В целях реализации задач и функций в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, установленных Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, и во исполнение приказов МПР России от 27.12.2002 N 921 и от 28.01.2003 N 54 приказываю:
1. Утвердить Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Кенозерский".
2. Директору федерального государственного учреждения "Национальный парк "Кенозерский" (Шатковской) осуществить регистрацию Положения в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра |
К.В. Янков |
Положение о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Кенозерский"
(утв. приказом МПР РФ от 5 марта 2003 г. N 166)
г. Архангельск, 2003 г.
I. Общие положения
1.1. Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Кенозерский" разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133), Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024), Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст.610) и Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3180).
1.2.Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Кенозерский" (далее - Парк, национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория и акватория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, рекреационных и культурных целях.
1.3. В своей деятельности Парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России), законодательством Архангельской области, а также настоящим Положением.
1.4. Парк образован Постановлением Совета Министров РСФСР "О создании государственного природного национального парка "Кенозерский" Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в Архангельской области" от 28 декабря 1991 года N 84 на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 990 государственный природный национальный парк "Кенозерский" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Кенозерский".
Общая площадь Парка в границах, установленных в соответствии с государственными актами АрО-15 N 000266 и АрО-05-04 N 389, составляет 139,663 тыс. га.
В границы национального парка включены земли других собственников и пользователей без изъятия из хозяйственной эксплуатации площадью 7,673 тыс. га. Национальный парк имеет исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.
1.5. Земельные участки в границах Парка, а также находящиеся на них здания и сооружения не подлежат приватизации.
1.6. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, и вновь выявленные памятники истории и культуры, в установленном порядке закрепляются за Парком на праве оперативного управления.
1.7. Режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определяется Положением, утверждаемым органом, в ведении которого находится Парка#, по согласованию с органами исполнительной власти Архангельской области.
II. Основные задачи Парка
2.1. На Парк возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение природных комплексов и объектов, уникальных и эталонных природных участков, историко-культурных объектов, имеющих экологическое, историческое и рекреационное значение, в сочетании с их изучением и пропагандой;
- обеспечение целостности архитектурных ансамблей, комплексов, исторической среды и прилегающих ландшафтов, создание наилучших условий сохранения, изучения и использования недвижимых и движимых памятников истории и культуры, популяризация музейными средствами (экспозиции, выставки, экскурсии, лекции и т.п.) культурного и природного наследия;
- сохранение и восстановление исторически сложившихся культурных ландшафтов;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, его непосредственная организация;
- разработка и внедрение научных методов сохранения природных и историко-культурных комплексов в условиях рекреационного использования, и экологического просвещения;
- осуществление экологического мониторинга;
- экологическое просвещение населения;
- сохранение и возрождение традиций народного творчества, ремесел, фольклора и промыслов;
- изучение и применение зарубежного опыта в области сохранения природных и историко-культурных ресурсов через систему охраняемых территорий; развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с охраняемыми природными территориями Российской Федерации и зарубежных стран, иными организациями, предприятиями и учреждениями в соответствии с целями и задачами Парка;
- содействие комплексному социально-экономическому, экологическому, культурному и духовному развитию региона, создание новых рабочих мест;
- осуществление контроля за соблюдением установленного режима особой охраны территории Парка.
III. Основные функции Парка
3.1. Национальный парк в соответствии с возложенными на него основными задачами:
- осуществляет охрану природных и историко-культурных комплексов и объектов в границах территории Парка и его охранной зоны, принимает предусмотренные законом меры по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны, природо- и памятникоохранного законодательства, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении;
- проводит лесохозяйственные, лесовосстановительные, лесозащитные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов;
- организует на своей территории охрану лесов и других природных комплексов от пожаров и их тушение, а также защиту лесов от вредителей и болезней;
- выявляет на своей территории памятники истории и культуры, обеспечивает в установленном порядке их государственный учет;
- осуществляет охрану и реставрацию объектов историко-культурного наследия;
- выявляет, собирает, хранит и изучает музейные предметы и музейные коллекции;
- осуществляет контроль за соблюдением архитектурных и строительных норм и правил на территории Парка;
- осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на территории Парка и его охранной зоны в части соблюдения ими установленного режима охраны и требований памятнико- и природоохранного законодательства;
- осуществляет управление и контроль за деятельностью по обеспечению регулируемого туризма и отдыха;
- осуществляет работу в области экологического просвещения, пропаганды охраны природного и культурного наследия среди местных жителей, населения региона и посетителей Парка;
- организует и обустраивает эколого-образовательные и туристические маршруты и тропы в соответствии с функциональным зонированием территории, обеспечивает их информативность;
- организует и проводит экскурсии, лекции;
- создает и обеспечивает функционирование музеев, экспозиций, выставок, Визит-центров для посетителей Парка;
- осуществляет благоустройство функциональных зон Парка, в том числе предназначенных для развития туризма, рекреационное освоение территории, обеспечивает развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, организацию обслуживания посетителей;
- организует и осуществляет на своей территории мониторинга# состояния окружающей природной среды и биологического ресурсов;
- организует проведение научных исследований, направленных на изучение и сохранение природных комплексов, биологического разнообразия, природного и историко-культурного наследия; археологического обследования территории Парка и его охранной зоны, обеспечивает координацию научно-исследовательских работ, проводимых по согласованию с дирекцией Парка на его территории сторонними и учебными организациями;
- обеспечивает работу по учету лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд), объектов растительного и животного мира, рыбных запасов, проведение лесоустройства;
- организует устойчивое лесопользование, в том числе с применением старинных технологий;
- разрабатывает комплексные программы и планы развития и деятельности Парка на конкретные периоды;
- осуществляет сотрудничество с государственными, общественными, частными российскими и зарубежными объединениями и организациями, средствами массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию Парка;
- осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам Парка, предусматривающую возрождение хозяйственного и социально-культурного уклада жизни Кенозерья на основе развития современных экологически щадящих видов и технологий природопользования и многовековых культурных и хозяйственных традиций местного населения;
- создает хозяйственные подразделения и подсобные хозяйства в целях обеспечения функционирования национального парка и реализации стоящих перед ним задач, оказывает населению платные услуги и устанавливает тарифы на услуги и товары, реализуемые в результате собственной деятельности, в том числе через открываемые в установленном порядке магазины и киоски;
- осуществляет иную деятельность, не противоречащую возложенным на Парк задачам.
