г. Вологда |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А05-8229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии предпринимателя Воробьева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Воробьева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2012 года по делу N А05-8229/2012 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
предприниматель Воробьев Александр Анатольевич (ОГРНИП 304292030200038) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство), территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежскому лесничеству (далее - Онежское лесничество, лесничество) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе для выставления на аукцион двух делянок с лесными насаждениями: делянки в квартале 48 сельского участкового лесничества объемом 1000 куб. м по наряду администрации Архангельской области по программе "Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009-2011 годы"; делянки в квартале 48 сельского участкового лесничества объемом 9000 куб. м древесины для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и доказанность обстоятельств, указанных им в качестве оснований для заявления вышеуказанных требований.
От Министерства, Онежского лесничества и администрации отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Министерство, лесничество и администрация, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения предпринимателя, исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Онежское лесничестве с заявкой от 23.04.2010 N 58 (вх. N 143 от 23.04.2010) (т.2, л. 34) об отведении для продажи с аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения делянки в кв. 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза имени В.И. Ленина), выд. 5, 14, общей площадью 70 га.
Кроме того, предприниматель подал в Онежское лесничество заявку от 05.05.2010 N 70 (вх. N 177 от 05.05.2010) (т. 2, л. 35) с просьбой выставить на аукцион делянку N 1 в кв. 48 выд. 8, 14 Онежского сельского участкового лесничества (леса колхоза имени В.И. Ленина) площадью 4,4 га.
Как указал предприниматель, 06.05.2010 им был получен устный ответ Онежского лесничества о том, что данный участок выставляться на аукцион не будет, а также сведения о том, что аукцион по его заявкам не проводился, а заявка от 23.04.2010 N 58 была согласована с администрацией.
Не согласившись с таким отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных актов или действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в статье 198 АПК РФ: они должны не соответствовать закону и иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создавать препятствия в осуществлении этой деятельности.
Порядок рассмотрения заявок предпринимателя регулировался действовавшими на дату их подачи Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 406 (далее - Правила N 406).
В соответствии с пунктом 9 названных Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заинтересованные в заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, обращаются в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, с заявлением о заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, в котором указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; в) цели использования, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).
По результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 9 настоящих Правил, органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, выносится решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней с даты получения его заявления, либо заявление возвращается заявителю на следующих основаниях: а) отсутствие в указанных заявителем лесничествах (лесопарках) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; б) наличие установленных в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений использования лесов; в) несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка) (пункт 10 Правил N 406).
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений", утвержденным распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 16.01.2009 N 13, государственная услуга по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений предоставляется Департаментом лесного комплекса Архангельской области через его территориальные органы - лесничества.
Следовательно, Онежское лесничество обязано было проинформировать предпринимателя о принятых решениях либо возвратить его заявления в срок не позднее 11.05.2010 (с учетом выходных и праздничных дней - 8, 9, 10 мая) по заявке от 23.04.2010 и не позднее 20.05.2010 - по заявке от 05.05.2010.
Из протокола заседания комиссии по служебной проверке в отношении руководителя территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области - Онежского лесничества Шишляева Владимира Витальевича от 14.07.2010 (далее - протокол по служебной проверке от 14.07. 2010) следует, что:
- на заявку от 23 апреля 2010 года в адрес Онежского лесничества с просьбой выставить для продажи с аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения делянки в квартале 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза им. Ленина) со стороны Онежского лесхоза дан ответ (письмо от 06.05.2010 N 109) с отказом в проведении аукциона в виду того факта, что запрашиваемые кварталы зарезервированы для нужд муниципальных образований;
- на заявку от 05 мая 2010 года в адрес Онежского лесничества с просьбой выставить на аукцион делянку N 1 в квартале 48 выд. 8, 14 Онежского сельского участкового лесничества (леса колхоза им. В.И. Ленина) площадь 4,4 га ответ со стороны Онежского лесничества не представлен, но в предыдущем ответе лесничества (письмо от 06.05.2010 N 109) по вопросу организации аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения делянки в квартале 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза им. Ленина) со стороны Онежского лесхоза уже был дан Заявителю аргументированный отказ.
