город Ростов-на-Дону |
|
17 января 2013 г. |
дело N А32-49980/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.С. Тан-Бин
при участии:
от ООО "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО": представитель Горбунова О.И.по доверенности от 26.12.2012.
от МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю: представитель Сапелкин А.П. по доверенности от 09.01.2013.
от УФНС по Краснодарскому краю: представитель Шаров А.С. по доверенности от 18.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2012 по делу N А32-49980/2011 о признании решения налогового органа недействительным по заявлению ООО "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО"
(ОГРН 1107746546720, ИНН 7705922399, г. Сочи) к заинтересованным лицам: МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю,
г. Сочи, УФНС по Краснодарскому краю, г. Краснодар принятое в составе судьи Чеснокова А.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган) N 5939 от 29.08.2011 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю N 20-12-988 от 19.10.2011 (далее - налоговые органы, инспекция) (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2012 по делу N А32-49980/2011 заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции ФНС России N7 по Краснодарскому краю N 5939 от 29.08.2011 признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Решение Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю N 20-12-988 от 19.10.2011 признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда от 14.09.2012 по делу N А32-49980/2011 налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку установленная норма четко определяет перечень лиц, относимых к учреждениям культуры и искусства в целях предоставления льготы, а налогоплательщик не подпадает ни под одну из групп, внесенную в этот перечень. Суд первой инстанции неверно истолковал норму пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, посчитав, что возможность применения плательщиками НДС спорной льготы связывается только со сферой применения и характером оказываемых услуг, то есть с видом деятельности.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2012 по делу N А32-49980/2011 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФНС по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю в отношении ООО "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО" проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 26.07.2011 N 39657.
На основании акта камеральной проверки, с учетом возражений налогоплательщика, налоговым органом в присутствии уполномоченного лица общества вынесено решение от 29.08.2011 N 5939 об отказе в привлечении к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в котором установлено занижение НДС на сумму 130 393 руб.; обществу предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решение от 29.08.2011 N 5939 обжаловано обществом в соответствии со ст. 101.2 НК РФ в Управление федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю N 20-12-988 от 19.10.2011 апелляционная жалоба ООО "КСКК "АКВАЛОО" оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю от 29.08.2011 года N 5939 утверждено.
В адрес общества направлено требование N 35593 об уплате налога в размере 130 393 рубля на основании решения N 5939 от 29.08.2011.
Не согласившись с решениями налогового органа, считая их незаконными и необоснованными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном удовлетворении судом первой инстанции требований общества, по следующим основаниям.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации общества за 1 квартал 2011 налоговый орган пришел к выводу о том, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку общество не относится к учреждениям культуры и искусства, перечень которых определен в НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
По смыслу названной нормы права возможность применения плательщиками налога на добавленную стоимость спорной льготы обусловлена не организационно-правовой формой последних, а сферой применения и характером оказываемых ими услуг, то есть с видом деятельности.
Согласно Постановления от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (в ред. изм. N 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 N 134-ст, N 3/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1517-ст) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.09.2009 г. N 16-15/100505 "подтверждением принадлежности организации к учреждениям культуры и искусства является присвоение организации соответствующего кода ОКВЭД".
В Уставе общества определены виды деятельности общества, среди которых (п.2.3 Устава) указаны "организация отдыха, развлечений, культуры и спорта". Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в деле (раздел "Сведения о видах экономической деятельности") обществу присвоен код ОКВЭД 92.7 "прочая деятельность по организации отдыха и развлечений".
Уставная деятельность ООО "КСКК "АКВАЛОО" это деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта данной деятельности соответствует Раздел ОКВЭД 92. "Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта". У ООО "КСКК "АКВАЛОО" имеется ОКВЭД 92.7 "Прочая деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта". Среди видов деятельности общества в его Уставе указан и такой вид деятельности как экскурсионная деятельность.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности специальный раздел (код) ОКВЭД для проведения экскурсий и/или осуществления экскурсионной деятельности отсутствует. Таким образом, ссылки налогового органа на ОКВЭД налогоплательщика в части того, что его ОКВЭД не дает возможность осуществлять деятельность по проведению экскурсий не состоятелен.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, довод налогового органа, основанный на положениях "Модельного закона о туристской деятельности", принятого на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением N 27-15 от 16.11.2006 о том, что экскурсионная деятельность - деятельность субъектов туристической индустрии (туроператоров, турагенств, туристско - экскурсионных, экскурсионных бюро, бюро гидов - переводчиков), а также имеющих необходимую квалификацию аккредитованных физических лиц по подготовке, организации и проведению экскурсий, оказанию услуг экскурсовода, гида, гида - переводчика - и сделанный в связи с этим вывод о том, что экскурсионные услуги являются одним из видов туристических услуг и ими может заниматься только специализированная организация, судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Для осуществления экскурсионной деятельности специальные разрешения законодательством не установлены.
