г. Самара |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А72-6640/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя областного государственного бюджетного учреждения "Электронный Ульяновск" - Новиковой И.С. (доверенность от 17.10.2012 N 37),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
представителя Правительства Ульяновской области - Шашиной О.А. (доверенность от 29.12.2011 N 77-дп),
представителя Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии - Дороховой С.М. (доверенность от 22.11.2012),
Опенышева Светлана Владимировна - не явилась, извещена надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Информап Технолоджи" - не явился; общество извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2012 года в помещении суда апелляционные жалобы Опенышевой Светланы Владимировны и областного государственного бюджетного учреждения "Электронный Ульяновск"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2012 года по делу N А72-6640/2012 (судья Ипполитова И.В.),
принятое по заявлениям Опенышевой Светланы Владимировны, г. Ульяновск,
областного государственного бюджетного учреждения "Электронный Ульяновск" (ОГРН 1047300994267, ИНН 7325048537), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,
Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии, г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Информап Технолоджи" (ОГРН 1027721011229, ИНН 7721248459), г. Москва,
об оспаривании решения от 27 апреля 2012 года N 3342-04, предписания от 27 апреля 2012 года N 22, постановления о назначении административного наказания от 27 июля 2012 года N 230 и постановления о назначении административного наказания от 03 июля 2012 года N 200,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение "Электронный Ульяновск" (далее - учреждение, ОГБУ "Электронный Ульяновск") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области) от 27.04.2012 N 3342-04 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 22 (т. 1 л.д. 3-12).
Опенышева Светлана Владимировна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 03.07.2012 N 200 по делу N 8629-К/04-2012 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. (т. 1 дела N А72-6803/2012 л.д. 3-9).
Определением от 09.08.2012 года суд объединил дела N А72-6803/2012 и N А72-6640/2012 в одно производство для совместного рассмотрения по существу, присвоив объединенному делу N А72-6640/2012. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Правительство Ульяновской области (т. 2 дела N А72-6803/2012 л.д. 7).
ОГБУ "Электронный Ульяновск" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2012 N 230.
Определением от 21.08.2012 года суд объединил дела N А72-7582/2012 и N А72-6640/2012 в одно производство, присвоив общий номер судебного дела А72-6640/2012 (т. 1 дела N А72-7582/2012 л.д. 15-16).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.10.2012 по делу N А72-6640/2012 суд заявление ОГБУ "Электронный Ульяновск" удовлетворил частично. Суд признал незаконным постановление Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2012 N230 о привлечении ОГБУ "Электронный Ульяновск" к административной ответственности по ч.2.1 ст. 19.5 КоАП РФ в полном объеме. В части признания незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N3342-04 и предписания Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N22 заявление ОГБУ "Электронный Ульяновск" оставлено без удовлетворения. Суд заявление Опенышевой Светланы Владимировны о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2012 N200 по делу N8629-К/04-2012 о привлечении Опенышевой С. В. (являлась на момент совершения правонарушения заместителем губернатора, руководителем аппарата губернатора и правительства Ульяновской области) к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ оставил без удовлетворения (т. 5 л.д.157-172).
В апелляционной жалобе Опенышева Светлана Владимировна просит отменить решение суда первой инстанции в части оставленных без удовлетворения требований и принять по делу новый судебный акт (т. 6 л.д.3-11).
В апелляционной жалобе ОГБУ "Электронный Ульяновск" просит отменить решение суда первой инстанции в части оставленных без удовлетворения требований и принять по делу новый судебный акт (т. 6 л.д.49-57).
УФАС по Ульяновской области апелляционные жалобы отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на них (т.6 л.д.88-101).
Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии апелляционные жалобы поддержало по основаниям, изложенным в отзыве на них
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей ООО "Информап Технолоджи" и Опенышевй С.В., надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий заявил ходатайство о замене стороны по делу Министерства информационных технологий Ульяновской области на Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.
