г. Москва |
|
17 декабря 2012 г. |
N А40-93367/12-99-510 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Галиаф"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2012
по делу N А40-93367/12-99-510, принятое судьей Г.А. Карповой
по иску (заявлению) ООО "Галиаф"
(ОГРН 1087746700051; 129343, г. Москва, проезд Серебрякова, д. 14, стр. 11)
к ИФНС России N 16 по г. Москве
(ОГРН 1047716029844; 129346, г. Москва, ул. Малыгина, д. 3)
о признании недействительными решения и требования
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Аронов А.В. по дов. N б/н от 26.10.2012
от заинтересованного лица - Иванова Т.А. по дов. N б/н от 07.12.2012; Луковников А.К. по дов. N б/н от 31.10.2012
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточнения предмета заявления и принятия к совместному рассмотрению дополнительных требований в порядке ст.ст. 49, 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Галиаф" просит признать недействительными решение инспекции от 27.01.2012 г. N 2 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом изменений внесенных решением УФНС России по г. Москве от 27.03.2012 N 21-19/026562) в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2008 год в размере 31 113 193 руб., решение от 27.01.2012 N 3 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, требование N 5873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.04.2012 и решение от 28.04.2012 N 36079 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов).
Решением Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявления ООО "Галиаф" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда г. Москвы отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества за период 2008-2010 н.н. инспекцией принято решение от 27.01.2012 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 184 руб., начислены пени в размере 10 374 902 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 31 114 524 руб. В порядке ст. 139 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по г. Москве от 27.03.2012 N 21-19/026562 решение инспекции изменено: - п. 1.1 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: привлечь общество к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 Кодекса в виде штрафа в размере 184 руб.; - п. 1.2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: предложено уплатить недоимку по налогам в размере 31 114 524 руб., а также удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в размере 1 027 руб.
Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка общества была начата 20.07.2012, решение N 680/123, было вручено генеральному директору общества Дапкувене Л. Н. под расписку. 20.07.2012 Дапкувене Л.Н. было вручено требование о представлении документов для проведения налоговой проверки. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в порядке, установленном Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, обеспечивая сохранность документов в течение четырех лет, а также выполнять законные требования налогового органа и не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при выполнении ими своих служебных обязанностей (п.п. 3, 6-8 п. 1 ст.23 Кодекса). Статьей 93 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика представить по требованию налогового органа документы для налоговой проверки в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В нарушение ст. 93 Кодекса документы для выездной налоговой проверки обществом представлены не были, о чем составлен акт 164 от 30.08.2011 и принято решение N 415 от 22.11.2011 о привлечении общества к ответственности по ст. 126 Кодекса за непредставление документов в виде штрафа в размере 4 600 руб. В ходе проверки директору общества Дапкувене Л.Н. также неоднократно направлялись повестки о явке в инспекцию, однако директор не явилась.
Так как общество не представило документы для выездной налоговой проверки, проверка проводилась на основании документов имеющихся в распоряжении инспекции: - банковские выписки: ЗАО КБ "Открытие", ОАО "Банк Санкт-Петербург", ОАО АКБ "Росбанк", ООО "КБ "Аресбанк"; - бухгалтерская и налоговая отчетность (баланс и Ф N 2 "Финансовые результаты, декларации по налогу на добавленную стоимость, декларации по прибыли) за 2008-2010 г.г. В ходе выездной налоговой проверки за 2008 год были выявлены расхождения между налогооблагаемой базой для налога на прибыль и налога на добавленную стоимость на сумму 180 063 843 руб.
Так, сумма реализации по налогу на добавленную стоимость отражена в размере 114 973 339 руб., а сумма доходов по налогу на прибыль - 295 043 182 руб. За 2009 год также были выявлены расхождения между налогооблагаемой базой для налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Так, сумма реализации в отчетности по НДС отражена в размере 963 369 125 руб., а сумма доходов по налогу на прибыль - в размере 1 103 325 567 руб., отклонение составило 139 956 442 руб. В требовании N 14279 от 20.07.2011 инспекция предложила обществу дать письменные объяснения по данному вопросу, однако объяснения представлены не были. Инспекцией сделан вывод, что общество занизило обороты по реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость за 2008 год на 180 063 843 руб. и налог на добавленную стоимость - на 32 411 492 руб. За 2009 год инспекцией сделан вывод, что общество занизило выручку, подлежащую налогообложению на 139 956 442 руб., и о занижении налога на прибыль на 25 192 160 руб. 19.12.2011 общество подало в инспекцию возражения на акт камеральной проверки от 18.11.2011, кроме того, 15.12.2011 были поданы уточненные налоговые декларации поквартально за 2008-2009 г.г., в связи с чем 23.12.2011 налоговым органом было принято решение N 680/1 о проведении дополнительных мероприятий. В уточненных декларациях была увеличена налоговая база по НДС:
За 2008 год: 1) Налоговая база по первоначальной декларации - 29 440 170, 85 539 169; 2) Налоговая база по уточненной декларации - 29 440 170, 260 613 322; 3) Отклонение - 0, -175 074 153;
За 2009 год: 1) Налоговая база по первоначальной декларации - 32 379 236, 349 907 407, 63 978 204, 517 104 278; 2) Налоговая база по уточненной декларации - 275 098 735, 184 694 251, 247 593 371, 396 078 183; 3) Отклонение - -242 719 499, 165 213 156, - 183 615 167, 121 026 095.
