г. Саратов |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А12-18636/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Старт-2" (400125, г. Волгоград, ул.Академика Богомольца, д.2, ОГРН 1083459003583, ИНН 3441034295) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2012 года по делу N А12-18636/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Старт-2" (400125, г. Волгоград, ул.Академика Богомольца, д.2, ОГРН 1083459003583, ИНН 3441034295)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7 Гвардейская, д.12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Карачаровский механический завод" (109052, г.Москва, пр.Рязанский, д.2, ОГРН 1027739700724, ИНН 7721024057)
о признании незаконным решения N 12-01-18.1-03/318 от 12.05.2012,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Старт-2" (далее - ЖСК "Старт-2", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N 12-01-18.1-03/318 от 12.05.2012 о признании жалобы ОАО "Карачаровский механический завод" от 12.05.2012 обоснованной в части признания факта нарушения организатором конкурса - ЖСК "Старт-2" установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а именно п.6.1 "Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-строительного хозяйства", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.06.2008 N 704, при проведении открытого конкурса по лоту N 2 по выбору подрядной организации для выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград, ул.им.Богомольца, 2.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11 сентября 2012 года в удовлетворении заявления ЖСК "Старт-2" отказано.
ЖСК "Старт-2" не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления кооператива. Податель жалобы настаивает на соблюдении организатором конкурса - ЖСК "Старт-2", установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а именно 10-дневного срока, установленного для публикации информации о проведении конкурса по лоту N 2 по выбору подрядной организации для выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград, ул.им.Богомольца, 2.
УФАС по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Карачаровский механический завод" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили в материалы дела письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ЖСК "Старт-2", УФАС по Волгоградской области, открытого акционерного общества "Карачаровский механический завод" не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 80415 7, N 80416 4, N 80417 1 о вручении почтового отправления адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 20.11.2012. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.04.2012 в УФАС по Волгоградской области поступила жалоба ОАО "Карачаровский механический завод" на действия организатора конкурса - ЖСК "Старт-2", связанные с нарушением порядка организации торгов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. им. Богомольца, 2, с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - торги).
В жалобе ОАО "Карачаровский механический завод" указало на то, что срок подачи заявок с 15.04.2012 по 24.04.2012, указанный организатором конкурса - ЖСК "Старт-2" в сообщении о проведении открытого конкурса, нарушает требования пункта 6.1 порядка организации торгов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, поскольку устанавливает срок подачи заявок фактически менее 9 дней, а само сообщение о проведении конкурса не содержит сведений, установленных названным порядком, о порядке получения конкурсной документации.
Решением УФАС по Волгоградской области от 12.05.2012 N 12-01-18.1-03/3128 жалоба ОАО "Карачаровский механический завод" признана обоснованной. Организатор конкурса - ЖСК "Старт-2" признан нарушившим пункты 6.1, 6.2 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-строительного хозяйства, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.06.2008 N 704, при проведении открытого конкурса по лоту N 2 по выбору подрядной организации для выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград, ул.им.Богомольца, 2.
ЖСК "Старт-2", не согласившись с указанным решением в части признания факта нарушения организатором конкурса - ЖСК "Старт-2" пункта 6.1 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-строительного хозяйства, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ЖСК "Старт-2", суд первой инстанции, принимая во внимание положения, установленные пунктом 6.1 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-строительного хозяйства", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.06.2008 N 704, руководствуясь статьями 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что указанный в сообщении о проведении открытого конкурса срок подачи заявок не соответствует требованиям пункта 6.1 порядка организации торгов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, в связи с чем пришёл к выводу о правомерности решения антимонопольного органа в оспариваемой заявителем части.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Как видно из материалов дела в УФАС по Волгоградской области в порядке статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ поступила жалоба ОАО "Карачаровский механический завод" на действия организатора конкурса - ЖСК "Старт-2", связанные с нарушением порядка организации торгов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. им. Богомольца, 2, с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе рассмотрения указанной жалобы, антимонопольным органом установлено, что организатором конкурса - ЖСК "Старт-2" 14.04.2012 в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 38 опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса по лоту N 2 по выбору подрядной организации для выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград, ул.им.Богомольца, 2.
