г. Самара |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А55-20563/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Топаз" - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Железнова О.В., по доверенности от 21.11.2012 года,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 года по делу N А55-20563/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топаз", г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области,
о признании недействительным Заключения N СП-6/4902-0-1 от 16.02.2012 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топаз" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, в котором просит: признать недействительным Заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/4902-0-1 от 16.02.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Металлургов - улица Пугачевская, площадью 18 кв.м, для использования под временный приостановочный киоск "Хлеб".
Решением суда первой инстанции от 26 октября 2012 года заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал недействительным Заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/4902-0-1 от 16.02.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания заключения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Металлургов - улица Пугачевская, площадью 18 кв.м, для использования под временный приостановочный киоск "Хлеб" ООО "Топаз".
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах госу-дарственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы заявителя, по-скольку препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашивае-мом земельном участке.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Топаз" отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции необоснованно и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Указывает, что департаментом 16.02.2012 г. N СП-6/4902-1 дано заключение о невозможности утверждения схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с тем, что возможность размещения объектов будет определена после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу о том, что основания по которым заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Механизм предоставления земельных участков на территории городского округа Самара четко регламентирован действующим законодательством.
Податель жалобы указывает, что заявленный вид использования - для использования под временный приостановочный киоск "Хлеб" предполагает размещение на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта.
Вместе с тем целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Отмечает, что заявителем не представлены доказательства того, что до принятия указанного заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, ему был выделен в установленном порядке земельный участок для использования под временный приостановочный киоск "Хлеб".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 13.12.2012 г.).
Заявитель ссылается на то, что в документы, прилагаемые к заявлению была приложена копия Договора аренды земельного участка N 026410з от 30.03.2006 г., копии Распоряжений администрации Кировского района городского округа Самары N 500 от 24.04.2006 года и N 1516 от 11.11.2005 года.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Топаз" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с за-явлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу:
Самарская область, Самара, Кировский район, проспект Металлургов - улица Пу-гачевская, площадью 18, 00 кв.м., под установку временного приостановочного киоска "Хлеб".
Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Депар-тамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утвержде-нии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/4902-0-1 от 16.02.2012 г. Департамент строительства и архи-тектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы распо-ложения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответ-ствующей территории, сославшись на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Россий-ской Федерации", и на отсутствие утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Министерство имущественных отношений Самарской области на основании ука-занного заключения сообщением N 12-4/0746/11-а от 16.04.2012 г. отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Заявитель, не согласившись с заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
26 октября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Необоснованной является ссылка подателя жалобы на невозможность предоставления земельного участка на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Исходя из указанной нормы закона, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 6 статьи 10 указанного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Исходя из части 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Топаз".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 года по делу N А55-20563/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20563/2012
Истец: ООО "Топаз"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области