г. Вологда |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А05-13059/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ралько О.Б.,
судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельская внешнеэкономическая фирма" Мельниковой И.Э. по доверенности от 19.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельская внешнеэкономическая фирма" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2012 года по делу N А05-13059/2012 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - управление, административный орган; ОГРН 1052901021689; город Архангельск, улица Гайдара, дом 24) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельская внешнеэкономическая фирма" (далее - общество; ОГРН 1022900524591; город Архангельск, Ленинградский проспект, дом 3, корпус 1) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2012 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильную квалификацию вменяемого ему административного правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам рассмотрения переданного из отдела полиции N 3 (по обслуживанию Ломоносовского округа) УМВД России по городу Архангельску материала по факту проверки реализации гражданину Малышеву В.В. в магазине "Гурман", расположенному по адресу: город Архангельск, площадь Ленина, дом 3, 20.08.2012 товара - бутылки пива марки "Беар Бир" емкостью 0.5 л с просроченным сроком годности управлением установлено нарушение положений пункта 8.24 Санитарно-эпидемиологических правил "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01).
По факту выявленных нарушений управление 01.10.2012 составило в отношении общества протокол N 268/2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и на основании статьи 23.1 данного Кодекса обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление по существу, удовлетворил требования административного органа, признав доказанным состав вмененного обществу правонарушения.
Однако при этом судом не учтено следующее.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Выявленные административным органом нарушения требований СП 2.3.6.1066-01 квалифицированы управлением по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Закон N 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 указанного Закона технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Вместе с тем административный орган в протоколе об административном правонарушении от 01.10.2012 N 268/2012, на основании которого просит привлечь общество к административной ответственности, не указывает на нарушение обществом положений Закона N 184-ФЗ.
Частью 4 статьи 1 данного Закона определено, что он не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что санитарные нормы, установленные СП 2.3.6.1066-01 не являются предметом отношений, регулируемых Законом N 184-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 не отнесены к техническому регламенту, следовательно, нарушение требований указанных норм не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей статьи 23.13 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 указанного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть рассмотрение этой категории дел о привлечении к административной ответственности не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
В этом случае с учетом разъяснений пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" производство в арбитражном суде по настоящему делу подлежит прекращению.
В пункте 6 данного Постановления определено, что в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Вынесение указанного акта не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2012 года по делу N А05-13059/2012 отменить.
Производство по делу N А05-13059/2012 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Архангельская внешнеэкономическая фирма" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
Возвратить Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области протокол от 01.10.2012 N 268/2012 об административном правонарушении и приложенные к нему документы.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13059/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Ответчик: ООО "Архангельская внешнеэкономическая фирма"
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3046/13
21.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3062/13
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3062/13
13.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-261/13
13.02.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13059/12
25.12.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9775/12
15.11.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13059/12