пользование недрами ХМН01184 ОЭ для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых выдана ЗАО "Мехстрой", а ООО "Мехстрой" такой лицензии не имеет (л.д.32-33 т. 1).
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 23 раздела III 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, действовавшего на момент подписания сторонами договора аренды, основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком (подпункт б); предоставление заявителем недостоверных сведений (подпункт в).
Поскольку договор аренды заключен с нарушением требований действующего законодательства ввиду отсутствия лицензии на право пользования недрами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ничтожности указанной сделки.
Довод ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для применения статьи 49 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", необоснован.
Кроме того, как определено Конституционным Судом РФ (Определение от 26.05.2011 N 769-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Гранит" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 49 Закона Российской Федерации "О недрах", а также статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 181, статьей 195, абзацем вторым пункта 2 статьи 199, статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12 и 16 Закона Российской Федерации "О недрах"), статья 49 Закона РФ "О недрах", согласно которой сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением данного Закона, являются недействительными (часть первая), принята в развитие статьи 168 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (пункт 1). В случае несоблюдения указанных требований, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2). В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (пункт 3).
Указание ответчика на бездействие истца, выразившееся в непредъявлении требований о представлении дополнительных документов, необходимости вынесения нового решения о заключении договора, отсутствие отказа в заключении договора, является необоснованным, поскольку именно ООО "Мехстрой" должно было представить лицензию, дающую право на пользование недрами, в связи с чем предполагается, что ответчик знал о необходимости представления данного документа вместе с заявлением, но уклонился от совершения этого действия. Отсутствие действий со стороны истца не является основанием для бездействия ответчика.
Доказательств того, что истец при заключении договора аренды действовал недобросовестно, ООО "Мехстрой" не представлено.
При изложенных обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, соответствующим по своим выводам фактическим обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба ООО "Мехстрой" оставляется судом апелляционной инстанции без удовлетворения с отнесением на заявителя расходов по уплате государственной пошлины согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2012 по делу N А75-5227/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5227/2012
Истец: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры
Ответчик: ООО "Мехстрой"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1305/13
25.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9201/12
02.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9201/12
18.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9201/12
30.08.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5227/12