г. Самара |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А55-22074/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - представителя Попугаевой О.И. (доверенность от 10 января 2013 г. N 04-21/1),
от ООО "ГеоВолга" - представитель не явился, извещено,
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года по делу N А55-22074/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГеоВолга" (ИНН 6316095610, ОГРН 1046300574660), Самарская область, г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоВолга" (далее - ООО "ГеоВолга", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, регистрирующий орган) от 04.06.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным Законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимых для государственной регистрации документов, принятое по результатам рассмотрения заявления ООО "ГеоВолга" от 28.05.2012 N 2015, об обязании регистрирующего органа внести сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась с апелляционной жалобой, в которой, указывая на законность принятого Инспекцией решения об отказе в государственной регистрации, поскольку ликвидационный баланс не содержит информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, просит отменить решение суда от 12.10.2012, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ГеоВолга" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары 01.11.2004 года, ОГРН 1046300574660 ( л.д. 56).
24.02.2012 года регистрирующим органом внесена запись N 21263160215555 о принятии решения о ликвидации юридического лица.
24.02.2012 года регистрирующим органом внесена запись N 2126316021566 о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
11.05.2012 года регистрирующим органом внесены сведения в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса, N записи 2126316047856.
28 мая 2012 года заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ( л.д. 66-68).
С заявлением были представлены документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, ликвидационный баланс, протокол N 7 Общего собрания участников ООО "ГеоВолга" об утверждении ликвидационного баланса от 22.05.2012 года (л.д. 69).
По результатам рассмотрения указанного заявления, регистрирующим органом было принято решение от 04.06.2012 года об отказе в государственной регистрации (л.д. 63).
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N 129-ФЗ). Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьей 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Указанный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации является исчерпывающим.
Согласно статье 23 данного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.
Из содержания решения от 04.06.2012 года следует, что отказ в государственной регистрации ликвидации ООО "ГеоВолга" заинтересованное лицо обосновывает ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (л.д. 63).
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары правомерность принятого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица обосновала ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации юридических лиц, указала на то, что ликвидационный баланс заявителя содержал недостоверные сведения, а именно не содержал информацию о наличии задолженности перед пенсионным фондом и бюджетом, а потому имелись основания считать указанный документ не представленным.
Вместе с тем, как следует из представленных Пенсионным Фондом доказательств и пояснений, ООО "ГеоВолга" задолженности перед органами Пенсионного Фонда не имеет. Данные выводы подтверждены материалами дела и не опровергнуты Инспекцией.
При рассмотрении довода ответчика о наличии у общества задолженности по налогам перед бюджетом, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В сообщении о ликвидации ООО "ГеоВолга", опубликованном 29.02.2012 года в Вестнике государственной регистрации, опубликованы сведения о начале процесса ликвидации, о сроке заявления требования его кредиторами - 2 месяца с момента публикации.
Как усматривается из материалов дела, установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований кредиторов истек 29.04.2012 года.
Налоговый орган, имеющий всю необходимую информацию о ходе ликвидации ООО "ГеоВолга", своим правом кредитора в установленный законом срок не воспользовался.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами (статьи 63 ГК РФ).
На основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ форме N Р50003.
Поскольку ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары с момента публикации объявления 29.02.2012 года в "Вестнике государственной регистрации" о ликвидации ООО "ГеоВолга" требования кредиторов не заявлены, общим собранием принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс, не содержащий никаких сумм задолженности перед бюджетом, утвержден регистрирующим органом, о чем была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 15 февраля 2012 г. N ВАС-1157/12 указал на то, что анализ положений ст. 63-64 ГК РФ позволяет сделать вывод, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде.
Материалами дела полностью подтверждается, что задолженности ООО "ГеоВолга" перед органами Пенсионного Фонда не имеет, налоговый орган, являясь кредитором по налоговым платежам в бюджет, требований к ликвидационной комиссии не заявлял, ликвидационной комиссией не выносились решения об отказе в удовлетворении требований кредитора.
Следовательно, у ликвидационной комиссии отсутствовали основания ликвидации ООО "ГеоВолга" в ином, нежели предусмотренном ст. 61-64 ГК РФ, порядке.
В силу п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Протоколом N 7 Общего собрания участников ООО "ГеоВолга" утвержден ликвидационный баланс и с пакетом необходимых документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представлен в налоговый орган.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у ликвидационной комиссии отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и их выплаты налоговому органу.
Поскольку ООО "ГеоВолга" представило в налоговый орган все предусмотренные ст.21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, отказ в регистрации ликвидации общества по мотиву недостоверности ликвидационного баланса неправомерен.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя правомерно удовлетворены судом.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе о законности принятого Инспекцией решения об отказе в государственной регистрации в виду того, что ликвидационный баланс не содержит информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, судом проверены и по мотивам, приведенным выше, подлежат отклонению.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года по делу N А55-22074/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22074/2012
Истец: ООО "ГеоВолга"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары
Третье лицо: ГУ - Управление ПФР в Октябрьском районе г. Самары