IV. Правовой статус Парка
4.1. Национальный парк является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. Парк может финансироваться также за счет поступлений из бюджета Архангельской области, внебюджетных источников, собственных средств и иных не запрещенных законодательством источников. Парк имеет самостоятельный баланс, расчетные, текущие, лицевые, валютные и другие счета в органах федерального казначейства, в учреждениях Банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
4.2. Полное наименование юридического лица: федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Кенозерский". Краткоее# наименование: ФГУ НП "Кенозерский".
Юридический адрес Парка: 163061, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18.
4.3. По административно-территориальному признаку Парк разделен на два сектора: Плесецкий - на территории Плесецкого района Архангельской области с административным центром в д. Вершинино и Каргопольский - на территории Каргопольского района Архангельской области с административным центром в д. Морщихинская. В г. Архангельске располагается Представительство Парка, в г. Каргополе - эколого-образовательный центр.
4.4. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории Парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов Парка запрещается.
4.5. Парк, как особо охраняемая природная территория федерального значения, относится к объектам исключительно федеральной собственности. Здания, сооружения и другие объекты недвижимости закрепляются за Парком на праве оперативного управления.
4.6. Парк по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации осуществляет функции государственного органа охраны памятников истории и культуры на включенной в его состав территории, обеспечивает контроль за состоянием и сохранностью памятников; указания Парка по вопросам охраны, использования и содержания памятников обязательны для всех организаций, учреждений и граждан. Директор Парка является главным государственным инспектором по охране памятников истории и культуры.
4.7. Парк является генеральным заказчиком всех исследовательских, проектных и производственных работ по консервации, реставрации, ремонту и приспособлению памятников истории и культуры.
4.8. Парк выдает разрешения по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации на все виды обследования, производство консервационных, реставрационных, ремонтных и других работ, связанных с изменением состояния объектов культурного наследия.
4.9. Парк утверждает проектно-сметную документацию на реставрацию и использование зданий и сооружений, входящих в состав Парка, осуществляет научно- методический и технический контроль за производством консервационных, реставрационных и ремонтных работ.
4.10. Парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территории Парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации, Архангельской области, Плесецкого и Каргопольского районов.
4.11. Территория Парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, генеральных планов и проектов детальной планировки. Указанные проектные документы подлежат обязательному согласованию с дирекцией Парка.
4.12. Парк осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда, водных пространств, животного мира и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда.
4.13. Парк может создавать, участвовать в создании и оказывать содействие в создании новых и модернизации действующих предприятий и учреждений на территории парка, в том числе с иностранным участием, деятельность которых соответствует задачам, возложенным на Парк, а также выступать учредителем и участвовать в фондах, ассоциациях и иных организациях, способствующих развитию Парка в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.14. Парк может иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы, торговые знаки и др.), утвержденную в порядке, установленным# законодательством Российской Федерации. Национальный парк обладает исключительным правом использовать собственную символику и распоряжаться ею в рекламных и иных целях..
4.15. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием символики и названия национального парка, изображений и копий природных и историко-культурных объектов, археологических памятников и музейных предметов из фондов и экспозиций, их кино-, видео-, теле- и фотосъемка осуществляются с разрешения дирекции Парка в установленном порядке. Использование символики Парка без разрешений, выдаваемых дирекцией Парка, не допускается.
4.16. На прилегающих к территории Парка участках земли создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Режим и особые условия использования территории охранной зоны устанавливаются Положением о ней, утверждаемым в порядке, установленным# Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
V. Структура, управление Парком, особенности деятельности
5.1. Национальный парк находится в ведении МПР России.
5.2. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации.
5.3. Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка.
Директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с МПР России утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) заключает договоры во всех областях деятельности национального парка;
д) распоряжается имуществом и средствами национального парка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
е) открывает счета в органах федерального казначейства и учреждениях Банка России и других кредитных организациях;
ж) принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры на выполнение отдельных видов работ;
з) налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников национального парка и применяет меры материального и морального поощрения;
и) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
к) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;
л) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
м) выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.
5.4. Парк имеет гибкую организационную структуру, которая устанавливается директором в соответствии со стоящими перед Парком задачами.
5.5. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников Парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из Федерального бюджета.
5.6. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением, законодательством российской# Федерации и приказами МПР России.
5.7. В состав Парка входят вспомогательно-обслуживающие подразделения и подсобные цеха, обеспечивающие прием посетителей, эколого-образовательную и просветительскую деятельность, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, переработку и реализацию древесины от рубок промежуточного пользования, изготовление сувениров, мебели, оказание транспортных услуг, производство проектно- изыскательских, ремонтных, строительных и реставрационных работ, других товаров и услуг.
5.8. Для выполнения производственных работ Парк формирует трудовые коллективы, действующие на основании договоров подряда или трудовых соглашений.
5.9. Формы, системы и размер оплаты труда работников трудовых коллективов и структурных подразделений Парка устанавливается директором Парка за счет и в пределах имеющихся у него средств.
5.10. Дирекция Парка принимает меры по созданию новых рабочих мест, осуществляет материальное стимулирование коренного населения по переориентации хозяйства на традиционные методы; при возможности выплачивает стипендии наиболее одаренным детям из местных семей, направляемым на учебу по специальностям, соответствующим профилю деятельности Парка; принимает на частичное обеспечение лиц, преимущественно пожилого возраста, являющимися хранителями устного народного творчества, традиций, обычаев, народных технологий промыслов и ремесел за счет и в пределах имеющихся у него средств; устанавливает льготы на природопользование для одиноких, многодетных, малообеспеченных граждан.
VI. Режим охраны территории Парка
6.1. Режим особой охраны территории национального парка включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач и устанавливается исходя из целей создания Парка и требований законодательства в области охраны окружающей среды.
На территории Парка устанавливается дифференцированный режим ее охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. Описание границ функциональных зон Парка приведено в приложении 1.
В соответствии с этим на территории Парка выделены следующие функциональные зоны.
6.1.1. Особо охраняемая зона - предназначена для сохранения и восстановления процессов естественной эволюции природных комплексов, эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, наиболее ценных природных экосистем, редких и исчезающих видов животных и растений и их местообитаний, поддержания разнообразия местных видов растений и животных, сохранение природных и культурных ландшафтов. В этой зоне допускаются отдельные виды деятельности, строго регламентируемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами и задачами каждого отдельного участка.