Сообщение о проведении конкурса от 14.04.2012 в его оспариваемой части содержит следующую информацию:
"Порядок получения документации по отбору: г. Волгоград, Тракторозаводской район, ул. им. Богомольца, 2, кв. 105, тел. 8-917-724-45-98, без взимания платы.
Срок начала подачи заявок на участие: с 9.00 час. 15.04.2012.
Срок окончания подачи заявок: до 10.00 час. 24.04.2012. Дата проведения отбора: 13.00 час. 25.04.2012".
Аналогичное сообщение о проведении конкурса было опубликовано организатором конкурса повторно 21.04.2012.
В соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Указанный Порядок в Волгоградской области утвержден Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 07.06.2008 N 704 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6.1 Порядка сообщение о проведении конкурса публикуется организатором конкурса в печатном средстве массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации не менее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие.
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Окончание срока, определенного периодом времени, согласно статье 192 Гражданского кодекса Российской Федерации истекает в последний день указанного срока.
Исходя из того, что сообщение о проведении конкурса, в силу пункта 6.1 Порядка, должно быть опубликовано в средствах массовой информации не менее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок, следует, что минимальный период в днях от даты публикации до даты окончания подачи заявок, начинает течь с даты, следующей за датой публикации и насчитывает полных 10 дней, включая 10-й день указанного периода. Дата окончания подачи заявок в установленный минимальный период не включается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при дате окончания срока подачи заявок, назначенной на 24.04.2012, сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее 13.04.2012.
Однако ЖСК "Старт-2", как уже было указано выше, разместило сообщение о проведении конкурса 14.04.2012 и 21.04.2012, то есть с нарушением срока, установленного для публикации информации о проведении конкурса.
Ссылка в апелляционной жалобе на соблюдение кооперативом спорного срока подлежит отклонению, как основанная на неправильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что УФАС по Волгоградской области ошибочно расценило сообщение о проведении конкурса от 21.04.2012 как первичное сообщение, со ссылкой на пункт 2.3 Методических рекомендаций по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных Решением Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010, подлежат отклонению.
В рассматриваемом случае антимонопольным органом установлено, что ЖСК "Старт-2", размещение сообщения о проведении конкурса как 14.04.2012, так и 21.04.2012, произведено с нарушением 10-дневного срока, установленного для публикации информации о проведении конкурса.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вышеуказанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, не опубликованы в установленном законом порядке, не содержат императивных норм права, подлежащих исполнению, носят рекомендательный характер, а потому не подлежат обязательному применению к конкретным гражданско-правовым отношениям.
Проанализировав рекомендательные положения, изложенные в пункте 2.3 вышеуказанных Методических рекомендациях, судом апелляционной инстанции не установлено какой-либо обязанности организатора торгов по опубликованию повторной информации о проведении конкурса.
Само по себе добровольное опубликование организатором конкурса повторной информации о проведении конкурса создаёт лишь неопределенность в исчислении срока, необходимого для подачи заявок на участие в конкурсе и не свидетельствует об отсутствии нарушения организатором конкурса установленного срока для публикации информации о проведении конкурса.
Таким образом, выводы антимонопольного органа ЖСК "Старт-2" не опровергнуты.
В связи с этим, поскольку факт нарушения ЖСК "Старт-2" пункта 6.1 Порядка при проведении открытого конкурса по лоту N 2 по выбору подрядной организации для выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу: г.Волгоград, ул.им.Богомольца, 2, нашёл свое подтверждение, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований кооператива о признании недействительным решения антимонопольного органа N 12-01-18.1-03/318 от 12.05.2012 в части признания факта нарушения организатором конкурса - ЖСК "Старт-2" вышеназванного пункта.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2012 года по делу N А12-18636/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Старт-2" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18636/2012
Истец: ТСЖ "Старт-2"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "Карачаровский механический завод"