Копия письма от 06.05.2010 N 109 представлена в материалы дела, однако доказательства направления (вручения) предпринимателю указанного письма отсутствуют.
Вопрос о правомерности ненаправления предпринимателю ответов на заявления от 23.04.2010 и от 05.05.2010 был предметом рассмотрения Арбитражного суда Архангельской области.
Решением указанного суда от 25.06.2012 по делу N А05-2493/2012 установлена законность действий лесничества по ненаправлению предпринимателю ответов в связи с отсутствием возможности исполнить в установленный срок обязанность по информированию Воробьева А.А. о принятых решениях.
В частности, данным решением установлено, что заявки предпринимателя не соответствовали требованиям подпункта "а" пункта 9 Правил N 406, так как в них не были указаны имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем. При этом у Онежского лесничества отсутствовала обязанность по розыску адреса предпринимателя в иных документах.
Указанные обстоятельства в силу статьи 65 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, предпринимателем не был соблюден порядок подачи заявлений, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
По существу указанных в заявках требований предпринимателя судом установлено следующее.
По заявке от 23.04.2010 N 58 предпринимателем в адрес главы муниципального образования г. Онеги и Онежского района подано ходатайство от 06.05.2010 N 72 с просьбой выставить на аукцион делянку общей площадью 70 га, объемом 12 000 кв.м в кв.48.
Письмом от 17.06.2010 N 1405 администрация сообщила Онежскому лесничеству о согласовании выставления на лесной аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю лесного участка, расположенного в квартале 48 Онежского сельского участкового лесничества с объемом пользования 9000 куб. м для участника программы "Осуществление заготовки древесины для достижения государственной политики в сфере содействия занятости населения Архангельской области Воробьева А.А.".
Вместе с тем из протокола по служебной проверке от 14.07.2010 следует, что проверяющие пришли к выводу о правомерности отказа со стороны лесничества в проведении аукциона по заявке предпринимателя от 23.04.2010 по причине того, что запрашиваемые кварталы зарезервированы для нужд муниципальных образований.
В названном протоколе, в частности, указано, что письмо администрации от 17.06.2010 N 1405 само по себе не может служить правовым основанием для проведения запрашиваемого предпринимателем аукциона, поскольку для проведения аукциона (исключительный случай по осуществлению заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения) необходимо вносить изменение в распоряжение Агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области от 09 февраля 2010 года N 32 в части исключения квартала 48 Онежского сельского участкового лесничества из зоны, зарезервированной для нужд муниципальных образований (исключительный случай по удовлетворению собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий в древесине для отопления, возведения строений и их ремонта).
Из содержания заявки от 05.05.2010 N 70 следует, что предприниматель просит Онежское лесничество выставить на аукцион делянку N 1 в кв. 48 выд. 8, 14 Онежского сельского участкового лесничества (леса колхоза имени В.И. Ленина) площадью 4,4 га, при этом в данной заявке не указано, для каких целей предприниматель намерен был заготавливать древесину.
Предприниматель в заявлении, поданном в суд первой инстанции, и в апелляционной жалобе указывает, что делянка в квартале 48 сельского участкового лесничества объемом 1000 куб. м подлежит выставлению на аукцион по наряду администрации Архангельской области по программе "Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009-2011 годы".
Однако указанный наряд в материалах дела отсутствует, факт его существования ничем не подтвержден, предпринимателем не представлено доказательств того, что лесничество намеренно скрыло данный документ от суда.
Постановлением администрации Архангельской области от 17.03.2009 N 72-па/10 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009-1011 годы". На уровне муниципального образования "Онежский муниципальный район" постановлением главы муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 04 мая 2009 года N 347 утверждена долгосрочная целевая программа "Активизация индивидуального жилищного строительства на территории Онежского муниципального района на 2009-2011 годы".
Граждане, признанные участниками названной программы, могли реализовать свое право путем заключения договора купли-продажи лесных насаждений по льготной ставке за единицу объема древесины, либо путем заключения договора на производство пиломатериалов с использованием имеющегося на предприятии сырья с лесопильно-деревообрабатывающим предприятием (частным предпринимателем, занимающимся лесозаготовкой и производством пиломатериалов согласно соответствующей лицензии).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предприниматель является заказчиком, исполнителем или участником указанной программы.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины только на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В силу пункта 8 Правил N 406 исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" определено, что к исключительным случаям осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд относятся:
1) удовлетворение собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий в древесине для отопления, возведения строений и их ремонта;
2) реализация мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области;
3) осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения при одновременном соблюдении следующих условий:
- заготовка древесины осуществляется для переработки древесины на территории Архангельской области;
- у юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего (планирующего осуществлять) переработку заготовленной в соответствии с настоящим пунктом древесины, отсутствует задолженность перед работниками.
Таким образом, как правомерно установил суд первой инстанции, в целях организации проведения аукционов для заготовки древесины в исключительных случаях заявителями (но не участниками в аукционах) могут являться только государственные или муниципальные заказчики, в том числе:
- государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные предприятия;
- государственные заказчики или исполнители долгосрочных целевых или ведомственных целевых программ Архангельской области.
Проведение аукционов осуществляется на основании заявок указанных государственных или муниципальных заказчиков. Данные аукционы являются отрытыми и в них принимают участие все заинтересованные коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, которые являются исполнителями государственных и муниципальных заказов (участниками аукционов). Для этого им необходимо подавать заявку на участие в уже назначенном аукционе.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Воробьев А.А. является государственным или муниципальным заказчиком или исполнителем долгосрочных целевых или ведомственных целевых программ Архангельской области, следовательно, его заявки не могут рассматриваться как заявления на организацию проведения аукциона по исключительным случаям для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд.
Пунктом 10 Правил N 406 предусмотрено, что отказ в проведении процедуры подготовки к проведению аукциона и возврат документов заявителю осуществляется при наличии следующих оснований:
а) отсутствие в указанных заявителем лесничествах (лесопарках) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;
б) наличие установленных в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений использования лесов;
в) несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 09.02.2010 N 32 "О лесном фонде местного потребления" по Онежскому лесничеству запрашиваемый предпринимателем 48 квартал Онежского сельского участкового лесничества (участок к-за им. Ленина) был отнесен в перечень кварталов, входящих в зону местного потребления. Зона местного потребления подразумевает использование древесины для собственных потребностей граждан в древесине или для удовлетворения собственных потребностей муниципальных учреждений и предприятий в древесине. Другие случаи использование древесины исключаются.
Закрепление названного квартала Онежского лесничества в перечне лесных кварталов, предназначенных для удовлетворения нужд муниципальных образований, предусмотрено также Лесным планом Архангельской области, утвержденным Указом губернатора Архангельской области от 20.12.2011 N 175-у.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что при отсутствии в указанных предпринимателем лесничествах лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных предпринимателем объемов древесины с требуемыми качественными показателями, Онежское лесничество вправе было отказать в удовлетворении заявок предпринимателя Воробьева А.А.
Подателем апелляционной жалобы не представлены какие-либо конкретные доказательства, опровергающие указанные выводы суда первой инстанции.
Следовательно, предпринимателем не доказан факт несоответствия оспариваемых действий требованиям действующего законодательства и нарушения этими действиями прав и законных интересов предпринимателя.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного Архангельской области от 20 сентября 2012 года по делу N А05-8229/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Воробьева Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8229/2012
Истец: ИП Воробьев Александр Анатольевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество
Третье лицо: администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район"