г. Пермь |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А60-35256/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя потребительского кооператива "Снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Мариинск-2009" (ОГРН 1096627000392, ИНН 6627020416): Иткинова Т.Ф., паспорт, председатель кооператива на основании выписки из протокола учредителей собрания от 03.04.2009 N 1;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014): Колпакова И.М., служебное удостоверение, представитель по доверенности от 28.08.2012 N 05-23;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 октября 2012 года
по делу N А60-35256/2012,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению потребительского кооператива "Снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Мариинск-2009" (ОГРН 1096627000392, ИНН 6627020416)
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014)
о признании незаконными действий,
установил:
Снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Мариинск-2009" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о сумме недоимки и задолженности по пеням в размере 2 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда от 25.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о сумме недоимки и задолженности по пеням по состоянию на 04.06.2012 года с истекшим сроком взыскания в размере 2 руб. 03 коп., и обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, где оно высказало свои доводы о несогласии с решением суда первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель отклонил приведенные в ней доводы, считает принятое судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из обстоятельств дела, Инспекцией в адрес Кооператива была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 3122 по состоянию на 04.06.2012, в которой отражена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 2 руб. и по пеням в сумме 0,03 руб.
Считая, что действия налогового органа по включению в справку вышеуказанной задолженности, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями, пояснив, что после получения из Инспекции указанной выше справки, и обращения в соответствующее территориальное Управление ПФ РФ, последнее подтвердило отсутствие задолженности, что явилось основанием для внесения налоговым органом изменения в лицевую карточку налогоплательщика с выдачей новой справки N 3067 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 09.06.2012, в которой указано на отсутствие задолженности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Кооператива, исходил из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов. В справке должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату Инспекцией возможности ее взыскания.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела копии справки о состоянии расчетов N 3122 по налогам, сборам, взносам по состоянию на 04.06.2012, копии лицевых счетов установлено, что числящаяся за заявителем недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в размере 2 руб.03 коп. образовалась в 2009 году
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25, пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей в 2009 году) налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном Налоговым кодексом РФ порядке и располагают сведениями о суммах задолженности по страховым взносам и пеням по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговая инспекция, являясь в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Приказом ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ в 2009 году администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, согласно статье 6 и пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ обладала полномочиями по контролю за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, начислению пеней по ним, а также по учету страховых взносов и пеней по ним.
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определен порядок принудительного взыскания недоимки и пеней по страховым взносам.
До 2006 года применялся судебный порядок их взыскания.
С 2006 судебный порядок взыскания недоимки и пеней с юридических лиц сохранился в отношении причитающихся к уплате сумм, превышающих пятьдесят тысяч рублей, а по меньшим суммам взыскание задолженности должно было осуществляться территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решений указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Поскольку задолженность по страховым взносам и пеням за 2009 годах составляла менее 50 000 рублей, в соответствии с положениями статей 2, 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" начисленные в этот период недоимка и пени подлежали взысканию в бесспорном порядке на основании решений органа ПФ РФ.
Установленные статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ сроки для направления требования об уплате недоимки и пени, и принятия решения об их взыскании во внесудебном порядке, в их совокупности, на момент выдачи справки 04.06.2012 пропущены.
То обстоятельство, что взыскание недоимки и пени по страховым взносам должно было осуществляться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, не снимает с Инспекции возложенной на нее пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанности по представлению в суд доказательств законности совершения своих действий и документов.
Поскольку Инспекция указала в справке на наличие у Кооператива задолженности по страховым взносам, именно она и должна представлять в суд доказательства своевременного принятия уполномоченными органами мер по принудительному взысканию недоимки и пени.
Такие доказательства Инспекцией не представлены. Возможность взыскания недоимки и пени утрачена.
Поэтому фактически имеющаяся у заявителя задолженность по страховым взносам подлежала отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия Инспекции по включению в справку задолженности не соответствуют закону в той части, что данная задолженность отражена в справке без указания на утрату возможности ее принудительного взыскания.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу доводы жалобы, не опровергая правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку.
С учетом изложенного, основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2012 года по делу N А60-35256/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н. Полевщикова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35256/2012
Истец: Потребительский кооператив "Снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Мариинск-2009"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N30 по Свердловской области