В особо охраняемой зоне запрещается любая деятельность, ведущая к нарушению условий существования животных, растений и естественных процессов развития природных комплексов, в том числе:
- строительство крупных центров обслуживания, новых автодорог;
- любые виды рубок, кроме выборочных санитарных рубок по состоянию, рубок переформирования в биотехнических целях и планировочных рубок;
- использование и изъятие природных ресурсов (любительская и промысловая охота, лов рыбы промысловыми орудиями, сбор коллекционных материалов, сбор дикоросов, коллекционных материалов, заготовка лекарственного сырья, выпас и прогон домашнего скота, уничтожение и отлов животных);
- нахождение с орудиями лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- уничтожение и повреждение природных объектов и памятников природы, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
Запрещен перевод участков особо охраняемой зоны в рекреационную зону.
Допускается:
- ограниченное рекреационное посещение с научно-познавательными целями;
- сбор ягод в период их созревания и грибов на строго определенных участках;
- лицензионный спортивный лов рыбы крючковыми снастями в зимне-весенний период на строго определенных участках;
- проведение археологических раскопок, ремонтно-реставрационных работ;
- проведение научно-исследовательских работ, направленных на разработку научных основ охраны природы, сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений и животных, осуществление контроля за изменением фонового состояния биосферы, выделение закономерностей динамики, взаимосвязей между компонентами биогеоценозов;
- ручное сенокошение в целях сохранения исторически сложившихся агрокультурных ландшафтов;
- проведение выборочных санитарных рубок по состоянию, рубок переформирования в биотехнических целях и планировочных рубок;
- проведение ревизий обходов, лесопатологических обследований, лесоустроительных работ;
- организация оборудованных туристических стоянок на маршрутах;
- проведение биотехнических мероприятий;
- организация познавательных экскурсий по специально организованным маршрутам;
- обустройство экологических троп и маршрутов.
Посещение особо охраняемой зоны без сопровождения сотрудников Парка либо без письменного разрешения его дирекции не допускается.
6.1.2. Рекреационная зона - предназначена для сохранения природных комплексов, живописных ландшафтов, организации познавательного туризма, экологического просвещения населения.
В рекреационной зоне запрещается:
- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
- пастьба скота;
- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
- деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
- мойка автомобилей;
- проведение экскурсий без разрешения администрации национального парка;
- размещение промышленных и бытовых отходов, занятие земельных участков под цели, не связанные с деятельностью национального парка;
- нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
- самовольное ведение археологических раскопок, вывоз предметов, имеющих историко- культурную ценность;
- применение ядохимикатов;
- сброс на рельеф местности, в водоемы и водотоки любых сточных вод;
- деятельность, нарушающая красоту и живописность ландшафтов и влекущая за собой ущерб природной среде, в том числе нарушение местообитаний охраняемых растений и животных, загрязнение почв, вод, воздушной среды; замусоривание территории и акваторий и др.;
- замусоривание территории и акваторий водоемов, уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений. малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
- промысловая охота и промысловый лов рыбы.
Допускается:
- маркировка и оборудование трасс маршрутного туризма (пешего, водного весельного, велосипедного, лыжного, конного), устройство мест стоянок для дневного отдыха и ночлега, смотровых площадок, экспозиционных участков для наблюдения за животными, информационных центров и пунктов, экспозиций, эколого-образовательных троп и маршрутов, причалов и т.д.
- оборудование мест для купания и отдыха не# воде, расчистка водоемов в рекреационных целях в специально выделенных местах;
- рубки промежуточного пользования, в том числе рубки формирования ландшафтов, выборочные санитарные рубки, рубки переформирования насаждений в биотехнических целях, планировочные рубки;
- лицензионный любительский традиционный лов рыбы местным населением промысловыми и спортивными орудиями;
- спортивная охота на разрешенные в Парке охотничьи виды местному населению;
- восстановление и оборудование трасс исторических путей передвижения, производство реставрационно-восстановительных работ на памятниках истории, техники, науки и культуры, создание новых и возрождение бытовавших промыслов и ремесел;
- проведение традиционных видов сельскохозяйственной деятельности в пределах исторически сложившихся границ сельхозугодий, а также других видов традиционной деятельности местного населения (рыбная ловля, сбор дикоросов, сушняка и т.д.);
- проведение научных исследований, обеспечивающих контроль за рекреационной дигрессией, нормирование рекреационных нагрузок, регулирование потоков, формирование научных основ экскурсионно-туристской деятельности;
6.1.3. Зона охраны культурных ландшафтов предполагает организацию определенных видов деятельности, обеспечивающих воспроизводство основных структур и элементов культурного ландшафта.
Зона охраны культурных ландшафтов включает территории исторических населенных пунктов, насыщенных памятниками истории и культуры, объектами крестьянского хозяйства. Она включает так же# прилегающие лесные, луговые и полевые угодья, в которых осуществляется традиционная жизнедеятельность местного населения и где могут размещаться инфраструктурные объекты Парка.
Зона охраны культурных ландшафтов предназначена для:
- обеспечения сохранности и восстановления ландшафтов, сохранности и восстановления их структурных элементов и важных ландшафтообразующих процессов;
- ведения экологически безопасного сельского хозяйства, соответствующего традиционному типу; сохранения и восстановления памятников и историко-культурной среды;
- сохранения биоразнообразия природно-культурных биогеоценозов;
- улучшения условий жизни местного населения;
- организации познавательного туризма, проведения экологического просвещения населения.
В зоне охраны культурных ландшафтов запрещается:
- деятельность, нарушающая эстетическую ценность и целостность ландшафтов и влекущая за собой ущерб природной и историко-культурной среде;
- загрязнение почв, вод, воздушной среды, нарушение местообитаний охраняемых растений и животных, захламление земель и акваторий;
- расширение границ существующей застройки за пределы исторических границ малых поселений, за исключением пунктов Поча, Усть-Поча, Вершинино, Морщихинская, территориальное развитие которых должно осуществляться в соответствии с проектной документацией, согласованной дирекцией Парка;
- новое строительство без разрешения дирекции Парка и согласования проектной документации.
