г. Ессентуки |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А20-2450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю. Б.,
судей: Сулейманова З. М., Фриева А. Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Белореченское"
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012
по делу N А20-2450/2012 (судья Шокумов Ю. Ж.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, 107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1)
местной администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711037382, 1020700751169, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова, 70),
муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Белоречен-ское" (ИНН 0711039005, 1020700754910, 360903, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Хасанья, ул. Аттоева, 13),
открытому акционерному обществу "Племенной совхоз "Кенже" (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417, 360017, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, ул. Колхозная, 15),
третье лицо - Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству (ИНН 0721019784, ОГРН 1070721000096, 360017, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Балкарская, 102),
о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике по постановке на учет земельных участков лесного фонда,
с участием в заседании
от муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Белореченское" - конкурсного управляющего Базиева Р. М.,
от Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству - представителя Теленкопачева А. В. на основании доверенности N 4 от 11.03.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике - представитель Кудаева Л. А. на основании доверенности N 03 от 14.01.2011,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике (далее - кадастровая палата) по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда как земель населенных пунктов и обязании устранить допущенные нарушения.
Заявление со ссылками на статьи 1, 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации мотивировано тем, что действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда с присвоением категории земель "земли населенных пунктов" совершены с нарушением установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую. Указанные действия нарушают права и законные интересы Российской Федерации, так как препятствуют территориальному управлению осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные участки.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены местная администрация городского округа Нальчик (далее - администрация), муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Белореченское" (далее - МУСХП "Белореченское") и открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже" (далее - ОАО "ПК "Кенже"). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству (далее - комитет).
Решением суда от 09.10.2012 действия кадастровой палаты, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков с указанием категории земель "земли населенных пунктов", признаны незаконными; на кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, указав в отношении спорных земельных участков категорию земель "земли лесного фонда". Суд установил, что спорные участки до постановки их на кадастровый учет относились к лесному фонду и находились в федеральной собственности; доказательства перевода в установленном законом порядке спорных земель в категорию "земли населенных пунктов" в материалы дела не представлены. На этом основании суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий кадастровой палаты.
МУСХП "Белореченское" обжаловало указанный судебный акт в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению МУСХП "Белореченское", спорные земельные участки находятся в его владении и не были фактически переданы комитету, МУСХП "Белореченское" не извещалось надлежащим образом о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, судом не исследован вопрос о нахождении на спорных земельных участках недвижимого имущества МУСХП "Белореченское", не приняты во внимание нормы пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей кадастровой палаты, администрации и ОАО "ПК "Кенже", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 20.11.2012 информации о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru).
В судебном заседании 04.12.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.12.2012. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании конкурсный управляющий МУСХП "Белореченское", ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявления - отказать. Представители теруправления и комитета просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав в судебном заседании конкурсного управляющего, представителей теруправления и комитета, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда теруправление обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра по КБР) с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на следующие земельные участки лесного фонда:
N |
Местоположение |
Кадастровый номер |
Площадь (кв. м) |
1 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 20, ч.2 |
07:09:0108025:20 |
11290 |
2 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 3, выдел 8 |
07:09:0107011:40 |
139251 |