В обоснование заявленного ходатайства указал, что в соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области от 11.01.2011 N 1 "О Министерстве информационных технологий Ульяновске) области" с 01.01.2011 года образовано Министерство информационных технологий Ульяновской области.
Положение о Министерстве информационных технологий Ульяновской области утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 16.02.2011 N 58-П "Об утверждении Положения о Министерстве информационных технологий Ульяновской области".
На основании постановления Губернатора Ульяновской области от 26.10.2012 N 104 "О Министерстве Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии", а также постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2012 N 580-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 16.02.2011 N 58-П" Министерство информационных технологий Ульяновской области переименовано в Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.
Суд заявленное ходатайство удовлетворил, в связи с переименованием произвел замену стороны по делу Министерство информационных технологий Ульяновской области на Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.
В судебном заседании представитель УФАС по Ульяновской области отклонил апелляционную жалобу Опенышевой Светланы Владимировны по основаниям, приведенным в отзыве.
Представители ОГБУ "Электронный Ульяновск", Правительства Ульяновской области, Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии поддержали апелляционную жалобу Опенышевой Светланы Владимировны.
Представитель ОГБУ "Электронный Ульяновск" свою апелляционную жалобу поддержал по приведенным в ней основаниям.
Представитель УФАС по Ульяновской области отклонил апелляционные жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Представители Правительства Ульяновской области и Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии апелляционную жалобу поддержали.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на них и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, Областное государственное бюджетное учреждение "Электронный Ульяновск" зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 7325048537, ОГРН 1047300994267).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П утверждена областная целевая программа "Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, повышения качества государственных (муниципальных) услуг в Ульяновской области в 2010-2012 годах".
12.10.2009 создано ОГАУ "Электронный Ульяновск" в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.10.2009 N 589-6 пр "О создании областного государственного автономного учреждения "Электронный Ульяновск" путем изменения типа существующего областного государственного учреждения "Электронный Ульяновск" (т. 1 л.д. 55).
В соответствии с указанным распоряжением Правительство Ульяновской области определено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Законом Ульяновской области от 30.11.2009 N 188-30 "Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годы" предусмотрено выделение субсидии ОГАУ "Электронный Ульяновск" на сумму 42 000 тыс. руб.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 18.05.2010 N 294-пр ОГАУ "Электронный Ульяновск" определено оператором инфраструктуры электронного правительства Ульяновской области, ответственным за формирование и реализацию единой технологической политики построения инфраструктуры электронного правительства Ульяновской области (Приложение 1, л.д. 36).
07.06.2010 в целях создания единого информационного пространства Ульяновской области для ОГАУ "Электронный Ульяновск" разработано и утверждено государственное задание на выполнение работ на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов; подписано соглашение о порядке, направлениях расходования и сроках предоставления субсидий.
07.09.2010 между правительством Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" оформлено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на сумму 32000,0 тыс. рублей. Сроки предоставления субсидии установлены на 2 и 3 квартал 2010 года (Приложение 1, л.д. 148).
07.09.2010 ОГАУ Электронный Ульяновск" и ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ" оформлен договор N ИНФ/УЛ-НИТ/01 на выполнение работ по созданию ЕИГИС Ульяновской области с ценой договора 300 016 180 руб. (Приложение 1, л.д. 45).
18.02.2011 распоряжением Правительства Ульяновской области N 102-пр с 01.03.2011 функции и полномочия учредителя ОГАУ "Электронный Ульяновск" переданы Министерству информационных технологий Ульяновской области.
Законом Ульяновской области от 04.05.2011 N 51-30 "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены субсидии ОГАУ "Электронный Ульяновск" на создание и сопровождение единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области в размере 62000,0 тыс. рублей.
04.05.2011 между Министерством информационных технологий Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" подписано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на создание и сопровождение единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области N 6-СМИТ на сумму 62000,0 тыс. рублей.