Допускается:
- выделение и оборудование акваторий для лицензионной промысловой и любительской рыбной ловли;
- охота по согласованию с дирекцией Парка в специально отведенных местах при соблюдении установленных ограничений, заготовка дикорастущих плодов и ягод;
- устройство и оборудование эколого-образовательных и туристических троп и маршрутов, стоянок для дневного отдыха и ночлега, смотровых площадок, причалов;
- благоустройство территории без элементов урбанизации и разрушения естественного облика ландшафтов, размещение объектов социальной инфраструктуры, административных, хозяйственных и прочих объектов Парка;
- строительство баз отдыха, гостиниц, кемпингов, турбаз, визит-центров Парка, предприятий общественного питания, торговли и других культурно-бытовых объектов в установленном порядке;
- организация познавательных экскурсий по специально организованным маршрутам;
Организуется и поддерживается:
- восстановление традиционных крестьянских дворов и исторической застройки поселений;
- ведение традиционной сельскохозяйственной деятельности в пределах исторически сложившихся границ сельхозугодий;
- поддержание существующих и возрождение бытовавших промыслов и ремесел;
- проведение рубок ухода за лесом и реконструкция лесных биогеоценозов для восстановления планировочной и ценотической структуры ландшафта и обеспечения местных жителей и подразделений Парка топливом и строительными материалами;
- ведение консервационных и реставрационных работ на памятниках истории и культуры и их содержание, благоустройство прилегающей территории; восстановление иных нарушенных элементов культурного ландшафта;
- восстановление и оборудование трасс исторических путей передвижения и сообщения, развитие гужевого и иных традиционных форм транспорта;
- проведение научных исследований, в том числе направленных на изучение и выявление положительных и отрицательных аспектов технологий природопользования, выработку практических рекомендаций по комплексному ведению хозяйства при его многоукладной форме; нормирование рекреационных нагрузок, формирование научных основ экскурсионно-туристской деятельности.
Сельскохозяйственные предприятия по согласованию предоставляют участки для строительства и благоустройства рекреационных объектов. Дирекция Парка в установленном порядке может осуществлять изъятие земель у землепользователей в случае использования их не по назначению, заброшенных, перешедших в иные категории, для производства ландшафтной реконструкции с целью возврата земель в ландшафтный сельскохозяйственный оборот, сохранения биоразнообразия и экологического равновесия.
В пределах зоны выделяются:
А. Подзона агроландшафтов. Включает главным образом земли сельскохозяйственного назначения. В границах подзоны запрещается новое строительство и прокладка инженерных коммуникаций, а также изменение назначения земель без разрешения дирекции Парка и без согласованного с дирекцией Парка проекта намечаемой деятельности.
При выдаче разрешения дирекция Парка определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности исторических структур ландшафта, осуществление которых возлагается на организации и граждан, заинтересованных в проведении работ. Новое строительство объектов сельскохозяйственного назначения регламентируется дирекцией Парка.
В подзоне агроландшафтов сохраняется историческая ценная система планировки угодий и селитебных земель, резервируются возможности для восстановления ранее утраченных элементов и параметров ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, ликвидируется или дезавуируется поздняя диссонирующая застройка, проводится расчистка от древесно-кустарниковой растительности композиционно значимых для пейзажа луговых и полевых угодий, обеспечиваются благоприятные условия зрительного восприятия памятников и восстанавливаются визуальные связи между ними и между поселениями.
В пределах подзоны агроландшафтов ответственность за соблюдение установленного режима возлагается на землепользователя.
При ведении сельскохозяйственных работ в данной подзоне должны соблюдаться следующие требования:
- проведение уборочных работ и сенокошения в сроки и способами, предотвращающими гибель животных;
- обеспечение экологической безопасности животноводческих ферм (обеспечение их жижесборниками, навозохранилищами и пр., предотвращающими стоки в водные объекты);
- ограждение скотомогильников, предотвращающее проникновение животных;
- регламентация выпаса скота (только в пределах территорий пастбищ с обустройством на них поилок);
- вывод животноводческих ферм и складов пестицидов и агрохимикатов за пределы водоохранных зон.
На территории агроландшафтов запрещается:
- выжигание растительности:
- проведение гидромелиоративных работ, коренное улучшение естественных сенокосов и пастбищ, освоение новых земель без согласования с дирекцией национального парка.
- устройство водопоев скота из водоемов и водотоков, являющихся местом обитания растений и животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации или в региональный Список редких и исчезающих видов растений и животных, утвержденный в установленном порядке;
- выпас скота на территории лугов;
- организация дачных и садоводческих товариществ.
Разрешается:
- строительство необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной сети, не противоречащее целям и задачам национального парка;
- ведение консервационных и реставрационных работ на памятниках истории и культуры и их содержание, благоустройство прилегающей территории; восстановление иных нарушенных элементов культурного ландшафта, в том числе исторической застройки поселений.
Б. Интегрированные подзоны охраны памятников истории и культуры. В составе зоны охраны культурных ландшафтов могут быть выделены интегрированные подзоны охраны памятников истории и культуры, которые устанавливаются в порядке, предусмотренным# законодательством об охране памятников истории и культуры. Систему подзон охраны как отдельно стоящих памятников, так и градостроительных комплексов, составляют:
- охранная зона памятников;
- зона регулирования застройки;
- участки исторического культурного слоя.
Помимо отдельных строений, сооружений и архитектурных ансамблей к памятникам истории и культуры на территории национального парка могут быть отнесены исторические поселения с сохранившейся планировкой и застройкой.
На территории подзон охраны памятников устанавливается режим содержания и использования, обеспечивающий возможность изучения, сохранения и реставрации памятника и его историко-культурной среды. До разработки соответствующего проектного обеспечения и его последующего утверждения, предусмотренных действующим законодательством для зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, режим интегрированных подзон охраны памятников в границах Парка регулируется индивидуальными правоустанавливающими документами по функциональному зонированию. Режим использования территории устанавливается с учетом особенностей каждого памятника и характера современного его использования.
Охранная зона памятника - территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия.
Режим использования охранной зоны памятника определяется видом памятника и характером его современного использования.
В охранной зоне и на территории памятника сберегается историческая ценная система планировки, резервируются возможности для восстановления ранее утраченных элементов и параметров, убирается поздняя диссонирующая застройка, сохраняется соответствующая памятнику среда и ландшафт, обеспечивается наиболее полное выявление достоинств памятника, благоприятные условия его образа.
На участках непосредственного окружения наиболее ценных памятников проводятся рубки формирования ландшафтов и ландшафтные посадки с целью воссоздания пейзажа конкретных исторических эпох.
В охранной зоне должны быть обеспечены необходимые для сохранности памятника гидрологическая обстановка, чистота воздушного бассейна и водоемов, защита от динамических воздействий и пожарная безопасность.
В охранной зоне по специальным проектам, согласованным с дирекцией Парка, могут выполняться:
- работы, связанные с сохранением и восстановлением планировки зданий и сооружений, формирующих историческую среду и окружение памятников, с благоустройством территории;
- устройство дорог и троп, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного освещения, озеленение и благоустройство, установка стендов и витрин, относящихся к памятникам, и обеспечение других форм благоустройства, вызванных требованиями современного использования, но не нарушающих исторически ценную градостроительную среду и природный ландшафт.
- замена выводимых из зон предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и сохранению памятника.