3 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 6 |
07:09:0108012:12 |
30003 |
4 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 7 |
07:09:0108012:13 |
9000 |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 9 |
07:09:0108012:15 |
240000 |
6 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 4, ч.1 |
07:09:0108005:52 |
13104 |
7 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 4, ч.2 |
07:09:0108009:16 |
49709 |
8 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 4, ч.3 |
07:09:0108016:18 |
77186 |
9 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 20, ч.1 |
07:09:0108025:19 |
1698717 |
10 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 3, выдел 1 |
07:09:0107011:42 |
11000 |
11 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 39 |
07:09:0108025:23 |
9303 |
12 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 3 |
07:09:0108005:51 |
3001 |
13 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 5 |
07:09:0108012:11 |
97000 |
14 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 17 |
07:09:0108021:17 |
7000 |
15 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 26 |
07:09:0108026:15 |
230005 |
16 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 35 |
07:09:0108025:21 |
4710 |
17 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 38 |
07:09:0108025:22 |
140001 |
18 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 18, ч.2 |
07:09:0108025:18 |
39683 |
19 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 18, ч.3 |
07:09:0108026:14 |
3436 |
20 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 3, выдел 5 |
07:09:0107011:39 |
38003 |
21 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 3, выдел 10 |
07:09:0107011:41 |
20001 |
22 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", ФГУП Госплемсовхоз "Кенже", квартал 2, выдел 5 |
07:09:0105009:24 |
9000 |
23 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", ФГУП Госплемсовхоз "Кенже", квартал 2, выдел 4 |
07:09:0105009:23 |
10000 |
24 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", ФГУП Госплемсовхоз "Кенже", квартал 1, выдел 5 |
07:09:0105001:17 |
120001 |
25 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, "Нальчикское лесничество", ФГУП Госплемсовхоз "Кенже", квартал 2, выдел 10 |
07:09:0105009:25 |
2000 |
26 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 8, ч. 1 |
07:09:0108012:14 |
25577 |
27 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 31, ч. 1 |
07:09:0108025:17 |
11614 |
28 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 5, ч. 2 |
07:09:0103041:171 |
35618 |
29 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Нальчикское", квартал 4, выдел 5, ч. 1 |
07:09:0103041:170 |
38942 |
30 |
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ГУ "Нальчикское лесничество", МУСХП "Белореченское", квартал 4, выдел 5, ч. 3 |
07:09:0103041:172 |
25450 |
Сообщениями N : 07-07-01/047/2011-435, 07-07-01/047/2011-436, 07-07-01/047/2011-437, 07-07-01/047/2011-438, 07-07-01/047/2011-439, 07-07-01/047/2011-440, 07-07-01/047/2011-441, 07-07-01/047/2011-442, 07-07-01/047/2011-443, 07-07-01/047/2011-444, 07-07-01/047/2011-445, 07-07-01/047/2011-446, 07-07-01/047/2011-447, 07-07-01/047/2011-448, 07-07-01/047/2011-449, 07-07-01/049/2011-356, 07-07-01/049/2011-357, 07-07-01/049/2011-358, 07-07-01/049/2011-359, 07-07-01/049/2011-360, 07-07-01/049/2011-361, 07-07-01/049/2011-362, 07-07-01/049/2011-363, 07-07-01/049/2011-364, 07-07-01/049/2011-365, 07-07-01/049/2011-366, 07-07-01/049/2011-367, 07-07-01/049/2011-368, 07-07-01/049/2011-369, 07-07-01/049/2011-370 от 08.11.2011 Управление Росреестра по КБР отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в том числе, в связи с тем, что указанные земельные участки согласно данным кадастрового учета отнесены не к землям лесного фонда, а к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "под лесом" (т. 1, л. д. 38 - 152; т. 2, л. д. 1 - 66).
Полагая, что действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков с указанием категории земель "земли населенных пунктов" являются незаконными и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, теруправление обратилось в суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего до 01.07.2006) установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда.
Пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относит к землям лесного фонда лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что 13.08.2007 местной администрацией городского округа Нальчик принято постановление N 1099 "О передаче лесных участков в пределах земель лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций г. Нальчика, Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству", согласно которому комитету переданы покрытые лесом земли городского округа Нальчик, ранее закрепленные за МУСХП "Нальчикское" и МУСХП "Белореченское", общей площадью 323 га.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту организации и ведения лесного хозяйства по Нальчикскому межрайонному сельскому лесхозу Государственного учреждения "Кабардино-Балкарское управление сельскими лесами", подготовленному Федеральным государственным унитарным предприятием "Воронежлеспроект" в 2006 году, спорные земельные участки заняты лесами и относятся к лесному фонду.