21.09.2011 в Ульяновское УФАС России поступило обращение прокуратуры Ульяновской области с требованием проанализировать на соответствие антимонопольному законодательству действия ОГАУ "Электронный Ульяновск" при заключении 07.09.2010 договора с ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ" на создание единой интеграционной пространственной геоинформационной системы области за счет бюджетных средств.
Приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 15.11.2011 N 441 возбуждено дело по признакам нарушения Правительством Ульяновской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившего в возложении на ОГАУ "Электронный Ульяновск" обязанности по выполнению государственного задания на создание и сопровождение Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области; по признакам нарушения ОГАУ "Электронный Ульяновск" и Правительством Ульяновской области статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий по соглашению, повлекших привлечение иных хозяйствующих субъектов (ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ") без проведения конкурса, в нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", что ограничивает конкуренцию на рынке выполнения работ, оказания услуг по разработке информационных систем.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.12.2011 N 893-пр "О создании областного государственного бюджетного учреждения "Электронный Ульяновск" путем изменения типа существующего государственного автономного учреждения "Электронный Ульяновск" с 01.01.2012 создано областное государственное бюджетное учреждение "Электронный Ульяновск" путем изменения типа существующего государственного автономного учреждения "Электронный Ульяновск", сохранив его основные цели деятельности.
27.04.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решением N 3342-04 о признании действий Правительства Ульяновской области и ОГБУ "Электронный Ульяновск" по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок геоинформационных технологий и услуг (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области), нарушением пункта 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
27.04.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области выдано предписание N 22 ОГБУ "Электронный Ульяновск":
в срок до 30.05.2012 прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок геоинформационных технологий и услуг (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области);
в срок до 30.05.2012 совершить действия, направленные на прекращение действия соглашения от 07.09.2011 N ИНФ/УЛ-НИТ/01, заключенного с ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ".
16.05.2012 антимонопольным органом в отношении Опёнышевой Светланы Владимировны вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
20.06.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении Опёнышевой СВ. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
03.07.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление N 200 по делу N 8629-К/04-2012 о привлечении Опенышевой С. В. к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ и наложен штраф в размере 20 000 руб.
20.07.2012 антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении N 317 в отношении ОГБУ "Электронный Ульяновск" по ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
27.07.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление N 230 о назначении административного наказания ОГБУ "Электронный Ульяновск" по ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ и наложен штраф в размере 400 000 руб.
Не согласившись с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 3342-04, предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 22, постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2012 N 230, ОГБУ "Электронный Ульяновск" обратилось с соответствующими заявлениями в Арбитражный суд Ульяновской области.
Не согласившись с постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 03.07.2012 N 200 по делу N 8629-К/04-2012 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ, Опенышева Светлана Владимировна обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 3342-04 действия Правительства Ульяновской области и ОГБУ "Электронный Ульяновск" по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок геоинформационных технологий и услуг (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области), признаны нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
По смыслу приведенной нормы для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих ст. 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашения или согласованных действий.
Следовательно, квалифицирующими признаками применительно к ст. 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Пунктом 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из анализа приведенных норм следует, что для признания органа публичной власти или хозяйствующего субъекта нарушившими требования ст. 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к указанным выше последствиям, то есть к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу действия п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции автономное учреждение является хозяйствующим субъектом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4).
Пунктом 2.1 Устава (в редакции 2010 года) установлено "Предметом деятельности автономного учреждения является информатизация Ульяновской области: формирование единой информационной инфраструктуры Ульяновской области; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого, свободного доступа к ним; повышение информационной открытости Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области для общества; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области; обеспечение конфиденциальности персональных данных".
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Создание Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области относится к потребностям Ульяновской области, то есть являются государственной нуждой Ульяновской области, поскольку создание данной системы осуществляется для обмена данными между системами, которые используют в своей работе государственные органы, а также для интегрирования вновь созданных программ, которые будут использоваться пользователями системы.
Материалами дела подтверждено, что на ОГАУ "Электронный Ульяновск" возложена обязанность выполнять работы по созданию Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области, относящиеся к потребностям Правительства Ульяновской области.
