г.Москва |
|
19 декабря 2012 г. |
А40-96847/12-93-958 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: |
Пронниковой Е.В., Свиридова В.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2012 по делу N А40-96847/12-93-958 судьи Григорьевой И.Ю.
по заявлению ООО "Домис-Л" (ОГРН 1037704042298, 123298, г.Москва, ул. Маршала Бирюзова, дом1, стр. 1А)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Скопова Е.А. по дов. от 09.10.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2012, принятым по данному делу, признано незаконным и отменено постановление ТУ Росфиннадзора в городе Москве от 22.06.2012 N 452-12/2855-М о привлечении ООО "Домис-Л" к административной ответственности на основании ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе ТУ Росфиннадзора в г.Москве просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что в действиях Общества наличествуют событие и состав вмененного административного правонарушения. Указывает, что на момент составления протокола об административном правонарушении приказ ФТС России от 05.02.2009 N 125 утратил силу. Считает, что сотрудники таможенного органа были вправе составить протокол об административном правонарушении по факту выявленного нарушения валютного законодательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что административным органом был нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ТУ Росфиннадзора в г.Москве.
В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ, с учетом мнения заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда первой инстанции, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, заявителем заключен контракт от 27.05.2011 N 042-2010 с компанией-нерезидентом "Woodbridge International Ltd" (Гибралтар) на поставку товаров, на основании которого в уполномоченном банке ОАО КБ "СДМ-БАНК" оформлен паспорт сделки N 10060037/1637/0000/1/0. Общая сумма контракта составляет 3 000 000 евро.
В рамках исполнения обязательств по контракту заявителем были экспортированы товары по ДТ N 10408100/050911/0006944 выпуск товаров осуществлен 05.09.2011.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", действовавшим на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно пункту 2.4 названного Положения резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
10.10.2011 заявитель представил в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, в то время как требуемые документы должны были быть представлены в срок не позднее 20.09.2011.
06.06.2012 государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Московской таможни в присутствии представителя Общества по доверенности Хворостяной Л.И. составлен протокол об административном правонарушении 10129000-752/2012, в котором зафиксирован факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении резидентом установленного срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10 дней, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ.
22.06.2012 ТУ Росфиннадзора в г.Москве вынесено постановление N 452-12/2855-М о признании ООО "Домис-Л" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, и назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно указал на то, что ответчиком нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицом.
Согласно ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Из приведенной нормы следует, что таможенные органы выступают агентами валютного контроля только в случаях осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций перед и во время прохождения таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
При этом указанным Положением не предусмотрено право таможенных органов осуществлять функции агентов валютного контроля в отношении операций с товарами, перемещенными через таможенную границу.
Таким образом, полномочия таможенных органов по контролю за дальнейшими действиями резидентов и нерезидентов в области валютных операций законодательно не определены.
В настоящем случае протокол об административном правонарушении составлен Московской таможней 06.06.2012, в то время как таможенная декларация N 10408100/050911/00069444 принята и выпуск товара осуществлен 05.09.2011.
Следовательно, Московская таможня не имела права в данном случае составлять в отношении Общества протокол об административном правонарушении за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, относящимся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с указанной даты.
На основании изложенного протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ составлен лицом, которое не было уполномочено составлять такой протокол, в связи с чем в силу ст.26.2 КоАП РФ названный протокол не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 901/11, принятому по делу N А40-58381/10-17-333.
Апелляционным судом не принят как необоснованный довод ответчика о том, что полномочия таможенных органов по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.25 КоАП РФ, определены приказом Федеральной таможенной службы N 615 от 02.04.2012.
Пунктом 2 части 1 названного приказа начальникам региональных таможенных управлений и таможен (за исключением оперативных) приказано обеспечить завершение проверок в сроки, позволяющие органу валютного контроля рассмотреть дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, или в сроки, установленные поручениями вышестоящих таможенных органов на проверку.
При этом вопрос о возможности возбуждения дела об административном правонарушении таможенными органами по ст.15.25 КоАП РФ в связи с выявленными нарушениями после выпуска товаров данным приказом не урегулирован.
Следует также отметить, что означенный приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В настоящем случае, основываясь на вышеизложенном, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с оценкой доказательств и толкованием ответчиком норм права, отличными от суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ч.5N ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2012 по делу N А40-96847/12-93-958 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96847/2012
Истец: ООО "Домис-Л"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3284/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3284/13
14.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3284/13
19.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35514/12
04.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96847/12