г. Чита |
|
18 января 2013 г. |
Дело N А58-4299/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Камелёк" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 сентября 2012 года по делу N А58-4299/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Камелёк" (ОГРН 1111435010280) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124) о признании недействительным отказа Комитета земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 26.04.2012 N5546 и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принятое судьей Р.И. Эверстовой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Камелёк", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным отказа Управления земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 26.04.2012 N 5546 в предоставлении земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 07 сентября 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Учитывая, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории ГО "Город Якутск" исключительно на торгах, исходя из буквального толкования заявления Общества от 18.04.2012, отсутствия доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о правомерности отказа Комитета земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 26.04.2012 N 5546.
При таких обстоятельствах, оспаривание заявителем отказа ответчика не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку он не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200057559086.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание положения статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предоставлено право организациям на получение земельного участка путем согласования места размещения земельного участка.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200057559079.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного заседания, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 25.10.2012, 12.12.2012.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Общество 18 апреля 2012 года обратилось в Окружную администрацию города Якутска, черед ГАУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия)", с заявлением (т. 1, л. 8, 26), которым просило предоставить ему земельный участок, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Петра Алексеева, с целью строительства многоквартирного жилого дома с соцкульбытом, примерной площадью 500 кв.м., с указанием, что акт выбора земельного участка будет согласовываться Комитетом земельных отношений.
К заявлению приложены (т. 1, л. 10): учредительные документы, топосъёкма, фотография земельного участка, сведения ИСОГД, доверенность представителя, кадастровый план.
19 апреля 2012 года (т. 1, л. 26) данное заявление с приложенными документами передано в Администрацию, вх.N 12817н.
26 апреля 2012 года, Администрация исх.N 5546 (т. 1, л. 7) уведомило Общество о том, что ему отказано в предоставлении указанного земельного участка, под строительство многоквартирного жилого дома с соцкультбытом, без проведения торгов.
В основание принятого решения Администрацией сделана ссылка на статью 7 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", которой установлено, что на территории городского округа "Город Якутск" предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах или аукционах), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
По мнению Администрации и суда первой инстанции, Общество не подпадает под установленные данным нормативным правовым актам случаи исключения.
Указанным письмом Администрация предложила Обществу обратиться на сайт www.zukupki.yakutsk-city.ru и в официальное периодическое издание Окружной администрации г. Якутска "Эхо Столицы" за получением информации о формируемых Администрацией земельных участках, право аренды которых выставляется на торги.
Общество, посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности и не соответствует действующему федеральному законодательству, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Часть 10 статьи 3 Федерального закона Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Сторонами по делу не оспаривается, что испрашиваемый Обществом земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается установленным обстоятельством.
Согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Статьёй 4 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА установлено, что органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), является Окружная администрация города Якутска. Функции и полномочия Окружной администрации города Якутска по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются Окружной администрацией города Якутска в лице главы городского округа "Город Якутск", иных должностных лиц местного самоуправления, входящих в структуру Окружной администрации города Якутска, отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках их компетенции (ч.1).
В структуре Окружной администрации города Якутска предусматривается специальный отраслевой (функциональный) орган или структурное подразделение, осуществляющий (осуществляющее) деятельность по предоставлению муниципальных услуг в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (ч.2).
Из указанного следует, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления - Окружную администрацию города Якутска.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что, несмотря на то, что оспариваемый акт принят Управлением земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, рассматриваемое требование обоснованно заявлено Обществом к Окружной администрации города Якутска, поскольку Управление земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска является структурной единицей Окружной Администрации города Якутска и принимает все решения от имени Окружной Администрации города Якутска в установленной сфере компетенции.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч.1).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3).
Статьёй 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (ч.1)в том числе:
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (пункт "в");
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (пункт "к").
Статьёй 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (ч.1).
Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом (ч.3).
Статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7); сочетание интересов Общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего Общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пункт 11).
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (ч.1).
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ч.4).
Из указанного следует, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права только на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьёй 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (ч.1):
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (ч.1.1).
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (ч.1.2).
Земельным кодексом Российской Федерации установлены следующие случаи, когда предоставление земельных участков предоставляется исключительно на торгах:
- предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
- в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (ч. 6 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Из анализа заявления Общества (т. 1, л. 26) и представленных им документов в Администрацию прямо следует, без каких-либо пояснений представителя лица, принимавшего заявления, то, что заявитель просит предоставить ему земельный участок под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. в порядке ч. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов на праве аренды регламентируется ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, предоставляется без проведения торгов, как общее правило, и только в отдельных случаях - с проведением торгов, как исключение из общего правила. Формирование таких исключений предоставлено ч. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам муниципального образования.
В тоже время, специфика предоставления земельных участков под строительство без предварительного согласования мест размещения объекта состоит в том, что федеральным законодательством установлено общее правило, что предоставления земельных участков под строительство без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах, за исключением случаев прямо установленных Земельным кодексом Российской Федерации
В компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входит право ограничивать граждан, проживающих на территориях данных административных образований, в праве получения земельного участка одним из способов, установленных ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно частью 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
С учетом названных выше норм Федерального земельного законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Указанное означает, что органы местного самоуправления вправе на основании и во исполнение настоящего Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий издавать акты, содержащие нормы, устанавливающие перечень случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, с учетом принципа построения правовых норм земельного законодательства, указанное означает, что федеральным законодательством установлено общее правило, о праве предоставления гражданам и юридическим лицам земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, без проведения торгов. Данное правило не может быть исключено как земельным законодательством субъекта Российской Федерации, так и земельным законодательством муниципального образования. При этом в земельном законодательстве муниципального образования могут содержаться нормы, указывающие на конкретные случаи исключения из указанного правила, когда земельные участки, предоставляемые под строительство, с предварительным согласованием размещения объекта, могут предоставляться исключительно на торгах. Например, при наличии нескольких заявок на земельный участок, испрашиваемый под строительство, с предварительным согласованием размещения объектов.