Суд первой инстанции установил, что и Правительство Ульяновской области, и ОГАУ "Электронный Ульяновск" изначально намерены были исполнить работы по созданию Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области не силами ОГАУ "Электронный Ульяновск", а привлечь стороннюю специализированную организацию, но без исполнения Закона о размещении заказов. Для выполнения государственного задания Учреждением привлечено ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ" на основании договора от 07.09.2010 N ИНФ/УЛ-НИТ/01, в связи с чем, данной организации, привлеченной к выполнению муниципального задания, предоставлены преимущества в осуществлении им деятельности на рынке геоинформационных технологий и услуг (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области).
Выдача ОГАУ "Электронный Ульяновск" государственного задания от 07.06.2010 реестровый номер N 2 на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годы, и внесение в государственное задание от 07.06.2010 изменений от 07.09.2010, финансирование расходов на выполнение данных государственных заданий из бюджета Ульяновской области, позволило Учреждению расходовать средства из бюджета Ульяновской области на выполнение работ по созданию единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области (то есть на государственные нужды Ульяновской области), но без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, что очевидно ограничило права хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке геоинформационных технологий и услуг, на участие в торгах, а также права на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, что привело к ограничению конкуренции на рынке геоинформационных технологий и услуг на территории Ульяновской области.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что установление Правительством Ульяновской области ОГБУ "Электронный Ульяновск" государственного задания на создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области без проведения конкурсных процедур ограничило доступ на рынок геоинформационных технологий и услуг других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на указанном рынке, что является нарушением п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод заявителя о том, что ЕГИС не относится к потребностям Ульяновской области, и не является государственной нуждой Ульяновской области.
Как установлено материалами дела, в рамках договора ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ" обязуется создать геоинформационную базу данных, представляющую собой интегрированную информационно-программную интерактивную базу данных для ЭВМ, включающую двухмерные и трехмерные пространственные изображения, фотореалистично передаваемые средствами компьютерного моделирования, а также должным образом связанные базы данных картографической, кадастровой, реестровой и иной пространственно-инфраструктурной информации.
Результатом работ, в том числе, будет создание единой трехмерной картографической основы на территорию Ульяновской области и использованием информации о рельефе и материалов космической съемки; создание координатно-привязанной базы данных фотореалистичных изображений объектов недвижимости; представление в трехмерном виде объектов градостроительной деятельности, в том числе критически важных объектов и объектов историко-культурного наследия; создание навигационных карт Ульяновской области; создание подсистемы поддержки принятия решений и оперативного управления, в том числе при ликвидации техногенных аварий и катастроф.
Создание Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области относится к потребностям Ульяновской области, то есть являются государственной нуждой Ульяновской области, поскольку создание данной системы осуществляется для обмена данными между системами, которые используют в своей работе государственные органы, а также для интегрирования вновь созданных программ, которые будут использоваться пользователями системы.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Установление ОГАУ "Электронный Ульяновск" государственного задания на выполнение государственной нужды и привлечения им для выполнения этого задания иного хозяйствующего субъекта без проведения конкурса не соответствует Федеральному закону от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Закону о размещении заказов, ограничивает конкуренцию на рынке выполнения работ по созданию Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод Правительства Ульяновской области о том, что выдача государственного задания была произведена в порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии постановлением Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2010-2012 годах" (далее - ОЦП) (в ред. от 04.03.2011) ОГАУ "Электронный Ульяновск" в 2011 году предоставлялась субсидия на создание и сопровождение единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области.
Изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/3 03-П внесены постановлением Правительства Ульяновской области от 04.03.2011 N 9/87-П, которым и было предусмотрено предоставление субсидии ОГАУ "Электронный Ульяновск" на создание и сопровождение ЗД ГИС.
Законом Ульяновской области от 04.05.2011 N 51-30 "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены субсидии ОГАУ "Электронный Ульяновск" на создание и сопровождение Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области в размере 62000,0 тыс. рублей.