Режим использования территории охранной зоны устанавливается с учетом особенностей каждого памятника и характера современного его использования.
Зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону памятника, необходимая для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика населенного пункта, для закрепления значения памятников в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.
В зоне регулирования застройки сохраняется система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно- пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, целостность композиции, охраняемых архитектурных комплексов или ландшафтов.
Новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется дирекцией Парка по функциональному назначению, приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям.
В зоне регулирования застройки не разрешается размещать промышленные предприятия, транспортно-складские и другие сооружения, создающие грузопотоки, загрязняющие воздушный и водный бассейны, опасные в пожарном отношении, взрывоопасные.
В зоне регулирования застройки не допускается строительство транспортных магистралей и развилок, эстакад, мостов и других инженерных сооружений, нарушающих исторический облик населенного пункта.
Участки исторического культурного слоя.
На участке культурного слоя строительные и земляные работы, посадка деревьев и кустарников производится с разрешения дирекции Парка.
В случае необходимости до начала строительных работ на участках культурного слоя производятся археологические исследования.
По завершению археологического исследования участка культурного слоя на месте фрагменты сооружений подлежат охране как недвижимые памятники истории и культуры.
При отсутствии таких исследований участок по решению дирекции Парка исключается из состава территории культурного слоя.
На специально выделенных участках, по согласованию с дирекцией Парка, допускается традиционная хозяйственная деятельность, включая связанные с нею виды пользования природными ресурсами. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам Парка.
В. Режим использования земель, расположенных в границах муниципальных образований, направлен на реализацию идеи поддержания исторического облика местных поселений, создания более качественной среды жизнедеятельности населения, отвечающей современному уровню культурного, социального и инженерного обеспечения. В границах земель муниципальных образований выделяются:
Территории селитебной и производственной застройки населенных пунктов. Поселения, расположенные на территории национального парка, являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования. Градостроительная документация и проекты развития населенных пунктов рассматриваются и утверждаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при наличии согласования дирекцией национального парка. Требования к планировочной организации населенных пунктов, определяются с учетом намечаемого функционального и рекреационного использования территории. При проектировании и строительстве жилых и общественных зданий следует учитывать этажность и пластику фасадов исторической застройки.
Общими для всех населенных пунктов требованиями являются: учет исторически сложившейся планировки, учет охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры, учет водоохранных зон озер и водотоков (недопустимо размещение вредных производств и неканализованного жилья), учет зон санитарной охраны подземных водозаборов и зон санитарной вредности от производственных и коммунальных объектов.
Земельные участки для жилищного строительства местным жителям представляются органами местного самоуправления по согласованию с дирекцией национального парка;
Подзона обслуживания посетителей, где размещаются информационные центры Парка, гостевые дома, туристские комплексы, приюты и стоянки, детские экологические лагеря, предприятия питания, торговли и другие культурно-бытовые и рекреационные объекты. Так как участки подзоны обслуживания посетителей находятся в границах исторических поселений, то строительство здесь должно вестись только по индивидуальным проектам с учетом требований, предъявляемым к объектам особого градостроительного регулирования, в том числе вышеуказанных;
Участки хозяйственной деятельности Парка, где размещаются производственные объекты, обеспечивающие осуществление хозяйственной деятельности национального парка. Строительство хозяйственных объектов должно вестись с учетом необходимости организации санитарных разрывов до селитебной застройки, а также вышеуказанных природо- и средоохранных требований.
Г. Лесная подзона культурных ландшафтов. Включает участки, покрытые лесом и кустарниковой растительностью, в составе Парка с изъятием и без изъятия из хозяйственного использования.
Ведение лесного хозяйства на таких территориях направлено на восстановление пространственной структуры культурных ландшафтов, и там, где это невозможно - восстановление коренных древостоев. Важнейшей целью ведения лесного хозяйства на этих территориях является также обеспечение дровяной древесиной местного населения. Приоритетными работами на этих территориях являются ландшафтные рубки с целью создания открытых и полуоткрытых пространств.
6.2. На территории Парка (во всех зонах) запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам Парка, в том числе:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
- предоставление на территории Парка садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Парка;
- рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловая охота и рыболовство (за исключением акваторий оз. Лекшмозеро, оз. Кенозеро), промышленная заготовка дикорастущих (за исключением специально выделенных участков для местного населения), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием Парка вне дорог общего пользования, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность; самовольное ведение археологических раскопок;
- нахождение на территории Парка с оружием, за исключением лиц инспекторского состава национального парка, специально уполномоченных должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, а также местных жителей во время проведения спортивной охоты на разрешенные в Парке охотничьи виды в сроки и на участках, определяемых дирекцией Парка.
Дирекцией Парка могут быть запрещены или ограничены другие установленные действующим законодательством виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, научной, культурной и рекреационной ценности территории.
6.3. В границах национального парка разрешается строительство и эксплуатация дорог, линий электропередачи, связи и других коммуникаций, необходимых для функционирования национального парка, а также связанных с социально-экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, не противоречащей целям и задачам национального парка. Размещение и строительство любых хозяйственных и иных объектов на территории Парка возможно только после получения согласования администрации Парка и положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на соответствующую проектную документацию, утвержденную в установленном порядке.
Работникам предприятий (организаций), в ведении которых находятся автодороги, трассы ЛЭП и другие коммуникации, предоставляется право беспрепятственного доступа к объектам на территории национального парка для их ремонта и технического обслуживания. Общими экологическими требованиями к содержанию полос отвода транспортных коммуникаций являются:
- поддержание в рабочем состоянии водопропускных сооружений и кюветов; своевременная очистка от захламленности и ликвидация стихийных свалок;
- согласование с дирекцией национального парка размещения стоянок для автотранспорта и обслуживания автомобилей; запрет мойки автомототранспортных средств вне специально отведенных мест.
6.4. Вдоль всех водных объектов, включенных в границы национального парка, в соответствии с нормативами устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, режим ведения хозяйственной деятельности в которых определяется Водным кодексом Российской Федерации и Положением о водоохранных зонах объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. N 1404. Размеры водоохранных зон и прибрежных полос устанавливаются в соответствие с Генеральной схемой развития Кенозерского национального парка.
Порядок использования маломерного флота определяется специальным Положением, разрабатываемым администрацией национального парка.