Таким образом, исходя из сведений, отраженных в уточненных налоговых деклараций, общество фактически не отрицало занижение налоговой базы в проверяемом периоде. Однако вместе с увеличением налоговой базы в уточненных налоговых декларациях были заявлены суммы налоговых вычетов в увеличенном размере, при этом итоговая сумма налога к уплате осталась неизменной.
Структура изменений налоговых вычетов за 2008-2009 годы такова:
Сумма исчисленного НДС (первоначальная декларация): 5 299 231, 15 397 050;
Сумма налоговых вычетов (первоначальная декларация): 5 294 424, 22 094 073;
Сумма исчисленного НДС (уточненная декларация): 5 299 231, 46 910 398;
Сумма налоговых вычетов (уточненная декларация): 5 294 424, 53 443 481;
Разница в сумме налоговых вычетов: 0, - 31 349 408;
Итого: - 31 349 408.
Сумма исчисленного НДС (первоначальная декларация): 5 828 262, 62 983 333, 11 516 077, 93 078 770;
Сумма налоговых вычетов (первоначальная декларация): 34 742 797, 86 044 189, 12 923 991, 97 679 894;
Сумма исчисленного НДС (уточненная декларация): 49 517 772, 33 244 965, 44 566 807, 71 294 073;
Сумма налоговых вычетов (уточненная декларация): 75 047 041, 35 659 747, 45 470 965, 75 895 141;
Разница в сумме налоговых вычетов: - 40 304 244, 50 384 442, - 32 546 974, 21 784 753
Итого: - 682 023
С целью проверки обоснованности применения налоговых вычетов, заявленных в уточненных налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля обществу было выставлено требование о предоставлении документов N 14279/2 от 23.12.2011, врученное представителю общества в тот же день. Требованием были запрошены счета-фактуры, полученные от своих поставщиков, книги покупок по налогу на добавленную стоимость (включая все дополнительные листы), а так же книги продаж по налогу на добавленную стоимость. 16.01.2012 обществом представлены в инспекцию журнал учета выданных счетов-фактур за период с 01.07.2008 по 30.09.2010 с приложением копий счетов-фактур, выставленных обществом своим заказчикам (покупателям) и т.д. При этом все представленные обществом документы относятся исключительно к определению налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость (5-6 абзац требования), документы, обосновывающие налоговые вычеты, представлены не были. 18.01.2012 обществом были представлены дополнительные документы, среди которых счета-фактуры, полученные от поставщиков общества: - счетов-фактур за 2008 г. на сумму НДС - 236 214,81 руб. - счетов-фактур за 2009 г. на сумму НДС - 8 631 686,83 руб. С учетом этого возражения общества быть приняты только в части, т.к. сумма не подтвержденных документально налоговых вычетов в 2008 г. составила 31 113 193 руб.
За 2009 г. счета-фактуры представлены в объеме, превышающем налоговые вычеты, вновь заявленные в уточненных налоговых декларациях. Поэтому налоговым органом было принято решение с доначислением налога на добавленную стоимость в размере 31 113 193 руб. и пеней в размере 10 374 836 руб. В связи с рассмотрением дела в суде общество дополнительно представило в инспекцию счета-фактуры, приходные накладные, книги покупок: - книга покупок за 3 кв.2008 г., в которой всего отражено покупок на сумму 34 707 495, 48 руб., в том числе НДС - 5 294 366,61 руб. - книга покупок за 4 кв.2008 г., в которой отражены покупки на сумму без итогов, в том числе НДС - 33 382 302,40 руб. Согласно представленным документам основными поставщиками общества являются: - ООО "Респект" ИНН 7719529580/771901001 (счета-фактуры подписаны ру-ководителем и главным бухгалтером в одном лице Станчак Б.Ю.); - ООО "Промышленный консорциум" ИНН 7701585230/770101001(счета-фактуры подписаны руководителем и главным бухгалтером в одном лице Шабаниным И.Н.); - ООО "Шанта" ИНН 7719280303/771901001 (счета-фактуры подписаны руководителем и главным бухгалтером в одном лице Кытиным В.И). Данные документы представлены в копиях только в ходе рассмотрения дела судом, при этом общество не заявило о наличии уважительных причин непредставления указанных документов налоговому органу в ходе проверки либо на стадии возражений.