Законом Ульяновской области от 01.06.2011 N 93-30 "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" сумма в размере 62000,0 тыс. рублей заменена суммой 80000,0 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;
предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:
оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
закупки товаров в государственный материальный резерв.
Учитывая дату внесения изменений в Закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 04.05.2011, а также в постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П (ОЦП), выдача государственного задания от 07.09.2010 ОГАУ "Электронный Ульяновск" на создание и сопровождение ЗД ГИС осуществлена с нарушением действующего законодательства.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае согласованными действиями, оформленными в виде соглашений от 07.09.2010 между Правительством Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" о порядке и условиях предоставления субсидии, оформлением государственного заказа, предоставлением субсидий для оплаты услуг третьего лица - ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ", Правительство Ульяновской области и ОГБУ "Электронный Ульяновск" предприняли меры к совершению сделок для заказа создания единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области в обход Закона о размещении заказов, чем нарушен п. 4 ст. 16 Закон о защите конкуренции.
Факт наличия нормативного акта - Постановления Правительства Ульяновской области от 02.08.2010 N 27/255-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П" - не является основанием считать, что соглашение от 07.09.2010 N ИНФ/УЛ-НИТ/01 соответствует закону, поскольку из указанного нормативного акта и других законов не следует, что ОГАУ "Электронный Ульяновск" вправе (или обязано) заключить сделку с иной организацией на выполнение работ по созданию единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области, а не обязано исполнять эту работу самостоятельно.
Из Устава ОГАУ "Электронный Ульяновск" следует, что предметом деятельности автономного учреждения является информатизация Ульяновской области: формирование единой информа-ционной инфраструктуры Ульяновской области; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого, свободного доступа к ним; повышение информационной открытости Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области для общества; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области; обеспечение конфиденциальности персональных данных".
Основным видом деятельности ОГАУ "Электронный Ульяновск", является в том числе: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет; проектирование баз данных (разработка концепции структуры, состава баз данных), создание информационных ресурсов различных уровней, разработка и поддержка информационных систем и сетей органов государственного управления всех уровней, деятельность, связанная с производством продукции информатизации и предоставления информационных услуг.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявление ОГБУ "Электронный Ульяновск" о признании незаконными решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 3342-04 следует оставить без удовлетворения.
Суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для признания незаконным и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 22, которым ОГБУ "Электронный Ульяновск" предписано в срок до 30.05.2012 прекратить нарушение п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок геоинформационных технологий и услуг (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области); в срок до 30.05.2012 совершить действия, направленные на прекращение действия соглашения от 07.09.2011 N ИНФ/УЛ-НИТ/01, заключенного с ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ" по указанным выше основаниям.
В соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, Управление федеральной антимонопольной службы вправе выдавать предписания по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 3342-04 подтвержден факт нарушения ОГАУ "Электронный Ульяновск" п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Выдача ОГАУ "Электронный Ульяновск" государственного задания от 07.06.2010 реестровый номер N 2 на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годы, и внесение в государственное задание от 07.06.2010 изменений от 07.09.2010, финансирование расходов на выполнение данных государственных заданий из бюджета Ульяновской области, позволило Учреждению расходовать средства из бюджета Ульяновской области на выполнение работ по созданию единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области (то есть на государственные нужды Ульяновской об-ласти), без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке геоинформационных технологий и услуг, на участие в торгах, а также права на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, что привело к ограничению конкуренции на рынке геоинформационных технологий и услуг на территории Ульяновской области.
Процедурные нарушения, связанные с существенным нарушением прав лица, которому выдано предписание, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 г. N 22 вынесено обоснованно и в соответствии с действующими нормами закона.
ОГБУ "Электронный Ульяновск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2012 N 230 о назначении административного наказания за не исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.04.2012 N 22.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявление ОГБУ "Электронный Ульяновск" о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 230 от 27.07.2012 о привлечении ОГБУ "Электронный Ульяновск" к административной ответственности по ч.2.1 ст. 19.5 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2012 N 230 о назначении административного наказания.
