г. Москва |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А40-119521/12-92-1112 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Пронниковой Е.В. |
|
Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЦМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (Инспекции) по Московской области на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-119521/12-92-1112, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ЦМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (Инспекции) по Московской области
к ОАО "Мосэнергосбыт" (ИНН 7736520080, ОГРН 1057746557329, 117312, г.Москва, ул. Вавилова, д. 9)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.42 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2012 ЦМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (Инспекции) по Московской области (далее - ЦМТУ Росстандарта) было отказано в удовлетворении заявления о привлечении ОАО "Мосэнергосбыт" (далее - Общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 27.08.2012 N 456-Ю.
ЦМТУ Росстандарта не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального права, выразившемся в неправильном толковании норм КоАП РФ, Федерального закона "О техническом регулировании", а также норм процессуального права.
Считает, что ответчик являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г.Москвы и Московской области и продавцом товара, должно осуществлять реализацию (продажу) электрической энергии, соответствующей установленным требованиям, и при наличии сертификата соответствия.
Указывает, что Общество осуществляло выпуск в обращение электроэнергии с нарушением обязательных требований, ответственность за это предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, давность привлечения к ответственности составляет один год.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащую удовлетворению.
Указывает на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Считает, что Общество, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, не вправе осуществлять сертификацию электрической энергии, поставляемую по электрическим сетям общего назначения.
Полагает, что обязанность по сертификации электрической энергии законом возложена на сетевую организацию - ОАО "Ильинская электросеть".
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 24.07.2012 по 20.08.2012 на основании приказа ЦМТУ Росстандарта от 16.07.2012 N 456 должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Мосэнергосбыт" на предмет соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов.
В ходе проверки Управлением установлено, что Обществом при поставке и реализации электрической энергии по адресу: 140100, Московская область, Раменский район, пос. Родники, ул. Петра Великого, д. 14 нарушает подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции (электрической энергии), установленные ст.28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", п.п.8.1, 8.2. Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 03.01.2001 N 1, от 21.08.2002 N 80), а именно: осуществляет выпуск в обращение продукции (электроэнергии), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без осуществления такого подтверждения соответствия (сертификат соответствия на реализуемую электрическую энергию отсутствует).
Результаты проверки отображены в Акте проверки от 20.08.2012 N 456-С с приложением полученных документов.
27.08.2012 ЦМТУ Росстандарта с участием представителя Общества про доверенности был составлен протокол об административном правонарушении N 456-ПЮ, которым ОАО "Мосэнергосбыт" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении выпуска в обращение продукции (электроэнергии), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без осуществления такого подтверждения соответствия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
При этом суд правомерно указал на то, что частью 1 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии со ст.2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу ст.3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч.1 ст.38 указанного Закона следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Материалами дела установлено, что в целях исполнения принятых на себя обязательств перед ОАО "Ильинская электросеть" ОАО "Мосэнергосбыт" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у ОАО "Мосэнерго" для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г. Москвы и Московской области.
Протоколом Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 N 5 ОАО "Мосэнергосбыт" был присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Московской области.
Согласно уставным задачам, а также в соответствии с Разделительным балансом ОАО "Мосэнерго" (из которого в 2005 году выделились ОАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Московская объединенная электросетевая компания"), у ОАО "Мосэнергосбыт" отсутствует электросетевое оборудование и иное имущество, связанное с передачей электрической энергии по электрическим сетям, которое в полном объеме по Разделительному балансу перешло ОАО "МОЭСК".
Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Мосэнергосбыт", является сетевая организация (в данном случае - ОАО "Ильинская электросеть").
В силу п.8.1 Правил проведения сертификации электрооборудования, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 07.021992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно ГОСТ Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 787-СТ сетевая организация - энергокомпания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п.3.14 ГОСТ).
Таким образом, обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.
Как указывалось выше, ОАО "Мосэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии.
Следовательно, возложение на Общество обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего законодательства, так у последнего на балансе отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Мосэнергосбыт" не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что передачу электроэнергии на территории Раменского района Московской области осуществляет ОАО "Ильинская электросеть", для которой Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.05.2012 г. N 49-Р установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии. Кроме того, котловым держателем рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Московской области является ОАО "Московская объединенная электросетевая компания".
Для того, чтобы поставить электроэнергию потребителю, необходимо заключение договора купли-продажи с генерирующей компанией (в случае с Московской областью такой компанией является ОАО "Мосэнерго" в лице своих филиалов (различный ТЭЦ и ГЭС) и заключение договора на услуги по передаче с электросетевой компанией (ОАО "Ильинская электросеть"), которая в оговоренных с гарантирующим поставщиком объемах ведет отбор с генерирующей мощностей (место физического присоединения электрической сети генерирующей и сетевой организации).
В соответствии с п.5.1.5. договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.08.2009 N 66-1529, заключенного между ОАО "Мосэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "Ильинская электросеть" (Исполнитель) предусмотрено, что качество и иные параметры передаваемой Исполнителем электроэнергии должны подтверждаться сертификатом соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, выданным Исполнителю уполномоченным органом.
Таким образом, обеспечивать сертификацию поставляемой потребителям электроэнергии по электрическим сетям общего назначения ОАО "Мосэнергосбыт" не обязана.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Соответственно, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-119521/12-92-1112 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119521/2012
Истец: ЦМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (Инспекции) по Московской области
Ответчик: ОАО "Мосэнергосбыт"