Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 г. N 03АП-5387/12
г. Красноярск |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А33-13069/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" (истца) - Бабенко О.И., представителя по доверенности от 23 января 2012 года;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ответчика) - Ткаченко Н.И., представителя по доверенности от 28 июня 2012 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" октября 2012 года по делу N А33-13069/2012, принятое судьей Красовской С.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" (ИНН 2464102101, ОГРН 1062464068248; далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала-Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее также ответчик) о взыскании 1 149 006 рублей 23 копеек ущерба, причиненного частичной порчей груза, на основании договора N 8800010489 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 30 сентября 2009 года.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 октября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу об истечении срока исковой давности, о чём было заявлено ответчиком.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 октября 2012 года по делу N А33-13069/2012 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, поскольку повреждения грузу были причинены ответчиком на территории Российской Федерации при перегрузе из вагона в вагон, о чём имеются соответствующие отметки в товарно-транспортных накладных, к отношениям сторон должно применяться российское законодательство. Кроме того, претензия возвращена ответчиком формально.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2012 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 11 января 2013 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что претензия была направлена ответчику в рамках договора на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 30 сентября 2009 года N 880010489.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
По мнению ответчика, поскольку перевозки были осуществлены в прямом международном железнодорожном сообщении, к ним применяются нормы Соглашения о международном грузовом сообщении, участницами которого являются Китай и Россия. Исковое заявление было подано истцом за пределами срока исковой давности, определенного статьей 31 названного соглашения. Предъявление претензии не могло повлиять на срок исковой давности.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29 апреля 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" (экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью "КрасноярскСтройЭнергоМонтаж" (заказчик) подписан договор транспортной экспедиции N 06/04 (л.д. 19), в соответствии с которым экспедитор обязался выполнить транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные договором, в отношении грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении, а также в отношении грузов, экспортируемых за пределы Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении. В рамках договора экспедитор принимает на себя обязательства по организации отправки грузов железнодорожным, водным транспортом до пункта назначения, указанного заказчиком или/и по получению груза следующего железнодорожным, водным транспортом, доставке и вручению его заказчику (указанному им лицу - получателю груза).
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что в случае утраты, повреждения, порчи и прочее перевозимого товара по вине перевозчика, экспедитор оказывает всевозможное содействие заказчику в сборе и подготовке документов для предъявления претензии, предъявляет в установленном порядке претензии перевозчику и участвует в судебных процессах.
Согласно пункту 2.1.1 договора экспедитор обязуется организовать перевозку груза в соответствии с поручением заказчика, включая согласование перевозки с российскими перевозчиками (в порядке и сроки, предусмотренные статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
30 сентября 2009 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (дорога) и обществом с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" (заказчик) подписан договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 880010489 (л.д. 11), в соответствии с которым заказчик поручил, а дорога приняла на себя обязательства по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществлению дополнительных операций, связанных с перевозками и выполнением транспортно-экспедиционных и договорных услуг, выполняемых по просьбе заказчика.
Как следует из пунктов 4.1, 4.2 договора стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, ответственность сторон определяется законодательством Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и настоящим договором.
В силу пункта 6.4 договора взаимоотношения сторон, не предусмотренные договором, регулируются действующим законодательством Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами перевозок грузов, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными документами.
Пунктами 7.1., 7.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2009 года. включительно. Действие договора автоматически продлевается на прежних условиях на каждый последующий год.
В рамках исполнения контракта от 19 марта 2011 года N HDZINO201103-DI, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "КрасноярскСтройЭнергоМонтаж" и Хэйлунцзянской торгово-экономической компанией с ОО ЦЗИНО на поставку проката плоского оцинкованного из нелигированной стали класс "А" толщиной от 0,35 мм до 0,7 мм, окрашенный, в рулонах, и проката плоского оцинкованного из нелегированной стали класса "А", толщиной от 0,35 мм до 0,7 мм, в рулонах, применяемых для производства металлопрофиля (л.д. 24), по накладным N 007265 и N 007266 (л.д. 33-36) Хайлунцзянской торгово-экономической компанией со станции Санфан КНР на станцию Базаиха Красноярской железной дороги в адрес грузополучателя - общества с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт" был направлен груз - прокат плоский, из КНР груз прибыл 4 и 16 августа 2011 года соответственно.
