город Омск |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А46-27902/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10150/2012) открытого акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2012 по делу N А46-27902/2012 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ" (ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956)
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска
о признании недействительным решения от 03.07.2012 N 16,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ" - Шелкунов А.Д. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 280-Д от 29.11.2012 сроком действия); Рискаленко А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 268-Д от 28.12.2011 сроком действия по 31.12.2012);
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска - Кочетова Т.В. (удостоверение, по доверенности N 016742 от 03.09.2012 сроком действия по 31.12.2012),
установил:
Открытое акционерное общество "Газпромнефть - Омский НПЗ" (далее по тексту - ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.07.2012 N 16.
Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" требований в полном объеме, исходя из отсутствия правовых оснований, предусмотренных статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявления общества.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" указывает, что выводы арбитражного суда основываются на позиции Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального страхования Российской Федерации, изложенной в письме N 784-19 от 15.03.2011, который истолковал изменения в действующем законодательстве в свою пользу, указав, что в связи с внесенными поправками в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются теперь и спорные выплаты.
Как считает податель апелляционной жалобы, данное письмо содержит лишь мнение данного министерства, на что указано и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2011 N ВАС-10887/11. При этом податель апелляционной жалобы обращает внимание, что спорные выплаты выступают формой государственной поддержки и не связаны с собственно выполнением работником трудовой функции, а потому данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами по Закону N 212-ФЗ.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт N 29 от 29.05.2012 и вынесено решение N 16 от 03.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.10.2012 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из содержания оспариваемого решения ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска, основанием для его вынесения послужили выводы заинтересованного лица о занижении ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" за 2011 год облагаемой базы для начисления страховых взносов в отношении выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами, и в отношении выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять), представлять в установленном порядке по месту учета в орган контроля за уплатой страховых взносов расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования в форме РСВ-1.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
С 01.01.2011 в статью 7 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В связи с внесением в указанных изменений в Закон N 212-ФЗ Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития в письме N 784-19 от 15.03.2011 изложил свою позицию по применению статьи 7 Закона N 212-ФЗ, согласно которой с 01.01.2011 облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации и работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в соответствии со статьёй 186 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поименованные выше выплаты работодатель производит в силу закона, в частности Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов". Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику выплачивается заработная плата.
Как заключает Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития, данные компенсационные выплаты не поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 данного Закона подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Приведенная позиция Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития и послужила основанием для вывода арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" требований, что не может быть признано обоснованным в силу следующего.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
К числу таковых средний заработок, сохраняемый за работником за дни по уходу за детьми-инвалидами, предоставляемые в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации, и дни сдачи крови и отдыха (статья 186 Трудового кодекса Российской Федерации), не отнесён.
Как уже отмечалось выше, понятие объекта обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, содержится в части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Таким объектом для ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ", как плательщика страховых взносов, указанного в подпункте "а" пункта первого части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), признаются, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В свою очередь, в соответствии со статьёй 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, как обоснованно указывает податель апелляционной жалобы, при сравнении понятий "трудовой договор" и "трудовые отношения" становится очевидным, что это равные по объёму понятия и изменение части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ посредством замены в ней словосочетания "по трудовым договорам_" на словосочетание "в рамках трудовых отношений_" не меняет содержательную часть нормы, заключённой в части 1 статьи 7 указанного Закона.
Более того, трудовые отношения являются отношениями по выполнению работником трудовой функции. Очевидно, что выплаты донорам и выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, следовательно, находятся вне собственно трудовых отношений.
Сохранение за работником среднего заработка за указанные дни - обязанность страхователя, предусмотренная трудовым законодательством Российской Федерации, но только лишь это обстоятельство не означает, что отношения, возникающие при исполнении этой обязанности заявителем, трудовые, несмотря на то, что работник, не состоя в трудовых отношениях, не сохранит за собой (по определению) средний заработок.
Тем не менее, право работника на получение среднего заработка не даёт оснований для отождествления его с заработной платой работника, следовательно, отсутствуют основания и для вывода о том, что его выплата связана с обеспечением страхователем условий труда застрахованного лица.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией подателя апелляционной жалобы относительного того, что анализируемые выплаты, произведённые ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ" в пользу работников - застрахованных лиц в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, сдачей крови и восстановления после этого, не подлежат включению на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ в облагаемую страховыми взносами базу, а потому основания для вынесения у ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска в отношении общества оспариваемого решения отсутствовали.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное истолкование норм материального права) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления общества в суде первой инстанции и апелляционной жалобы ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ" в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ГУ - Управление ПФ РФ в САО г. Омска.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2012 по делу N А46-27902/2012 отменить, принять новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ" удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска N 16 от 03.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска в пользу открытого акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ" 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-27902/2012
Истец: ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда в Советском административном округе г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9201/13
04.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9201/13
26.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1237/13
18.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10150/12
19.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10150/12
09.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9889/12
10.10.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-27902/12