Режим охраны и использования земель, находящихся под болотами и водой, но не относящихся к водному фонду (реки, ручьи, озера, пруды, болота, канавы и каналы, расположенных на землях прочих землепользователей), определяется режимом использования земель соответствующих землепользователей, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
В пределах водоохранных зон рек и озер запрещается:
- использование навозных стоков на удобрения;
- размещение складов горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, складирование навоза, мусора и отходов производства;
- проведение рубки леса с целью заготовки древесины;
В пределах прибрежных полос рек и озер дополнительно запрещается:
- распашка земель;
- выпас скота, организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя);
- применение удобрений;
- складирование отвалов размываемых грунтов;
6.5. Посещение и рекреационное использование ресурсов Парка является платным. Нахождение на территории Парка граждан, постоянно не проживающих на этой территории, а также рыбная ловля, охота, сбор дикорастущих без специального письменного разрешения дирекции Парка запрещены.
6.6. Лимиты посещения гражданами территории Парка определяются дирекцией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территории в рекреационных целях.
6.7. Изменение функционального зонирования территории Парка может осуществляться только после внесения соответствующих поправок в Положение о национальном парке, принимаемых на основании разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях проектов организации и развития национального парка.
6.8. На землях, включенных в границы Парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется специальным Положением, утверждаемым Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с органами исполнительной власти Архангельской области.
6.9. Парк обеспечивает контроль за хозяйственной деятельностью и производством работ на включенной в его границы территории. Собственники земель, владельцы и пользователи земельных участков, включенных в границы Парка, обязаны соблюдать требования режима, установленного для этих территорий.
6.10. Дирекция Парка имеет право приостановить деятельность предприятий, организаций, граждан, приводящую к нарушению целостности охраняемых им памятников, культурных ландшафтов, объектов природы или несоответствующую настоящему Положению.
6.11. Дирекция Парка может вносить в областные и местные органы власти предложения о временном запрещении или ограничении видов деятельности предприятий, организаций, граждан, влекущих за собой снижение экологической, культурной и рекреационной ценности территории.
6.12. С Парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Парка и его охранной зоны.
6.13. Деятельность предприятий и организаций на территории Парка допускается только по согласованию дирекции# Парка.
VII. Организация охраны Парка
7.1 .Охрана природных и историко-культурных комплексов и объектов и контроль за соблюдением режима национального парка обеспечивается специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
7.2. В состав специальной государственной инспекции национального парка входят:
- директор национального парка, являющийся главным государственным инспектором по охране территории национального парка;
- заместители директора, являющиеся заместителями главного государственного инспектора по охране территории национального парка;
- старшие государственные инспектора по охране территории национального парка;
- участковые государственные инспектора по охране территории национального парка;
- государственные инспектора по охране территории национального парка.
7.3. В вопросах обеспечения охраны территории администрация национального парка и ее службы взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры, охраны водных ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, и иными специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды, с правоохранительными органами. Рейды указанных органов на территории национального парка проводятся совместно с представителями государственной инспекции по охране территории национального парка.
7.4. К охране территории Парка могут привлекаться общественные инспектора.
VIII. Права государственных инспекторов по охране территории национального парка
8.1. Государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории Парка вне зон свободного посещения разрешения на право пребывания на указанных территориях;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на землях в границах национального парка и территории его охранной зоны;
в) составлять в пределах компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в области охраны собственности и против порядка управления;
г) задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, и доставлять указанных лиц с целью составления протокола об административном правонарушении в правоохранительные органы, в помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в служебное помещение национального парка;
д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
е) производить на территории Парка досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия, орудий и продукции природопользования, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
ж) производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
з) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
и) беспрепятственно посещать любые объекты, расположенные в границах Парка и его охранной зоны, в том числе режимные объекты в установленном порядке, для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства;
к) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны территории национального парка;
л) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности.
8.2. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории Парка предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
б) рассматривать дела о нарушениях установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка и его охранной зоны;
в) налагать административные взыскания, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушениях;
г) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка и его охранной зоны;
д) передавать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования на рассмотрение судье;
е) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
8.3. Государственные инспектора по охране территории Парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
8.4. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них задач предоставляется в установленном порядке право ношения служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
8.5. Государственные инспектора по охране территории национального парка в установленном порядке обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, бесплатным форменным обмундированием со знаками различия, им выдается нагрудный знак установленного образца.
8.6. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, электрошоковые устройства отечественного производства, слезоточивый газ, служебных собак, устройства для принудительной остановки транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.7. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IX. Ответственность за нарушение режима Парка
9.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа в соответствии с действующим законодательством с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
9.2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
9.3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
X. Научно-исследовательская деятельность
10.1. Научно-исследовательская деятельность в Парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биоразнообразия, природных и историко- культурных комплексов и объектов, культурных ландшафтов, форм народного творчества, традиционных промыслов и ремесел, памятников материальной и духовной культуры в условиях рекреационного и хозяйственного использования, оценку и прогноз экологической обстановки по данным мониторинга.
10.2. Научно-исследовательская деятельность имеет прикладной характер, результаты научных разработок являются основанием для принятия управленческих решений.
10.3. Научное обеспечение деятельности Парка осуществляется специалистами комплексов природного наследия, культурного наследия, а также научно- исследовательскими учреждениями по договорам в соответствии с текущими планами НИР.
10.4. Научно-исследовательская деятельность в Парке проводится:
- штатными сотрудниками комплексов природного наследия и культурного наследия по планам научно-исследовательских работ, утвержденных директором Парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на основании договоров, заключенных с национальным парком по общим с ним программам, согласованным с МПР России.
10.5. Научно-исследовательские работы в национальном парке проводятся по следующим основным направлениям:
- мониторинг природных экосистем и историко-культурных объектов;
- сохранение динамической устойчивости и целостности культурного ландшафта;
- инвентаризация культурно-ландшафтных комплексов и их наиболее ценных элементов;
- сохранение исторически сложившейся планировки поселений и системы расселения;
- выявление и изучение историко-культурных ценностей и их постановка на государственную охрану;
- выявление и научная инвентаризация движимых памятников истории и культуры;
- изучение и сохранение памятников духовной культуры;
- сохранение форм народного творчества, традиционных промыслов и ремесел;
- ведение кадастров природных ресурсов национального парка;
- оценка антропогенного воздействия на природный комплекс национального парка и его компоненты;
- разработка программы восстановления природных экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных;
- использование ГИС-технологии для решения научных и практических задач.
10.6. Программы всех научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых на территории Парка сторонними организациями и отдельными специалистами, подлежат обязательному согласованию с Парком. Результаты указанных работ в виде отчетов, проектов и других выходных материалов в обязательном порядке в одном экземпляре передаются дирекции Парка для учета и формирования информационного банка данных территории. Парк при этом гарантирует соблюдение авторских прав на результаты работ, не допускает передачи указанных материалов третьей стороне или использования их в коммерческих целях без согласования с исполнителями этих исследований.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10.6. Специалисты Парка в обязательном порядке привлекаются к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в регионе.