10 августа 2011 года по накладной N 007265 (груз - прокат стальной оцинкованный) был составлен акт общей формы N 2/3 (л.д. 41) в связи с обнаружением в вагоне N 55284806 поврежденных упаковок всех 12 грузовых мест: заломы, вмятины, замятости нанесенных металлическими тросами при погрузке в вагон.
22 августа 2011 года по накладной N 007266 был составлен коммерческий акт в связи с тем, что при выдаче груза из вагона N 66500349 на СВХ ДМ станция Базаиха из 14 мест у четырех рулонов имелись разрывы упаковки через которые просматривались повреждения груза (л.д. 42).
В связи с изложенным проведены экспертизы, фирмой "Краснорскэкспертиза" составлены акты от 10 ноября 2011 года N 015.05/00350, N 015-05-00518 (л.д. 47, 50, 53), согласно которым 12 рулонов с плоским прокатом имеют механические повреждения упаковки, повреждения произошли до поступления товара на склад грузополучателя.
Истец полагает, что перевозчиком в результате ненадлежащего исполнения договора перевозки был причинен ущерб истцу в размере 1 149 006 рублей 23 копейки.
10 февраля 2012 года в адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием возместить 1 140 006 рублей 23 копейки ущерба, причиненного в связи с частичной порчей груза (л.д. 61). Согласно приложению к претензии, к ней были приложены копии коммерческого акта в 3 экземплярах, копия акта общей формы, копии актов экспертизы, копии спецификаций, копии железнодорожных накладных.
28 февраля 2012 года претензия истца была возвращена без рассмотрения со ссылками на статью 29 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, в связи с тем, что к претензии не были приложены оригиналы накладных и листов уведомления о прибытии груза (л.д. 63).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Ответчик в ходе рассмотрение дела судом первой инстанции заявил о пропуске истцом срока исковой давности, указав, что срок исковой давности по накладной N 007265 истек 9 мая 2012 года, по накладной N 007266 22 мая 2012 года.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из статей 4, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, считающее свои права нарушенными, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о защите гражданских прав способами, предусмотренными законом.
Вместе с тем, согласно положениям статей 195, пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительная защита гражданских прав возможна только в рамках срока исковой давности. В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, исковая давность является сроком, установленным законом для принудительного исполнения обязанности, для совершения в юрисдикционной форме действий в целях защиты, восстановления нарушенных (оспариваемых) прав.
Возможность реализации нарушенного права означает, что у истца есть основания для предъявления требования - нарушены принадлежащие ему субъективные права на имущество, денежные суммы и другое со стороны конкретного лица, ответчика.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному в рамках настоящего дела требованию в виду следующего.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статей 195, 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в суде апелляционной инстанции, в рамках исполнения контракта от 19 марта 2011 года N HDZINO201103-DI, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "КрасноярскСтройЭнергоМонтаж" и Хэйлунцзянской торгово-экономической компанией с ОО ЦЗИНО на поставку проката плоского оцинкованного, по накладным N 007265 и N 007266 Хайлунцзянской торгово-экономической компанией со станции Санфан КНР на станцию Базаиха Красноярской железной дороги был направлен груз в адрес грузополучателя - общества с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт", действующего как экспедитора во исполнение подписанного с обществом с ограниченной ответственностью "КрасноярскСтройЭнергоМонтаж" договора транспортной экспедиции от 29 апреля 2011 года N 06/04.
Согласно пояснениям истца, данный груз прибыл на станцию назначения с повреждениями, в связи с чем и возник настоящий спор.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о том, что основанием возникновения спорных отношений являлся договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 30 сентября 2009 года N 880010489, подписанного между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (дорога) и обществом с ограниченной ответственностью "КрасАвиаИмпорт".