Из приобщенных к материалам дела межевых планов от 25.10.2009 (приложения N 1 - 3) и выписок из государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков (согласно которым указанные участки поставлены на кадастровый учет в ноября 2010 года) следует, что названные земельные участки относятся к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под лесом". Однако из представленных в материалы дела выписок из реестра федеральной собственности следует, что спорные участки отнесены к собственности Российской Федерации (т. 1, л. д. 38 - 152; т. 2, л. д. 1 - 66).
Принимая во внимание указанные нормы права, приведенные обстоятельства, а также то, что заинтересованными лицами не представлены доказательства перевода в установленном законом порядке спорных земель в категорию "земли населенных пунктов", суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об обоснованности требований теруправления.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что поводом для обращения в суд с указанным выше заявлением послужил отказ Управления Росреестра по КБР в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные участки, мотивированный помимо прочего тем, что указанные земельные участки согласно данным кадастрового учета отнесены к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "под лесом", а не к землям лесного фонда.
Полагая указанный отказ незаконным, теруправление обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском о признании права собственности на спорные земельные участки и признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки. Делу присвоен N А20-478/2012.
Кроме того, теруправление обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет упомянутых земельных участков лесного фонда как земель населенных пунктов и обязании устранить допущенные нарушения, рассматриваемом в рамках настоящего дела (N А20-2450/2012).
Определением арбитражного суда от 02.07.2012 производство по делу N А20-478/2012 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (N А20-2450/2012).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что конечной целью, которую преследует теруправление, является признание за Российской Федерацией права собственности на спорные участки.
Вместе с тем оспаривая действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет упомянутых земельных участков лесного фонда как земель населенных пунктов и требуя возложить на кадастровую палату обязанность устранить допущенные нарушения, теуправление не может достигнуть цели восстановления нарушенных прав и удовлетворения законных интересов.
Внесение в государственный кадастр недвижимости в отношении спорных участков сведений о категории земель - "земли населенных пунктов" вместо "земли лесного фонда" с учетом норм действующего земельного и лесного законодательства повлекло изменение правообладателя указанных земельных участков.
В частности, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Напротив, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, разрешая заявленные в рамках настоящего дела требования теруправления, суд по существу разрешит спор о праве на упомянутые земельные участки.
Однако в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может разрешаться спор о праве. Указанный вывод следует из системного толкования положений действующего законодательства, а также разъяснений, изложенных в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
О возникновении между участвующими в деле лицами спора о праве на спорные земельные участки свидетельствуют также и доводы, изложенные в апелляционной жалобе МУСХП "Белореченское", которое указывает, что спорные земельные участки находятся в его владении и не были фактически переданы комитету, судом первой инстанции не исследован вопрос о нахождении на спорных земельных участках недвижимого имущества МУСХП "Белореченское", не приняты во внимание нормы пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, возникший между сторонами гражданско-правовой спор является спором о праве, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодательством способов защиты. Заявляя суду требования о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков лесного фонда как земель населенных пунктов и обязании кадастровой палаты устранить допущенные нарушения, теруправление избрало ненадлежащий способ защиты гражданских прав. По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации избрание неверного способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционную жалобу МУСХП "Белореченское" надлежит удовлетворить, решение суда от 09.10.2012 - отменить, в удовлетворении заявления теруправления - отказать.
Судебные расходы в виде госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе в силу статьи 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на теруправление, но взысканию не подлежат, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины, а МУСХП "Белореченское" при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 по делу N А20-2450/2012 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266) в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
З. М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2450/2012
Истец: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос. регистрации кадастра и картографии по КБР"
Третье лицо: Администрация г. о. Нальчик, Администрация городского округа Нальчик, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству, Государственный комитет КБР по лесному хозяйству, Конкурсному управляющему Бозиеву Р. М., Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Белореченское", МУСХП "Белореченское", ОАО ПС "Кенже", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"