В соответствии со статьей 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся, в том числе, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
По смыслу норм главы 21 Кодекса обязанность подтвердить право на налоговые вычеты возложена на налогоплательщика, который должен представить по требованию налогового органа предусмотренные Кодексом документы. Несмотря на неоднократные требования налогового органа, общество не представило в ходе проверки и на стадии возражений предусмотренные Кодексом документы (счета-фактуры, договоры, акты, накладные, документы, подтверждающие принятие товаров (работ, услуг) к учету), чем лишило налоговый орган возможности провести полноценную проверку этих документов и реальности финансово-хозяйственных взаимоотношений, в том числе суммарного оборота между обществом и организациями, указанными в книге покупок. Как пояснили суду представители инспекции, несмотря на требования и выход по месту нахождения организации, общество скрывалось от проведения мероприятий налогового контроля.
При этом обществом не представлены налоговые регистры либо иные документы, позволяющие установить факт принятия к учету товаров (работ, услуг), указанных в спорных счетах-фактурах.
В соответствии с пунктом 12 статьи 89 Кодекса налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.
Однако документы, подтверждающие налоговые вычеты, общество не представило. Эти вычеты не были учтены и самим обществом при подаче первоначальных деклараций за 2008-2009 годы, о чем свидетельствует подача уточненных деклараций во время проверки, где увеличен размер вычетов.
С учетом изложенного суд исходит из того, что оценка законности решения налогового органа в судебном порядке осуществляется на основании тех обязательных для представления в силу закона документов, которые на момент вынесения налоговым органом решения были представлены налогоплательщиком для подтверждения обоснованности заявленных в декларациях сумм налоговых вычетов.
В случаях, когда в силу объективных причин налогоплательщик лишен возможности своевременно представить соответствующие документы в налоговый орган и обосновывает такое право, представляя их в суд, вопрос о законности доначисления налога должен решаться судом исходя из всех доказательств, представленных сторонами и приобщенных в материалы дела, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 1621/11
Таким образом, только в случаях наличия объективных причин, препятствовавших своевременному представлению документов налогоплательщиком (до принятия решения налоговым органом, проводившим проверку), оценка решения налогового органа судом должна осуществляться с учетом дополнительно представленных в вышестоящий налоговый орган и в суд документов, подтверждающих понесенные расходы.
Между тем, как указано выше, обществом таких причин не приведено ни при апелляционном обжаловании решения, ни при рассмотрении дела в суде.
Невозможность определения в данном случае расчетным путем сумм налоговой базы по НДС и налоговых вычетов следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.11.2010 N 6961/10, от 09.03.2011 N 14473/10.
Суд отклоняет как не подтвержденную документально ссылку заявителя на то, что указанные в решении вышестоящего налогового органа счета-фактуры были выписаны на основании поступивших авансовых платежей, отражены в журнале учета выданных счетов-фактур за период с 01.10.2008 по 31.12.2008, а после даты реализации указанные суммы были предъявлены к вычету и отражены в книге покупок.
Также суд считает неосновательным утверждение общества о том, что указанные в требовании N 5873 по состоянию на 17.04.2012 и решении от 28.04.2012 N 36079 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика суммы не соответствуют решению инспекции в части, утвержденной решением вышестоящего налогового органа, т.к. в требовании и решении имеется указание на взыскание пени по НДС в сумме 10 374 836 руб. Поскольку решение инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 31 113 193 руб. оставлено УФНС России по г. Москве без изменения, нет оснований считать, что оно отменено в части взыскания пеней в размере 10 374 836 руб. Отсутствие упоминания о пене в указанном размере свидетельствует о том, что в этой части п. 1.2. резолютивной части решения не изменен.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2012 по делу N А40-93367/12-99-510 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93367/2012
Истец: ООО "Галиаф"
Ответчик: ИФНС России N 16 по г. Москве