Согласно п.4 ст.149 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, не подлежащих налогообложению. Данный раздельный учет ведется обществом на основании бланков строгой отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 25.02.2000 г. N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", в числе которых указывается и "Экскурсионная путевка".
Реализация экскурсионных путевок представляет собой стоимостную оценку результатов основной деятельности учреждения по созданию и оказанию услуг по осуществлению названных мероприятий. Следовательно, от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг, полученная путем продажи экскурсионных путевок.
Как следует из материалов дела, согласно выписке в штатном расписании общества отдельным структурным подразделением выделен экскурсионный отдел со штатом в количестве четырех человек и ОАО "Курорт экспертиза" 13.09.2010 выдан сертификат соответствия N РОСС RU.У070.М02455 на услуги "Экскурсионные услуги: "Организация экскурсий" сроком действия до 12.09.2013 который представлен в материалы дела.
Материалами дела подтверждается, что у общества в проверяемый период имелось внутренне структурное подразделение - экскурсионный отдел, в котором работал квалифицированный экскурсовод Кобж Э.М., а силами данного отдела налогоплательщик оказывал платные услуги в сфере организации отдыха, развлечений, культуры, а именно реализовал экскурсионные путевки отдыхающим и гостям КСКК "АКВАЛОО" (физическим лицам).
В рамках данной деятельности обществом оказывались экскурсионные услуги по маршрутам: "Обзорная по Сочи", "Ореховские водопады", "Аквариум на Новой Мацесте", "Змейковские водопады", "Агуское ущелье", "Воронцовские пещеры", "Тисо-самшитовая роща", "Река Аше - Изумрудная долина", "Дельфинарий "Лазаревское", "Каньон "Чудо-Красотка", "Волконский дольмен", "Река Шахе - "долина легенд и 33 водопада", "Уч-Дере "чайные Домики", "Река Западный Дагомыс "Корыта", "Солох-Аул - родина русского чая", "Адлерский Дельфинарий" и др. Технологические карты экскурсий согласованы с МУП "Центр развития курортного комплекса г. Сочи".
Бухгалтерский учет по данному виду деятельности велся раздельно, экскурсионные путевки, реализуемые организацией, соответствуют бланку строгой отчетности "Экскурсионная путевка".
Экскурсионные путевки, реализуемые организацией, соответствуют бланку строгой отчетности, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н. и изготовлены с учетом требований предъявляемых Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 г. N 29-01-39/04, согласно которому, организации культуры вправе использовать бланки строгой отчетности, утвержденные данным документом, при условии проштамповки недостающих реквизитов.
Недостающие реквизиты, а именно наименование организации, с указанием ее организационно-правовой формы, ИНН организации, место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа - содержит экскурсионная путевка ООО "КСКК "АКВАЛОО".
Таким образом, экскурсионная путевка, используемая обществом установленного образца.
Обществом представлены в материалы дела копии отчетов о продаже экскурсионных путевок и отрывных талонов к путевкам за период с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г. (первый квартал 2011 года) с указанием маршрутов, а также копии паспортов экскурсионных автобусных маршрутов.
Реализация экскурсионных путевок представляет собой стоимостную оценку результатов основной деятельности учреждения по созданию и оказанию услуг по осуществлению названных мероприятий. Следовательно, от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг (ст. 154 НК РФ), полученная путем продажи экскурсионных путевок.
Оценив довод налоговой инспекции о том, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку установленная норма четко определяет перечень лиц, относимых к учреждениям культуры и искусства в целях предоставления льготы, а налогоплательщик не подпадает ни под одну из групп, внесенную в этот перечень, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Сложившейся практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.03.2010 г. N ВАС-2738/10, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2012 по делу NА32-37251/2011) установлено, что возможность применения плательщиками НДС спорной льготы связывается не с организационно-правовой формой последних, а со сферой применения и характером оказываемых услуг.
Таким образом, по смыслу статьи 149 НК РФ возможность применения плательщиком налога на добавленную стоимость спорной льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, то есть с видом деятельности.
Следовательно, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по данному налогу в соответствии с названной статьей, имеет право на льготу.
С учетом изложенного суд считает, что общество имело право на применение льготы, установленной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, отказа в применении указанной льготы налоговым органом неправомерен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности доначисления налогоплательщику НДС.
В этой связи решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю N 5939 от 29.08.2011 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю N 20-12-988 от 19.10.2011 незаконны и подлежат отмене.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования ст. 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2012 по делу N А32-49980/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49980/2011
Истец: ООО "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО", ООО КСКК АКВАЛОО
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю, Межрайонная Инспекция ФНС России N 7 по Краснодарскому краю, УФНС по КК