г. Киров |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А82-6712/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интернэшнл Вайнил Компани-Восток"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2012 по делу N А82-6712/2012, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интернэшнл Вайнил Компани-Восток"
(ИНН: 7627032100, ОГРН: 1077627003816)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области
(ИНН: 7627021348, ОГРН: 1027601598122)
о признании недействительным решения от 01.03.2012 N 086 007 12 РК 0001108,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интернэшнл Вайнил Компани-Восток" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление Пенсионного фонда) от 01.03.2012 N 086 007 12 РК 0001108.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель ссылается на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: отсутствие главного бухгалтера; отсутствие у нового главного бухгалтера ключа электронной подписи; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам ранее был представлен в Управление Пенсионного фонда; сумма штрафа является несоразмерной; правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий для бюджета и застрахованных лиц; Общество уплачивает страховые взносы своевременно и в полном объеме; у Общества имеется существенная переплата страховых взносов; нарушение совершено Обществом впервые; отсутствует умысел на совершение правонарушения; Общество самостоятельно выявило и устранило допущенное нарушение.
Также заявитель считает, что Управлением Пенсионного фонда нарушены процессуальные нормы закона. В акте камеральной проверки от 16.01.2012 указано, что просрочка представления расчета составляет 99 дней, при этом в оспариваемом решении Управления Пенсионного фонда указано, что просрочка составляет 119 дней. Управление Пенсионного фонда представило в суд акт камеральной проверки, в котором количество дней просрочки указано 119, акт подписан не тем сотрудником Управления Пенсионного фонда, чья фамилия указана в акте.
Управление Пенсионного фонда в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилось.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.11.2011 Общество представило в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) за 1 полугодие 2011 года.
Управлением Пенсионного фонда составлен акт камеральной проверки от 16.01.2012 N 08600730000046 9лист дела 87) и принято решение от 01.03.2012 N 086 007 12 РК 0001108 (лист дела 26) о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 127 208 рублей 20 копеек, поскольку Обществом допущено непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный настоящим Федеральным законом срок; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам подлежал представлению не позднее 15.08.2011. Данным решением Обществу также начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 0, 71 рублей.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 части 9 статьи 15, частями 1, 4 статьи 42, частями 1, 4 статьи 44, частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пунктом 1 статьи 8, статьями 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и исходил из того, что Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением срока; Управление Пенсионного фонда не допустило нарушения процедуры привлечения Общества к ответственности; у Общества отсутствуют обстоятельства, смягчающие ответственность.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Общество является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Как следует из материалов дела, Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года - 22.11.2011 (листы дела 46-55), то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.08.2011).
Срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам нарушен на три полных и один неполный месяц со дня, установленного для его представления (на 99 дней, как установило Управление Пенсионного фонда в ходе камеральной проверки представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и отразило в акте камеральной проверки от 16.01.2012 N 08600730000046 (листы дела 87-88)).
В акте камеральной проверки Управление Пенсионного фонда отразило факт, обстоятельства правонарушения и произвело расчет штрафа исходя из нарушения срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 99 дней (четыре месяца) и суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании данного расчета за последние три месяца отчетного периода: 127 208 рублей 20 копеек = 636 041 рубль х 5 процентов х 4 месяца.
Акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении материалов камеральной проверки, назначенном на 10 часов 01.03.2012 (лист дела 62), были направлены Управлением Пенсионного фонда в адрес Общества заказным письмом (лист дела 72) и им получены (сведения сайта Почты России). Общество представило в арбитражный суд полученный акт камеральной проверки.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, акта от 16.01.2012 N 08600730000046 Управлением Пенсионного фонда принято решение от 01.03.2012 N 086 007 12 РК 0001108 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 127 208 рублей 20 копеек (листы дела 26-29).
Акт камеральной проверки, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в решении изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы, подтверждающие указанные обстоятельства, решение принято о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретного правонарушения с указанием статей Закона N 212-ФЗ, предусматривающих данное правонарушение и применяемые меры ответственности; в решении также указаны начисленные плательщику пени при наличии оснований (лист дела 66).
Общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки Управление Пенсионного фонда обладало информацией о получении Обществом акта и надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки (по сайту Почты России соответствующее заказное письмо получено Обществом 07.02.2012). Общество имело возможность представить объяснения и возражения по выявленному и зафиксированному в акте нарушению.
В оспариваемом решении Управление Пенсионного фонда допустило опечатку, указав, что Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года - 12.12.2011, с нарушением срока на 119 дней.
Данная опечатка не привела к принятию Управлением Пенсионного фонда неправомерного решения. Сумма штрафа, примененная оспариваемым решением, правильно рассчитана, исходя из нарушения срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на 99 дней (четыре месяца): 127 208 рублей 20 копеек = 636 041 рубль х 5 процентов х 4 месяца (три полных и один неполный).
Заявитель ссылается на то, что Управление Пенсионного фонда представило в суд акт камеральной проверки, в котором отражено нарушение срока - 119 дней, представленный акт подписан другим сотрудником Управления Пенсионного фонда (листы дела 63-65).
Между тем, Управлением Пенсионного фонда составлен по результатам камеральной проверки и направлен в адрес Общества именно надлежащий акт, которым были оформлены результаты камеральной проверки (лист дела 87-88), в котором расчет штрафа произведен исходя из нарушения срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 99 дней (четыре месяца). По результатам рассмотрения данного акта Управлением Пенсионного фонда принято оспариваемое решение от 01.03.2012 N 086 007 12 РК 0001108.
В акте, представленном Управлением Пенсионного фонда в Арбитражный суд Ярославской области, указано, что Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам 12.12.2012 (листы дела 63, 64), указанной даты на момент составления акта не наступило, что свидетельствует о том, что оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда не было вынесено (не могло быть вынесено) по результатам рассмотрения данного акта; данный акт (лист дела 63) не направлялся Обществу, не имеется доказательств, что он составлялся по результатам камеральной проверки.
В связи с этим ссылки заявителя на другой акт камеральной налоговой проверки судом апелляционной инстанции не принимаются.
Акт камеральной проверки, составленный по результатам проверки и направленный Обществу (лист дела 87-88), подписан лицом, проводившим проверку.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушений процедуры принятия решения, являющихся основанием для признания решения Управления Пенсионного фонда, недействительным, Управлением Пенсионного фонда не допущено. Факт совершения Обществом правонарушения в виде непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года в установленный законом срок подтверждается материалами дела. Общество правомерно привлечено к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 127 208 рублей 20 копеек, поскольку не представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года в установленный законом срок, наличие вины в совершении непредставления в установленный законом срок расчета подтверждается материалами дела, обстоятельств, исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения, не имеется, размер штрафа определен Управлением Пенсионного фонда верно.
Согласно части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Заявитель просит признать к качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: отсутствие главного бухгалтера; отсутствие у нового главного бухгалтера ключа электронной подписи; расчет представлялся ранее в Управление Пенсионного фонда; сумма штрафа является несоразмерной; правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий для бюджета и застрахованных лиц; Общество уплачивает страховые взносы своевременно и в полном объеме; у Общества имеется существенная переплата страховых взносов; нарушение совершено Обществом впервые; отсутствует умысел на совершение правонарушения; Общество самостоятельно выявило и устранило допущенное нарушение.
Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные обстоятельства в рассматриваемом случае не могут быть признаны в качестве смягчающих ответственность.
Оснований считать указанные обстоятельства влияющими на обстоятельства совершения правонарушения не имеется.
Из материалов дела видно, что главный бухгалтер Общества находился в ежегодном оплачиваемом отпуске с 01.08.2011 по 14.08.2011, трудовой договор с главным бухгалтером расторгнут 31.08.2011 (листы дела 30, 92).
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что у Общества отсутствовала возможность представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный срок (15.08.2011) или с небольшим нарушением срока (до 31.08.2011).
Согласно приказу о приеме работника на работу от 28.09.2011 на должность финансового директора Общества (с обязанностями главного бухгалтера) принята Захарова С.Ю. (лист дела 57). Заявителем не представлено доказательств того, что новый главный бухгалтер не имел возможности представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента его представления (22.11.2011).
В связи с этим ссылки заявителя на отсутствие главного бухгалтера, отсутствие у нового главного бухгалтера ключа электронной подписи, подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы заявителя о том, что Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года 22.11.2011, но данный расчет не был принят Управлением Пенсионного фонда, судом апелляционной инстанции не принимаются. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Управление Пенсионного фонда привлекло Общество к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, установив, что Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года - 22.11.2011. Данный расчет является первичным, представлен с нарушением установленного законом срока и Обществом правомерно привлечено Управлением Пенсионного фонда к вменяемой ответственности за непредставление в установленный законом срок данного первичного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года (фактически представленного 22.11.2011, лист дела 46). Ранее указанной даты Общество расчет за указанный период не представляло.
Доводы заявителя о том, что размер штрафа является несоразмерным, поскольку Общество также привлечено к ответственности за нарушение срока представления сведений о работающих, подлежат отклонению. Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам образуют разные составы правонарушения, за которые установлены различные меры ответственности. Факт привлечения Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может быть признан в качестве обстоятельства смягчающего ответственность по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ. Оснований считать размер спорного штрафа несоразмерным допущенному нарушению не имеется, материалы дела о несоразмерности размера штрафа не свидетельствуют. Просрочка непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года является значительной, штраф по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ применен правильно.
Своевременная уплата Обществом страховых взносов, наличие переплаты страховых взносов, совершение правонарушения впервые не изменяет степень ответственности за нарушение срока (более трех месяцев) представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам без уважительных причин. С учетом установленных обстоятельств, характера совершенного правонарушения указанные обстоятельства не могут быть признаны в рассматриваемом случае смягчающими ответственность. Ссылка Общества на отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета и застрахованных лиц не подлежит принятию как неправомерная, суд приходит к выводу, что указанное обстоятельство также не может быть признано в качестве смягчающего ответственность.
Доводы заявителя об отсутствии умысла на совершение правонарушения судом апелляционной инстанции не принимаются. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Обществу представить в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года, не имеется.
Доводы заявителя о том, что Общество самостоятельно выявило и устранило допущенное нарушение, подлежат отклонению. Представлять в Управление Пенсионного фонда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законом срок является обязанностью плательщика страховых взносов. В данном случае Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 года 22.11.2011, то есть с нарушением установленного срока (не позднее 15.08.2011). Оснований считать, что Общество, представив расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением установленного срока, тем самым устранило допущенное нарушение, не имеется.
В связи с изложенным, оценив представленные доказательства, доводы Общества и указанные им обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они не могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность. Обстоятельств, смягчающих ответственность, не имеется, штраф Управлением Пенсионного фонда установлен и применен к Обществу правомерно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2012 по делу N А82-6712/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интернэшнл Вайнил Компани-Восток" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6712/2012
Истец: ООО "Интернэшнл Вайнил Компани-Восток"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославском муниципальном районе Ярославской области, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области
Третье лицо: ООО "Центр правовой защиты налогоплательщика" Потрашова Е. С.