г. Пермь |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А60-23698/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черепановой Ю.С.
при участии:
от истца - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): не явились,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "УралТехно" (ОГРН 1056600929197, ИНН 6621011133): не явились,
от третьего лица - администрации Невьянского городского округа: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "УралТехно",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2012 года
по делу N А60-23698/2012,
принятое судьей Анисимовым Л.А.,
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
к ООО "УралТехно"
третье лицо: администрация Невьянского городского округа
о взыскании 9 537 446 руб. 00 коп.,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УралТехно" (далее - ООО "УралТехно") о признании факта причинения ущерба водным объектам река Нейва, болото Глухое и взыскании ущерба, причиненного водным объектам река Нейва, болото Глухое в размере 9 537 446 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Невьянского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2012 исковые требования удовлетворены, с ООО "УралТехно" в бюджет муниципального образования Невьянский городской округ взыскано 9 537 446 руб. ущерба.
Не согласившись с решением, ООО "УралТехно" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. ООО "УралТехно" указывает на то, что является арендатором очистных сооружений, которые на момент передачи находились в неисправном состоянии и не обеспечивали нормативно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. По мнению ООО "УралТехно", указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии противоправности в его действиях и исключают возложение обязанности по возмещению ущерба. Также ООО "УралТехно" ссылается на то, что судом необоснованно не произведен зачет суммы причиненного вреда на величину фактически понесенных им затрат на проектирование и ремонт очистных сооружений.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Невьянского городского округа отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в период с 04.04.2011 по 15.04.2011 проведена плановая выездная проверка ООО "УралТехно" по вопросам соблюдения обязательных требований и требований, установленных правовыми актами в сфере недропользования, в области использования и охраны водных объектов.
В ходе проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу установлено, что ООО "УралТехно" осуществляет пользование водными объектами: река Нейва через выпуск N 1, болото Глухое через выпуск N 2 в отсутствие документов на право пользования водными объектами, у него отсутствует утвержденный в установленном порядке проект нормативов допустимого сброса и разрешения на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в реку Нейва через выпуск N 1, болото Глухое через выпуск N 2. Также Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу установлен факт нарушения ООО "УралТехно" водного законодательства Российской Федерации, выразившегося в осуществлении сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты с превышением установленных предельно допустимых концентраций в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения, а именно:
- в реку Нейва через выпуск N 1 допустимый сброс по нитрит-ионам превышен в 11,3 раза, по азоту аммонийному в 6,0 раз, по фосфатам в 6,5 раз, по меди в 6,0 раз;
- в болото Глухое через выпуск N 1 допустимый сброс по нитрит-ионам превышен в 6,9 раза, по азоту аммонийному в 51,0 раз, по фосфатам в 14,6 раза, по нефтепродуктам в 12,4 раза.
Факты нарушений подтверждены результатами количественного химического анализа проб водных объектов, проведенного Федеральным бюджетным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических изменений по Уральскому федеральному округу".
Для расчета вреда, причиненного водным объектам - река Нейва, болото Глухое, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу письмом от 13.07.2011 N 06-03/4369 истребовал от ООО "УралТехно" необходимые документы.
На основании представленных документов в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика) Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу произведен расчет ущерба, причиненного указанным водным объектам вследствие нарушения ООО "УралТехно" водного законодательства Российской Федерации.
Размер исчисленного ущерба составил 9 537 446 руб.
Предложение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о добровольной оплате вреда, причиненного водным объектам, в 30-дневный срок с момента его получения оставлено ООО "УралТехно" без ответа.
Поскольку ущерб не был возмещен в добровольном порядке, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подп. 1, 3 п. 6 ст. 60 названного Кодекса).
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, определяется Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87.
Пунктом 5 Методики установлено, что исчисление размера вреда осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
В случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с п. 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (п. 14 Методики).
