г. Владивосток |
|
16 января 2013 г. |
Дело N А51-19212/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-10750/2012
на решение от 01.11.2012
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-19212/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр юридической помощи "Метида" (ОГРН 1112538005414, ИНН 2538147886)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014)
об оспаривании решения регистрирующего органа и обязании устранить нарушение,
при участии:
от МИФНС N 12 по Приморскому краю - Якубенко О.А., представитель по доверенности от 03.10.2012 N 04-02/36574, сроком действия один год;
от ООО "Центр юридической помощи "Метида" - Семенкова О.Г., представитель по доверенности от 17.12.2012, сроком действия до 31.12.2012;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр юридической помощи "Метида" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее по тексту - инспекция, регистрирующий орган) от 12.05.2012 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об обществе, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, и об обязании регистрирующий орган внести запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений в сведения об обществе.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о незаконности решения регистрирующего органа, обязав инспекцию в течение пяти рабочих дней осуществить государственную регистрацию изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Считает выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, решение вынесенным с нарушением норм материального права. При этом регистрирующий орган указывает на несоответствие представленного обществом заявления по форме N Р14001 требованиям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N129-ФЗ) и Постановлению Правительства от 19.06.2002 N439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Постановление N439). Учитывая, что фактически общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации сведений, касающихся изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ему следовало подать заявление формы NР13001.
При этом инспекция считает, что поскольку в силу положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав ООО должен содержать сведения, в том числе о месте нахождения юридического лица, то подача заявления о государственной регистрации изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица фактически связана с внесением изменений в учредительные документы, в связи с чем она обоснованно отказала в государственной регистрации.
С учетом изложенных в апелляционной жалобе обстоятельств регистрирующий орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, считает, что регистрирующим органом не обоснована необходимость предоставления заявления по форме N Р13001, в то время как обществом был представлен полный пакет документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов. С учетом изложенного общество обжалуемое решение арбитражного суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
03.05.2012 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р14001, в котором заполнило лист Б заявления, указав сведения о месте нахождения общества.
Совместно с заявлением по форме N Р14001 в регистрирующий орган представлено решение единственного учредителя общества от 03.05.2012 о том, что место нахождения общества и его почтовым адресом следует считать: г. Владивосток, ул. Пологая, д. 3.
12.05.2012 по результатам рассмотрения указанных документов регистрирующим органом со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001.
Общество, полагая, что указанное решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, перечисленные в пункте 1 названной статьи, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 указанного Закона установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).
По правилам подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Постановлением N 439 утверждены формы заявлений, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р13001 - заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; форма N Р14001 - заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
На основании пункта 4 названного Постановления Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (далее по тексту - Методические разъяснения).
В разделе 3 данного нормативного правового акта регулируется порядок заполнения заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (формы N Р14001):
- при изменении сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества, состава участников обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ. Изменение состава акционеров акционерных обществ регистрирующий орган не отслеживает;
- при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица;
- при необходимости исправления допущенных заявителем ошибок в ранее представленных документах для государственной регистрации юридического лица.
В пункте 4.1 раздела 5 Методических разъяснений, а также в форме заявления N Р14001, рекомендованной Федеральной налоговой службой Российской Федерации и заполненной обществом, указано, что лист "Сведения об адресе (месте нахождения)" заполняется в случае внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если данные сведения отсутствуют в учредительных документах юридического лица.
Согласно подпункту 3.2 пункта 3 раздела IV Методических разъяснений в случаях отсутствия в общих положениях о юридических лицах указания на место нахождения данных юридических лиц запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица вносится на основании заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001). Юридические лица, сведения о месте нахождения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть отражены в его учредительных документах, при изменении своего места нахождения представляют в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001.
Таким образом, заявление по форме Р14001 для изменения сведений об адресе подается только теми юридическими лицами, в отношении которых законодатель не счел необходимым внесение сведений об адресе (месте нахождения) в их учредительные документы.
Согласно пункту 2 статьи 52 и пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать, в том числе сведения о месте нахождения общества.
При этом место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как следует из заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представленного обществом в регистрирующий орган по форме N Р14001, заявитель просил внести изменения об адресе (месте нахождения).
При этом в листе Б "Сведения об адресе (месте нахождения)" данного заявления общество указало место нахождения лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 3.
В свою очередь, при создании общества местом его нахождения было определено: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фирсова, 5, что нашло отражение в ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание, что в спорной ситуации заявитель является обществом, чей адрес (место нахождения) должен содержаться в учредительных документах, то, соответственно, изменение данного адреса должно сопровождаться внесением изменений в учредительные документы и подачей в регистрирующий орган соответствующего заявления по форме N Р13001.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что инспекция обоснованно посчитала, что обществом не представлена заявление о государственной регистрации сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с чем решение от 12.05.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Вывод суда первой инстанции о том, что представление обществом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, котором заполнен лист Б - сведения об адресе (месте нахождения), не является нарушением закона, влекущим последствия в виде признания такого заявления непредставленным, сделан без учета вышеуказанных требований закона.
То обстоятельство, что в уставе общества местом нахождения организации является Приморский край, г. Владивосток, а обществом подано заявление об изменении адреса, указанного только в ЕГРЮЛ, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о наличии оснований для подачи заявления по форме N Р14001.
Делая указанный вывод, судебная коллегия принимает во внимание пояснения самого заявителя, изложенные по тексту заявления о том, что при создании общества местом его нахождения было определено: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фирсова, 5, а также отмечает, что в силу пункта 3 статьи 52 и статьи 54 ГК РФ изменения адреса места нахождения общества относится к изменениям, вносимым в учредительные документы, которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объёме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2012 по делу N А51-19212/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр юридической помощи "Метида" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19212/2012
Истец: ООО "Центр юридической помощи "Метида"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N12 по Приморскому краю