При этом закон не дает права муниципальному образованию отказывать хозяйствующим субъектам в предоставлении земельного участка, на условиях предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием размещения земельного участка без торгов, поскольку в указанном правиле могут быть только исключения.
Примером указанных исключений, установленных федеральным законодательством, являются правила, предусмотренные частями 2 и 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что право на предоставление земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта без торгов установлено Земельным кодексом Российской Федерации, и само данное право не может быть целиком отнесено к перечню случаев, которые в силу части 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе установить органы местного самоуправления.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции не вправе применять правила, установленные частью 1 статьи 7 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА к рассматриваемым правоотношениям.
Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
(Принцип применения указанных правил указан в Постановлениях Президиума ВАС Российской Федерации от 02.11.199 N 4464/99, от 22.09.2009 N 5415/09, от 28.02.2012 N 14489/11).
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации не было законных оснований отказывать заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, только по тем основаниям, что нормативным правовым актом от 15.02.2012 N 50-НПА не предусмотрен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков под строительство с предварительным согласованием мест размещения объекта, кроме, как только путем проведения торгов.
Более того, суд апелляционной инстанции считает, что Администрация неправильно понимает применение статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления земельного участка по строительство без предварительного согласования мест размещения объектов, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого Обществом отказа.
Так частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из указанного следует, что Администрация, получив заявление Общества о предоставлении земельного участка для строительства и придя к выводу о том, что данный земельный участок истребуется Обществом для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, должна была не отказать Обществу в предоставлении данного земельного участка, как она поступила в данном случае, а руководствуясь частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, обязана была осуществить организацию по проведению работ по формированию земельного участка; провести торги (конкурс, аукцион) продаже права на заключение договора аренды земельного участка; подписать протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов). В случае отсутствия претендентов на участие в указанных торгах (одной заявки), передать земельный участок в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Таким образом, даже в случае, если допустить, что Общество вправе было получить указанный земельный участок на торгах, как утверждает ответчик, у Администрации также не было законных оснований для отказа Обществу в предоставлении указанного земельного участка, в силу части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что предложение Администрации обратиться Обществу на сайт www.zukupki.yakutsk-city.ru и в официальное периодическое издание Окружной администрации г. Якутска "Эхо Столицы" за получением информации о формируемых Администрацией земельных участках, право аренды которых выставляется на торги, также в данном случае нарушает права заявителя.
Как усматривается из заявления, Общество намеревалось получить право аренды конкретного земельного участка, а не вообще право аренды земельного участка, которое предлагает Администрация.
Принцип предоставления земельных участков в Земельном кодексе Российской Федерации построен таким образом, что инициатива в выборе земельного участка, права на который не разграничены, предоставлена лицам, имеющим намерение получить земельный участок для определенных ими самими целей. Указанное не исключает, что и органы местного самоуправления вправе формировать и предлагать земельные участки всем заинтересованным лицам по своему усмотрению.
Между тем, как понимает суд апелляционной инстанции, воля просителя земельного участка носит приоритетный характер при определении судьбы такого земельного участка, поскольку законом установлено, что орган местного самоуправления вправе предоставить или отказать в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Но при этом, орган местного самоуправления не вправе обуславливать отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка наличием у муниципального образования иных, уже сформированных земельных участков, подготовленных им к предоставлению, т.к. только хозяйствующий субъект определяет намерение в получение того или иного участка, в зависимости от цели его хозяйственного использования.
Указанное определяется тем, что муниципальное образование выставляет к реализации те земельные участки, которые в её понимании подлежат данной процедуре, в то время как хозяйствующий субъект при выборе земельного участка руководствуется своими интересами, обусловленными экономическими и иными критериями.
В силу указанных объективных противоречий, законодатель определил, что инициатором в предоставлении земельного участка является в первую очередь проситель, который сам определяет свои потребности в данном земельном участке, в то время как муниципальное образование проверяет возможность такого предоставления на соответствие требованиям действующего законодательства в соответствии с истребованными целями. В силу указанного, в данном случае не применим принцип "бери что дают".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права и процессуального права.
Требования Общества подлежат удовлетворению.
Взыскать с Окружной администрации г. Якутска в пользу ООО "Камелёк" судебные расходы, понесенные Обществом в связи с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 рублей по платежным поручениям N 77 от 23.07.2012 (т. 1, л. 6), N 88 от 28.09.2012 (т. 1, л. 65).
Возвратить ООО "Камелёк" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 рублей по платежному поручению N 88 от 28.09.2012 (т. 1, л. 65).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "07" сентября 2012 года по делу N А58-4299/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать отказ Управления земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении ООО "Камелёк" земельного участка, изложенный в письме от 26.04.2012 N 5546, незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камелёк".
Взыскать с Окружной администрации города Якутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Камелёк" судебные расходы, понесенные Обществом в связи с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Камелёк" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 88 от 28.09.2012 в размере 1 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4299/2012
Истец: Общество с ограниченной отвественостью "Камелек"
Ответчик: Окружная администрация города Якутска
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5043/18
16.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4299/12
17.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4299/12
30.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7529/16
17.10.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6320/16
12.09.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5027/12
01.04.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1074/16
30.12.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5027/12
29.12.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5027/12
05.09.2013 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4299/12
06.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1461/13
18.01.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5027/12
07.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4299/12