По смыслу названного договора, а также статьи 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, он регламентирует отношения сторон в части организации перевозочного процесса - предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, но не по исполнению конкретных договоров перевозки. Ответственность ответчика за сохранность перевозимого груза договором на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 30 сентября 2009 года N 880010489 не установлена.
Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 5 статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, право заявлять претензии и иски перевозчику, связанные с сохранностью груза, предоставлено грузоотправителю либо грузополучателю, то есть участникам договора перевозки.
Следовательно, поскольку вред, на который ссылается истец в качестве основания рассматриваемого в настоящем деле иска, причинен, согласно пояснениям истца, при перевозке груза по накладным N 007265 и N 007266, спорные отношения возникли в связи с исполнением ответчиком договоров перевозки, оформленных указанными накладными.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под перевозками в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта понимаются перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 1 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), его предметом является установление прямого международного железнодорожного сообщения для перевозок грузов между железными дорогами стран - участниц СМГС.
Согласно пункту 1 § 3 статьи 2 СМГС его положения не применяются к перевозкам грузов, если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления.
Таким образом, поскольку станции отправления и назначения находятся в разных странах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что подлежат применению нормы СМГС, в частности о сокращенном сроке исковой давности.
Согласно § 1 и § 2 статьи 31 СМГС претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, сроки исковой давности для претензий о возмещении за частичную утрату груза, недостачу массы, повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам, а также за просрочку в доставке начинают течь со дня выдачи груза получателю. Дата начала течения срока давности в срок не включается.
Согласно § 7 статьи 29 СМГС, если к письменному заявлению о претензии к железной дороге приложены не все необходимые документы или документы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящего параграфа, приложены в копиях, то такое неполное или неправильное заявление о претензии возвращается претендателю железной дорогой в срок не позднее 15 дней со дня его поступления в орган железной дороги согласно Приложению 19 к СМГС с указанием, какие документы отсутствуют или представлены в копиях. В таких случаях не наступает приостановление течения срока давности, предусмотренное § 3 статьи 31 СМГС. Если железная дорога возвратит претендателю такое неполное или неправильное заявление позже 15-дневного срока, то течение срока давности приостанавливается со следующего дня после истечения этого срока до дня получения претендателями данного неполного или неправильного заявления о претензии.
Таким образом, только предъявление отправителем и получателем к железной дороге письменной претензии, оформленной в соответствии со статьей 29 СМГС, приостанавливает течение сроков исковой давности, предусмотренных в параграфе 1 статьи 31 СМГС.
Параграфом § 7 статьи 29 СМГС предусмотрено, что предъявление претензии к железным дорогам производится в случае частичной утраты, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам отправителем или получателем при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной) и коммерческого акта, выданного получателя железной дорогой на станции назначения.
Суд первой инстанции установил, что 10 февраля 2012 года в адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием возместить 1 140 006 рублей 23 копейки ущерба, причиненного в связи с частичной порчей груза. Претензия истца оставлена без рассмотрения письмом от 28 февраля 2012 года в связи с тем, что к претензии не были приложены оригиналы накладных и листов уведомления о прибытии груза, возвращена 11 апреля 2012 года директору ответчику под роспись.
Следовательно, срок исковой давности по накладной N 007265 истек 25 июня 2012 года (груз выдан 9 августа 2011 года + 9 месяцев + 45 дней (10 февраля 2012 года +15 дней - срок давности приостановлен с 26 февраля 2012 года по 11 апреля 2012 года на 45 дней), по накладной N 007266 8 июля 2012 года (груз выдан 22 августа 2011 года + 9 месяцев + 45 дней).
С настоящим иском истец обратился, согласно штампу органа почтовой связи на конверте, 10 августа 2012 года, то есть за пределами установленного статьей 31 СМГС.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доводы истца о необоснованном отклонении ответчиком направленной ему претензии отклоняются судом апелляционной инстанции как не имеющие отношения к рассмотрению настоящего дела, поскольку предоставление претензии приостанавливает течение срока исковой давности, установленного статьей 31 СМГС, но не прерывает его.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" октября 2012 года по делу N А33-13069/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.