Факт причинения ООО "УралТехно" ущерба водным объектам - река Нейва, болото Глухое сбросом сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, результатами количественного химического анализа проб водных объектов, проведенного Федеральным бюджетным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических изменений по Уральскому федеральному округу" (т. 1 л.д. 45-48).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО "УралТехно" ссылалось на то, что является арендатором очистных сооружений, которые на момент передачи находились в неисправном состоянии и не обеспечивали нормативно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, администрация Невьянского городского округа как собственник очистных сооружений финансирование реконструкции очистных сооружений не производила.
В силу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Таким образом, по общему правилу вред, причиненный окружающей среде, в полном объеме возмещается лицом, его причинившим.
Из материалов дела следует, что ООО "УралТехно" является арендатором муниципального имущества Невьянского городского округа, в том числе очистных сооружений на основании договоров аренды от 26.01.2009 N 2/аи-09, 29.03.2009 N 26/аи-09. Состояние переданного имущества было ему известно, на что прямо указано в апелляционной жалобе, а потому ООО "УралТехно" несет ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при его эксплуатации.
Кроме того, по условиям указанных договоров аренды обязанность содержать арендуемое имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, выделять для этих целей необходимые ассигнования возложена на арендатора.
Отсутствие финансирования на реконструкцию очистных сооружений со стороны собственника имущества по смыслу Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не является объективным препятствием к исполнению требований природоохранного законодательства и не отнесено к обстоятельствам, освобождающим лицо от ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи или уничтожения.
Таким образом, ответственность за причинение вреда водным объектам река Нейва, болото Глухое правомерно возложена на ООО "УралТехно" как лицо, осуществляющее пользование водными объектами: река Нейва через выпуск N 1, болото Глухое через выпуск N 2 и эксплуатирующее очистные сооружения города Невьянска и п. Цементный.
Также ООО "УралТехно" просило зачесть в счет возмещения причиненного вреда понесенные им расходы на выполнение работ по предупреждению сверхнормативного сброса вредных веществ в сумме 347 165 руб. 29 коп.
Суд первой инстанции, исследовав представленные ответчиком в материалы дела доказательства, в том числе договоры от 10.11.2010 N М-307 на выполнение действий, связанных с производством проектных работ, от 10.11.2010 N 311 на инжиниринговые услуги при строительстве (реконструкции/модернизации) объектов, акт о приемке выполненных работ за июль 2011 года, локальный сметный расчет, платежные поручения, не установил оснований для зачета в счет суммы ущерба суммы понесенных ответчиком затрат на выполнение указанных мероприятий.
В рассматриваемом случае потери экологического характера, связанные с загрязнением водных объектов, выражаются в сверхнормативном поступлении загрязняющих веществ - нитрит-ионов, азота аммонийного, фосфатов, меди и нефтепродуктов, следовательно, учитывая п. 6 Методики, мероприятия, производимые ответчиком, должны быть направлены на предупреждение сверхнормативного поступления в водный объект именно данных загрязняющих веществ.
Осуществленные ООО "УралТехно" мероприятия целям, установленным п. 14 Методики, не соответствуют, поскольку не свидетельствуют об осуществлении им мероприятий по снижению концентрации нитрит-ионов, азота аммонийного, фосфатов, меди и нефтепродуктов в водных объектах - река Нейва и болото Глухое.
Доказательств фактических затрат на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных (загрязняющих) веществ - нитрит-ионов, азота аммонийного, фосфатов, меди и нефтепродуктов по выпускам N 1, 2, а также доказательств подтверждения обоснованности данных расходов органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, ООО "УралТехно" не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая наличие в материалах дела доказательств причинения ООО "УралТехно" ущерба водным объектам (река Нейва и болото Глухое), суд первой инстанции, установив правильность расчета причиненного ответчиком ущерба, правомерно удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2012 года по делу N А60-23698/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УралТехно" (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23698/2012
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Уральскому Федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ООО "УралТехно"
Третье лицо: Администрация Невьянского городского округа