10.7. Специалисты Парка организуют контроль за ходом проектных и строительных работ на всей территории, рассматривают и согласовывают на всех стадиях разработку генеральных планов и проектов детальной планировки, проекты застройки, благоустройства и реконструкции отдельных зданий и комплексов, запрашивают для согласования архитектурно-планировочные задания и проекты реконструктивных мероприятий.
10.8. Специалисты Парка разрабатывают режим содержания памятников истории и культуры и их охранных зон, режим охраны природы, контролируют режим содержания зон охраны Парка, характер природопользования территории и акваторий Парка.
10.9. Специалисты Парка рассматривают и согласовывают проекты производственных планов и хозяйственной деятельности всех предприятий и организаций на территории Парка в части соблюдения законодательства об охране памятников истории и культуры и охраны природы.
10.11. В национальном парке создается Научно-технический совет из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных ресурсов, природного и культурного наследия, экологического просвещения (как сотрудников парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений). Состав Научно-технического совета и Положение о нем утверждаются МПР России.
10.12. На заседаниях Научно-технического совета рассматриваются планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию численности объектов животного мира, пропаганде и актуализации культурного и природного наследия на территории национального парка. Научно-технический совет рассматривает вопросы научной, природоохранной, просветительской, рекреационной и иной деятельности национального парка.
Решения Научно-технического совета носят рекомендательный характер и проводятся в жизнь приказами директора.
10.13. В Парке с правами совещательного органа действуют: Научно-методический совет, Фондово-закупочная комиссия; Общественные Советы. Совещательные органы действуют на основании отдельных Положений, утверждаемых директором, их решения проводятся в жизнь приказами директора.
XI. Эколого-просветительская деятельность
11.1. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на воспитание бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств.
11.2. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке осуществляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов и экспозиционных участков;
- формирование методической базы экологического просвещения;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комплексов, содержащих материалы, характеризующие историю национального парка, историко-культурное наследие, растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
- организация детских художественных студий и мастерских практического ремесла;
- организация и проведение детских экологических лагерей;
- организация экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов и других материалов информационно-просветительского характера;
- реализация образовательных программ и методик в различных формах эколого- просветительской работы;
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- привлечение местного населения к практической деятельности в сферах охраны культурного и природного наследия, приема и обслуживания туристов и посетителей;
- организация практической природоохранной деятельности местного населения, школьников;
- организация школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля, циклы занятий для работников системы управления и городского хозяйства;
- освещение деятельности Парка в средствах массовой информации;
- иные формы и методы пропаганды экологических знаний.
11.3. Парком разрабатываются эколого-просветительские программы для различных групп посетителей с учетом их интересов, возраста, образования, а также для включения в учебные программы местных школ и специализированных учебных заведений.
XII. Организация туризма и обслуживания посетителей Парка
12.1. Организация и обслуживание посетителей, деятельность по обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самим национальным парком, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензий и договоров с дирекцией Парка на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
12.2. Парк обеспечивает обустройство рекреационных зон, эколого-образовательных троп и туристских маршрутов, приютов, развитие сферы платных услуг и информационное обслуживание посетителей.
12.3. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристского сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания может осуществляться с привлечением средств заинтересованных государственных и частных предприятий и организаций, иных коммерческих структур, в том числе совместных и иностранных, на договорных условиях с дирекцией Парка.
12.4. В случае отсутствия юридических или физических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, Парк самостоятельно осуществляет эти работы за счет бюджетных и собственных средств, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в смете расходов Парка.
12.5. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией национального парка.
12.6. Дирекция национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
12.7. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 916 "Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 926 "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
12.8. В Парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
- обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, эколого-образовательных троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
- услуги, оказываемые местными жителями (размещение, питание, транспорт, сопровождение);
- перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорта) средствах, кроме относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, кино-фото-видеопродукции, связанных с историко-культурным и природным наследием Парка;
- прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;
- оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;
- оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
- организация и обслуживание музейных и вольерных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, в том числе животных и растений;
- деятельность по оказанию информационных услуг;
- экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
12.9. Туроператоры, работающие на территории Парка, в обязательном порядке согласовывают с дирекцией Парка цены на услуги, предоставляемые местными жителями, по приему и обслуживанию посетителей и туристов.
12.10. Дирекция Парка имеет право ограничивать либо расширять число видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории Парка исходя из реального состояния природных и историко-культурных комплексов и объектов.
12.11. При наличии лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 926, на условиях, определенных в соответствующих договорах. Указанные договоры подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
12.12. Владелец лицензии представляет на утверждение администрации национального парка и МПР России проектную документацию на все виды работ, осуществляемые им в соответствии с лицензией и договором аренды.
12.13. Главными условиями осуществления лицензируемых видов деятельности являются:
- сохранность историко-культурных и природных комплексов и объектов;
- целостность ландшафта и сохранение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории;
- отсутствие противоречий и разногласий с Парком в деятельности по маркетингу турпродукта, организации приема и обслуживания туристов и посетителей;
- безопасность посетителей;
- возможность ограничения рекреационных нагрузок по требованию дирекции Парка;
- согласование режимов посещения и правил поведения на объектах с дирекцией Парка.
XIII. Финансово-хозяйственная деятельность Парка
13.1. Парк осуществляет финансово-хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую его задачам и установлению режима особой охраны территории.
13.2. Парк осуществляет оперативный бухгалтерский учет и статистический учет результатов своей деятельности и представляет отчетность в МПР России и другие организации в установленном законодательством порядке.
13.3. Собственными средствами национального парка, в том числе в иностранной валюте, получаемыми Парком и остающимися после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, которыми он распоряжается самостоятельно в установленном порядке, являются средства, полученные:
- от просветительской, рекреационной, научной, памятнико- и природоохранной, рекламно-издательской, хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
- в качестве арендной платы за предоставление земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха;
- в счет возмещения ущерба, причиненного природным и историко-культурным комплексам и объектам, расположенным на территории в границах Парка, а также при нарушении физическими и юридическими лицами режима использования территории охранной зоны;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
- за оказание платных услуг, а также за пользование рекреационными объектами на территории Парка;
- отчисления от прибыли предприятий, предусмотренные соответствующими договорами;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов от государственных или иных предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан и их объединений, международных, а также иностранных организаций и частных лиц;
- платежей предприятий и граждан за пользование ресурсами;
- платежей за посещение Парка;
- от реализации пиломатериалов;
- от осуществления иных видов деятельности, соответствующим целям и задачам Парка;
13.4. Штрафы за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц Парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
13.5. Национальный парк самостоятельно в установленном порядке определяет цены и тарифы на реапизуемые в результате собственной деятельности товары и услуги.