Стороны в апелляционных жалобах не оспаривают выводы суда первой инстанции по данному факту.
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилась Опенышева Светлана Владимировна с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 03.07.2012 N 200 по делу N 8629-К/04-2012.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, сделал правильный вывод, что заявление Опенышевой Светланы Владимировны следует оставить без удовлетворения исходя из следующих обстоятельств:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 03.07.2012 N 200 по делу N 8629-К/04-2012 Опенышева С. В. (являлась на момент совершения правонарушения заместителем Губернатора, Руководителем Аппарата Губернатора и Правительства Ульяновской области) привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективную сторону правонарушения по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также действия иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, государственных внебюджетных фондов. Согласно ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" к таким действиям относятся заключение соглашения между названными выше органами и организациями или совершение ими иных согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.32 являются должностные лица названных выше государственных органов и организаций, а также органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.
Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются умышленно.
Событием правонарушения в постановлении N 200 от 03.07.2012 указано: совершение действий Правительством Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" (в настоящее время - ОГБУ "Электронный Ульяновск") по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок разработки программных продуктов (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области).
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 7 и 17).
По смыслу приведенных нормативных положений защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.10.2009 N 589-пр "О создании областного государственного автономного учреждения "Электронный Ульяновск" путём изменения типа существующего областного государственного учреждения "Электронный Ульяновск" создано областное государственное автономное учреждение "Электронный Ульяновск"
Правительство Ульяновской области было определено органом, осуществляющим функции и полномочия ОГАУ "Электронный Ульяновск".
С целью формирования государственного задания для ОГАУ "Электронный Ульяновск" в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2010 N 365-П "Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания государственными учреждениями Ульяновской области" распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.01.2010 N 21-пр утверждён перечень государственных услуг (работ), оказываемых отдельными областными государственными автономными учреждениями, подведомственными Правительству Ульяновской области.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 25.05.2010 N 336-пр "Об утверждении порядков определения расчётно-нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) отдельными областными государственными автономными учреждениями, подведомственными Правительству Ульяновской области" утверждены порядки определения расчётно-нормативных затрат по видам работ.
07.06.2010 года на основании доверенности от 02.06.2010 N 19-дп Опёнышевой С.В. утверждено государственное задание на выполнение работ ОГАУ "Электронный Ульяновск" на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов (реестровый N 2).
Соглашением от 09.06.2010 N 56-ДХ-П между Правительством Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" определён порядок, направления расходования и сроках предоставления субсидии на выполнение государственного задания в 2010 году.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 N 616-пр в перечень государственных услуг (работ), оказываемых отдельными областными государственными автономными учреждениями, подведомственными Правительству Ульяновской области, были внесены изменения: добавлена работа по созданию и сопровождению единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.09.2010 N 636-пр в порядок определения расчётно-нормативных затрат на выполнение государственных работ по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет, отдельными областными государственными автономными учреждениями, подведомственными Правительству Ульяновской области внесены изменения в части дополнения по созданию и сопровождению единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области.
07.09.2010 года в государственное задание на выполнение работ ОГАУ "Электронный Ульяновск" на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов внесено изменение в части дополнения содержания работ по созданию и сопровождению единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области (реестровый N 3).
Материалами дела доказано, что Правительством Ульяновской области и ОГАУ "Электронный Ульяновск" нарушен п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Выдача ОГАУ "Электронный Ульяновск" государственного задания от 07.06.2010 реестровый номер N 2 на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годы, и внесение в государственное задание от 07.06.2010 изменений от 07.09.2010, финансирование расходов на выполнение данных государственных заданий из бюджета Ульяновской области, позволило Учреждению расходовать средства из бюджета Ульяновской области на выполнение работ по созданию единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области (то есть на государственные нужды Ульяновской области), без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке геоинформационных технологий и услуг, на участие в торгах, а также права на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, что привело к ограничению конкуренции на рынке геоинформационных технологий и услуг на территории Ульяновской области.
