г. Пермь |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А50-15085/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Подпалый Ю.В., доверенность от 10.01.2012,
от ответчиков: от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю - Зотова Т.А., доверенность от 24.08.2012,
от Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Моисеева Т.А., доверенность от 09.12.2011,
от индивидуального предпринимателя Алиева Сахила Гусейн оглы - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 сентября 2012 года по делу N А50-15085/2012, вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Управлению Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Индивидуальному предпринимателю Алиеву Сахилу Гусейн оглы (ОГРНИП 304591920900097, ИНН 591900351597)
о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, об исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Пермскому краю), индивидуальному предпринимателю Алиеву Сахилу Гусейну оглы об устранении технической ошибки - снятии с государственного кадастрового учёта и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60, расположенных по адресу: Пермский край, Соликамский район, порт "Усолка".
Решением суда от 27.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы о том, что двойной учет земельного участка с кадастровым номером 59:10:0501001:0037 площадью 100130 кв.м. и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 общей площадью 97018 кв.м. является технической ошибкой. Заявитель ссылается на применение в части определения понятия технической ошибки действующего на момент постановки на ГКУ спорных земельных участков Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (ст. 21). Кроме того заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно дал оценку заявленным требованиям, как вытекающим из публичных правоотношений.
Заявитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчики ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Пермскому краю и Управление в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчики указали на то, что внесение в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 технической ошибкой не является, поскольку постановка данных объектов осуществлена правомерно в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Ответчик предприниматель Алиев С.Г.о. в суд апелляционной инстанции не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что постановка на государственный кадастровый учет спорных земельных участков осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном земельном кадастре.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок под погрузочную базу учреждения ВК-240 (порт "Усолка"), из земель поселений, общей площадью 100 130 кв.м., с кадастровым номером 59:10:05 01 001:0037, расположенный по адресу: Пермский край, Соликамский район, порт "Усолка", является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2005 серии 59 БА 042631 (л.д. 16).
12.11.2007 распоряжением N 1151-р Территориального управления принято решение о формировании из земельного участка с кадастровым номером 59:10:05 01 001:0037, общей площадью 100 130 кв.м., трех земельных участков: площадью 69 626 кв.м. (участок 1) под погрузочную базу; площадью 3 112 кв.м. (участок 2) под водную акваторию порта "Усолка"; площадью 27 392 кв.м. (участок 3) под здание цеха промпродукции (л.д. 10-11).
Согласно п. 3, 4 распоряжения земельный участок площадью 27 392 кв.м. предоставлен ООО "Центр Плюс" в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, на общество "Центр Плюс" возложена обязанность обеспечить постановку вновь образованных участков на кадастровый учет и предоставить кадастровые планы участков в Территориальное управление в срок до 01.12.2007.
21.12.2007 и 11.01.2008 на основании заявлений ООО "Центр Плюс" сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 внесены в государственный кадастр недвижимости.
14.10.2009 Территориальное управление вынесло распоряжение N 1368-р об отмене распоряжения от 12.11.2007 N 1151-р "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Центр Плюс" (л.д. 12).
05.03.2012 Территориальное управление письмом исх. N 03-16-3017 обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Пермскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60.
В письме от 04.07.2012 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Пермскому краю сообщило Территориальному управлению о невозможности снятия земельных участков с учета по заявлению собственника ввиду того, что земельные участки являются ранее учтенными.
Данные обстоятельства явились основанием обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями. В обосновании требований заявитель указал на незаконность постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 без одновременного заявления о постановке на учет третьего земельного участка, что привело к технической ошибке, выразившейся в двойном учете исходного земельного участка с кадастровым номером 59:10:05 01 001:0037 и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся указанные в данной статье сведения о земельных участках.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу (ч.2 ст.28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:100501001:60 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Территориального управления от 12.11.2007 N 1151-р.
Ошибок при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 не установлено.
Согласно ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельные участки с кадастровыми номерами 59:10:0501001:59 и 59:10:0501001:60 являются ранее учтенными.
Поскольку сведения в государственный кадастр в отношении указанных земельных участков внесены правильно, оснований для исправления технической ошибки в отношении указанных земельных участков у органа кадастрового учета не имелось.
Ссылка заявителя на необходимость применения в части определения понятия технической ошибки действующего на момент постановки на ГКУ спорных земельных участков Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 N ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесенных в основные документы государственного земельного кадастра - Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.
Как указано выше, внесенные в государственный кадастр сведения соответствовали представленный в орган кадастрового учета документам, техническую ошибку не содержали.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения в государственном кадастре также могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, имеющих статус временных, если по истечении двух лет со дня постановки на учет этого объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются.
Оснований для снятия с учета или аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках в вышеуказанном порядке не имеется, поскольку соответствующее решение органом кадастрового участка не принято, сведения государственного кадастра в отношении спорных земельных участков временного характера не имеют.
С учетом изложенного сама по себе отмена 14.10.2009 Территориальным управлением распоряжения от 12.11.2007 N 1151-р "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Центр Плюс" не влечет снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в судебном порядке.
По мнению представителя Территориального управления, заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам искового производства.
Как следует из рассматриваемого заявления и апелляционной жалобы, заявленные требования фактически направлены на оспаривание действий (бездействий), решений органа кадастрового учет.
Изложенные в заявлении обстоятельства свидетельствуют о наличии между сторонами не гражданско-правовых, а публичных правоотношений, споры из которых подлежат рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку заявитель не доказал, что решения, действия (бездействия), ответчика являются незаконными, нарушают прав и законные интересы заявителя, в удовлетворении требований судом отказано правомерно.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, которые могли бы повлечь иные выводы суда апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 27.09.2012 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 сентября 2012 года по делу N А50-15085/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15085/2012
Истец: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Ответчик: Алиев Сахил Гусейн оглы, Управление Федеральной регистрационной службы Кадастра и картографии по ПК (Соликамский отдел), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ИП Алиев Сахил Гусейн оглы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"