13.6. Объемы бюджетного финансирования, а также планы лесохозяйственных, биотехнических, природоохранных, научно-исследовательских и иных мероприятий утверждается# МПР России.
13.7. Регулирование численности отдельных видов животных осуществляется национальным парком самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Архангельской области.
13.8. Охотпользование и рыбная ловля на территории национального парка осуществляется им самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов в аренду другим пользователям.
13.9. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
13.10. Национальный парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, для которых он создан, установленному режиму и действующему законодательству.
13.11. Национальный парк осуществляет строительство, капитальный и текущий ремонт, эксплуатацию и содержание производственных баз, гаражей, жилого фонда, контор, служебных помещений, коммуникаций и другой необходимой инфраструктуры собственными силами или с привлечением подрядчиков.
13.12. Парк обладает исключительным правом на организацию экскурсионной и научно-просветительской работы на своей территории. Учреждения и организации, специализирующиеся на указанных направлениях деятельности, могут работать на территории Парка только по договорам с его дирекцией.
XIV. Оплата и условия труда, социальные гарантии в Парке
14.1. Структура и штаты Парка определяются директором по согласованию с МПР России, исходя из задач Парка в соответствии с действующим законодательством.
14.2. Виды и размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера определяются директором Парка.
14.3. При выезде лиц в Парк на работу, жилые помещения, занимаемые ими и членами их семей по постоянному месту жительства, бронируются на все время действия трудового договора.
14.4. Жилищный фонд Парка включается в категорию служебного и может быть передан работникам, имеющим прописку на территории Парка и отработавшим в Парке не менее 10 лет.
14.5. Работникам Парка выдается бесплатно специальная одежда, обувь, средства индивидуальной защиты, полевое снаряжение и оборудование по утвержденным нормам.
14.6. Работникам Парка, в том числе вышедшим на пенсию, для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
14.7. Работникам Парка, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на территории Парка, предоставляются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы).
14.8. Для работников Парка производится на льготных условиях отпуск древесины на корню от рубок ухода, санитарных и прочих рубок на строительство и ремонт индивидуальных домов и надворных построек. Условия и размеры отпуска древесины на эти цели устанавливаются МПР России.
14.9. Работникам Парка, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, катера, лодочные моторы, снегомобили и использующим их для служебных разъездов, за счет Парка могут выделяться горюче-смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники.
XV. Имущество национального парка
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
14.1. Имущество национального парка, в том числе здания, сооружения, историко- культурные и другие объекты недвижимости, закреплено за ним на праве оперативного управления.
Национальный парк владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законодательством.
14.2. Имуществом национального парка является:
- имущество, закрепленное Министерством имущественных отношений Российской Федерации, его территориальным органом;
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств;
- имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых национальным парком от реализации разрешенной хозяйственной деятельности.
14.3. Имущественные отношения, возникающие между национальным парком и участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законодательством.
XV. Гарантии интересов местного населения, проживающего на территории Парка
15.1. Парк всей своей деятельностью способствует сохранению и приумножению природных богатств Кенозерья, возрождению культурных традиций, улучшению экологических и социально-экономических условий жизни местного населения, формированию социальной инфраструктуры.
15.2. По мере создания новых рабочих мест, Парк обеспечивает первоочередное право трудоустройства местных жителей, а по мере формирования материальной и технической базы Парка - предоставление местному населению услуг на льготных условиях: отпуск и доставка дров, строительного леса, транспортное обслуживание, материальная и техническая помощь народным умельцам, фермерам, многодетным, престарелым и малоимущим.
15.3. Парк обеспечивает соблюдение жизненно важных интересов местных жителей в вопросах охраны и рационального использования природных ресурсов Кенозерья в границах Парка.
XVI. Порядок реорганизации и ликвидации национального парка
16.1. Национальный парк как государственное учреждение может быть реорганизован или ликвидирован только по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
XVII. Контроль за деятельностью национального парка
17.1. Контроль за деятельностью национального парка осуществляется МПР России, другими специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Приложение 1
Описание границ функциональных зон национального парка "Кенозерский"
1. Особо охраняемая зона
Участок 1 (западная граница Парка)
Кенозерское лесничество - кв. N 180-184,198-203, 216-221, 249-254, 268-273.
Лекшмозерское лесничество - кв. N 1-3, 4-7, 9-11.
Участок 2 (восточная граница Парка)
Кенозерское лесничество - кв. N 278-285, 295-301, 303-308.
Лекшмозерское лесничество - кв. N 28-31.
Участок 3 (восточная граница Парка)
Лекшмозерское лесничество - кв. N 84, 85, 98-103, 115, 116, 119-122, 135-139.
2. Рекреационная зона
Кенозерское лесничество - кв. N 1-19, 22-34, 36, 39-43, 46-53, 56-65, 68-73, 76, 77, 79, 80, 82-102, 111-115, 119, 120, 122-128, 131-133, 135, 138, 139, 145-153, 150-168, 175-179, 187, 188,194-197, 204-206, 212-215, 222-225, 231-241, 246-248, 255-267, 274-276, 286, 287, 290, 291.
Лекшмозерское лесничество - кв. N 8, 13, 14, 15, 20, 21, 23-27, 32-34, 38-49, 54-62, 66-69, 76-83, 86, 87, 94-97, 104, 105, 112-114, 118, 123-125, 128-130, 132-134, 140-145, 147-158, 161-167,170-177,181-186, 189-192,195-202, 204-216.
3. Зона охраны культурных ландшафтов
Кенозерское лесничество - кв. N 20, 21, 35, 37, 38, 44, 45, 54, 55, 66, 67, 74, 75, 78, 81, 103-110, 116-118, 121, 129, 130, 134, 136, 137, 140-143, 144, 154-159, 169, 170-174, 185, 186, 189-193, 207-211, 226-230, 242-245, 277, 288, 289, 292-294. Лекшмозерское лесничество - кв. N 12, 16-19, 22, 35-37, 50-53, 53-65, 70-75, 88-93, 106-111, 117, 126, 127, 131, 146, 159, 160, 168, 169, 178-180, 187, 188, 193, 194, 203.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 5 марта 2003 г. N 166 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Кенозерский"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МПР России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР России от 17 марта 2005 г. N 66