Соглашение между ОГАУ "Электронный Ульяновск" и Правительством Ульяновской области на получение субсидий, с дополнительным государственным заказом на создание единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области подписано Опенышевой С.В.
Материалами дела подтверждено, что, именно Опенышева С.В. являлась ответственным должностным лицом Правительства Ульяновской области по совершению действий по соглашению, повлекшему ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок разработки программных продуктов (создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области).
Доводы Опенышевой С.В. о том, что она действовала от имени Правительства Ульяновской области и все действия были открыты и доводились до сведения широкого круга лиц, не свидетельствует о том, что эти действия изначально были направлены на соблюдение закона о конкуренции и на привлечение к исполнению работ по созданию единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области какого-то иного лица, кроме ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ".
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательства иного суду не представлены.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Опенышева С. В. являлась на момент совершения правонарушения заместителем Губернатора, Руководителем Аппарата Губернатора и Правительства Ульяновской области и выполняла организационные распорядительные функции, связанные с заказом работ на создание Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области и, следовательно, является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Правонарушение совершено Опенышевой С.В. виновно. Вина Опенышевой С.В. заключается в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей.
Не исключают наличие вины Опенышевой С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.32 КоАП РФ, её доводы о том, что она действовала в рамках законов Ульяновской области.
Из Постановления Правительства Ульяновской области от 02.08.2010 N 27/255-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П" не следует, что работы по созданию Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области должны быть осуществлены какой-либо сторонней организацией без соблюдения норм Закона о размещении заказов.
Суд первой инстанции правильно указал, что Опенышева С.В. в силу своих должностных полномочий является организатором создания Единой интеграционной информационной геоинформационной системы Ульяновской области для нужд Ульяновской области и имела возможность и должна была организовать получение этого информационного продукта без нарушения закона о конкуренции.
Зная о том, что ОГАУ "Электронный Ульяновск" в силу действия закона не мог являться заказчиком и, зная о том, что ОГАУ "Электронный Ульяновск" не намерен исполнять работы по созданию этого продукта самостоятельно, Опенышева С.В. должна была принять меры, направленные на исключение возможности оформления договора между ОГАУ "Электронный Ульяновск" и ООО "ИНФОРМАП ТЕХНОЛОДЖИ", и финансирование сделки между этими лицами из бюджета.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины Опенышевой С.В. в совершении административного правонарушения, обстоятельств, препятствующих Опенышевой С.В. как должностному лицу исполнять закон надлежащим образом, не имеется, суду такие доказательства не представлены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Опёнышевой С.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обосновано не признал совершенное Опенышевой С.В. правонарушение малозначительным и не установил оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд первой инстанции обоснованно не установил обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая совершения Опенышевой С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Поскольку заявитель не привел исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Опенышевой С.В. правонарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о невозможности в спорной ситуации применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельства совершения административного правонарушения в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учтены при назначении административного наказания - наказание назначено должностному лицу в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в сумме 20 000 руб. за каждое правонарушение.
Суд первой инстанции, оценив предоставленные доказательства, сделал правильный вывод, что заявление Опенышевой Светланы Владимировны о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2012 N 200 по делу N 8629-К/04-2012 о привлечении Опенышевой С. В. (являлась на момент совершения правонарушения заместителем губернатора, руководителем аппарата губернатора и правительства Ульяновской области) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ следует оставить без удовлетворения.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Ульяновской области от 04 октября 2012 года по делу N А72-6640/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Опенышевой Светланы Владимировны и областного государственного бюджетного учреждения "Электронный Ульяновск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6640/2012
Истец: ОГБУ "Электронный Ульяновск", Опенышева Светлана Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области, УФАС России по Ульяновской области
Третье лицо: Министерство информационных технологий Ульяновской области, ООО "Информап Технолоджи", Правительство Ульяновской области, .
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9334/13
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9334/13
17.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13880/12
04.10.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6640/12