г. Пермь |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А50-12961/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при участии:
от истцов - общества с ограниченной ответственностью "РосСтройСервис" (ОГРН 1075903001514, ИНН 5903077564), общества с ограниченной ответственностью "Уралстройзаказчик" (ОГРН 1085902001415, ИНН 7705401340) - Глевич А.М. (директор),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Старкова В.А. (доверенность от 24.08.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истцов - общества с ограниченной ответственностью "РосСтройСервис", общества с ограниченной ответственностью "Уралстройзаказчик"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2012 года
по делу N А50-12961/2012,
принятое судьей Заляевой Л.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РосСтройСервис", общества с ограниченной ответственностью "Уралстройзаказчик",
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-оценка"
об установлении кадастровой стоимости, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РосСтройСервис" (далее - общество "РосСтройСервис") и общество с ограниченной ответственностью "Уралстройзаказчик" (далее - общество "Уралстройзаказчик") обратились в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10 939,28 кв.м с кадастровым номером 59:07:001 10 08:0015, расположенного по адресу: Пермский край, г.Краснокамск, ул. Энтузиастов, 18, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 9 831 000 руб., применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно, а также возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 9 831 000 руб.
Определением суда от 16.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Капитал-оценка" (далее - общество "Капитал-оценка").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истцы направили апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В жалобе ссылаются на ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и указывают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость. Рыночная стоимость объекта недвижимости была установлена на 01.09.2006, то есть на ту дату, на которую была установлена кадастровая стоимость, поэтому вывод суда о том, что рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 2012 год, считают противоречащим законодательству. Как указывают истцы, ими представлены доказательства рыночной стоимости земельного участка, поэтому суду следовало в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установить кадастровую стоимость земельного участка равной ее рыночной стоимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" с доводами апелляционной жалобы не согласно, направило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает, что истцами в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.09.2006. В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. В связи с вышеизложенным представленный истцами отчет об оценке от 26.06.2012 N 1490/12 не мог являться надлежащим доказательством по делу, поскольку истцы не оспаривают кадастровую стоимость земельного участка, установленную постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п, а при определении кадастровой стоимости земельного участка в судебном заседании она подлежит установлению на момент рассмотрения судебного спора.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором также указывает на внесение изменений в ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми положения данной статьи не могут применяться к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования (26.07.2010) вышеназванного закона, т.е. до 25.09.2010. Кроме того ссылаясь на п.8 ФСО N 1 (Федеральные стандарты оценки), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, указывает, что датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. В отзыве просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РосСтройСервис" (продавец) и обществом "Уралстройзаказчик" (покупатель) 31.03.2011 заключен договор купли - продажи земельного участка, по условиям, которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 10939,28 кв.м с кадастровым номером 59:07:001 10 08:0015, расположенный по адресу: Пермский край, г.Краснокамск, ул. Энтузиастов, д. 18.
Право собственности общества "Уралстройзаказчик" на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 26.07.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 25).
В соответствии с кадастровыми выписками от 22.03.2011, 26.06.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:001 10 08:0015 площадью 10 939, 28 кв.м разрешенное использование: для завершения строительства 10 - этажного дома, составляет 59 032 402 руб. 41 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края".
По мнению истцов, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании отчета N 1490/12 об определении рыночной стоимости земельного участка от 26.06.2012 стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:001 10 08:0015 по состоянию на 01.09.2006 составляет 9 831 000 руб. (л.д. 35- 100).
Считая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости позволит восстановить права истцов в сфере налогообложения, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению исходя из его рыночной стоимости.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления судебного акта в законную силу.
По перечисленным обстоятельствам действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной на конкретную дату, не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
В ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Указанная дата имеет значение только для упорядочения сведения государственного кадастра недвижимости, и она никак не связана с изменением гражданско-правовых или налоговых обязательств заинтересованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов настаивал на удовлетворении исковых требований именно в заявленном виде - просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 9 831 000 руб., применяемую в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно.
Однако сам факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.09.2006, то есть дату установления кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Истцы в рамках настоящего дела, по существу, заявляют об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такие изменения в кадастровой стоимости земельного участка посредством принятия судебного решения не могут повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Поскольку истцы просили установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной с указанием в судебном акте на её применение в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, и как пояснил представитель истцов, требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной, на дату предъявления настоящего иска им не заявлялось, суд апелляционной инстанции соглашается с отказом суда первой инстанции в удовлетворении требований.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2012 года по делу N А50-12961/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12961/2012
Истец: ООО "РосСтройСервис", ООО "Уралстройзаказчик"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю
Третье лицо: ООО "Капитал-оценка", Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю